Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2010


Психологические технологии

Суп из топора

Практические рекомендации к работе с метафорическим пространством клиента

Всем известен традиционный метод сказкотерапии, когда клиенту предлагается сочинить и написать сказку на волнующую его тему. Затем обсудить, сопоставить с реальностью, провести параллели с его проблемой и… становится ясно, где проблема, и пускай переписывает до желаемого результата.

Работает великолепно. Трансформация в метафорическом мире клиента ведет к подобному процессу и в реальности, как ни сказочно это звучит! Обе реальности — и сказочная, и жизненная — существуют по законам, принципам и убеждениям, находящимся в одной и той же голове, которую и принес нам клиент на своих плечах чинить. (И если бы мог, зашел бы за ней попозже!)

Не тут-то было! Мы ему так мягко, но решительно заявляем, что нам он понадобится целиком и полностью и голову, скорей всего, наоборот, будем покрепче к телу привинчивать да знакомить их поближе. Для полноты контакта, возможно, придется пришивать к голове третье ухо — внутреннее, для “прислушивания” к телу, а к телу приделывать специальный язык — для переговоров с головой! Метафора правильная, но рискованная и грозит вам психиатрической экспертизой в случае слабой креативности у клиента.

А если сидит перед вами такой вот, мягко говоря, некреативный и жалуется: вот плоховато как-то мне, сделайте, чтоб хорошо было! Как — сами знаете, вас же учили! А сказки сочинять не умею и не собираюсь.

Действительно, для большинства людей такое прямое обращение к творчеству является фрустрирующим и усиливает сопротивление. Предлагаю поступить помягче и похитрей, дабы максимально облегчить клиенту муки творчества.

Помните “кашу из топора”? Приступаем.

Алгоритм творческого процесса

1. ЧТО?

Спросим, например, невинно так, на что был бы похож некий волшебный предмет, обладая которым клиент бы мог как-то улучшить свою жизнь? Что это за сокровище такое, которое волшебным образом разрешило бы все его проблемы? Как оно выглядит? Как им управлять? Таким образом, можно легко сформировать текущее желание клиента и спрятанную за ним актуальную потребность. Можно не “зарываться” вглубь сразу, предполагая, что клиент ошибается, и нужно ему совсем другое, а дать возможность получить то, что он пока считает самым важным. В процессе работы обязательно выяснится, что желание было промежуточным, и откроется более важное.

2. ГДЕ И КАК?

Далее обсуждаем, где такое сокровище прятаться может, далеко ли, как спрятано, кто охраняет, как получить? Любые варианты — найти (случайно или целенаправленно), получить в подарок, обменять, купить, украсть, отобрать, выиграть (в игре или в сражении). Это уже богатый материал для анализа. Например, желание случайно найти или выиграть может указывать на отсутствие целенаправленности и на слабость волевых усилий, выиграть в битве — на то, что трудности являются обязательным жизненным компонентом. Просто так у него ничего не бывает, и, скорее всего, ему трудно принимать помощь.

3. КУДА?

Следующий шаг — узнать путь к сокровищу. На что похож, через что проходит, какие на нем могут быть препятствия или источники помощи? Как справляться с препятствиями и как получать помощь?

4. С КЕМ?

Кого можно встретить и для чего? Что еще хочется делать в пути? Можно нарисовать карту путешествия с пометками — что и где.

5. ОТКУДА?

На карте отмечаем и место старта — что за место такое? И с чего это вдруг оно в стартовое превратилось? Что в нем такого, что придает желание двигаться, что толкнуло в путешествие? Или кто?

6. СКОЛЬКО?

Неплохо обсудить длительность планируемого приключения — в километрах, в днях, в годах. За выходные можно управиться или полжизни отдать?

7. КТО?

Теперь самое время описать своего героя. В качестве кого клиент готов совершить путешествие за сокровищем? Кто это и как себя чувствует? Как выглядит? Какими чертами характера обладает? Планируется ли некая трансформация в пути? Как предположительно изменится герой, его жизнь или его внутренний мир при обладании сокровищем?

Все! Каша из топора готова! При таком сопровождении клиент всегда, независимо от оценки своих творческих способностей и незаметно для себя сочинит сказку. Осталось только записать от начала до конца и… сейчас начинается самое интересное!

В этом месте хочу водрузить камень с надписью:

“Налево пойдешь — интерпретировать начнешь”. Левым полушарием. И поймет клиент из объяснений ваших, как он докатился и кто докатил его до жизни такой, что до сих пор и все по той же колее… “Доколе?!” — вскричит он, возмущенный, и начнет переписывать сказку по-новому. Революция в отдельно взятой голове, и все благодаря вам! Но теперь он точно знает, где “объяснялки” живут — в голове у психотерапевта, за ними и приходить будет, ежели что.

“Направо двинешься — ассоциировать кинешься”. Правым полушарием клиента. На что похоже все это творение, кого из жизни напоминают персонажи, а кто страшней всего? А давайте-ка нарисуем свой страх и как его победить… Отлично работает, и самостоятельности побольше!

“Прямо пойдешь — в сказку попадешь!” Предлагаю — и это коренное отличие от традиционной методики — двигаться прямо… в сказку. Не останавливаясь, по горячим следам вдохнуть в эту свежерожденную сказку жизнь и энергию, восстановить сказочную реальность здесь и сейчас! Как раз для того, чтобы это все не только в его голове произошло, а прямо в его жизни, с полным включением тела и чувств, а также всего окружающего пространства. Чтоб пожил он внутри своей сказки и по-настоящему столкнулся с реальностью, пусть и сказочной. И чувства свои оживил, и понял, какие они есть — настоящие, непридуманные. И отношение свое к сказке ощутил. Где нравится, а где нет, что легко далось, а где трудно было. И что преодолеть удалось, чем гордиться будет да в новый опыт включит. И все сам, своими ручками-ножками!

Оптимально, если это происходит в групповой работе. Клиент сам может распределить роли и разметить пространство помещения под определенные сцены своего сюжета. Желательно всем участникам переодеться — использовать различные атрибуты для обозначения ролей — начинается театральная постановка! Каждому выбранному актеру клиент объясняет приблизительный смысл и ход действия его персонажа, оставляя некоторую степень свободы самовыражения.

Это важно для последующего обсуждения — насколько кому хотелось следовать заданному сценарию, а где было желание действовать иначе и почему. Например, злобные разбойники вместо злости чувствуют симпатию к герою и желание подружиться, а вынуждены его всячески гнобить. Это указывает на плохой контакт с собственной агрессией, которая проективно размещена в отрицательных персонажах. И тогда уместно проиграть эту часть сказки еще раз, с клиентом в роли одного из разбойников. А если, например, какие-либо требования герой выдвигает неуверенным голосом со скованной жестикуляцией, можно смело предполагать наличие такого же способа поведения и в жизни. Все наглядно!

 

 

Далее начинается режим ролевой игры, в которой клиент проходит все этапы сказочного пути в образе своего героя и очень наглядно демонстрирует, как он встречается и не встречается с окружающим его сказочным миром, как в действительности реагирует на препятствия или помощь, когда появляется желание действовать не по сценарию. Наиболее интересные места можно потом “переиграть” — на более медленной скорости для лучшего прочувствования и понимания или со сменой сценария для более комфортного прохождения ситуации. Это уже вариант творческого приспособления, даже если оно похоже на творческое убегание!

Например, в одной из постановок герой, вместо того чтобы убить главного врага, как планировал, в пылу сражения вдруг выкрикнул, что тот — женщина, и этим обессилил его. И не стал убивать. Казалось бы, творческое приспособление для победы в обсуждении обернулось избеганием встречи со своей мужской частью.

Особенно важны чувства клиента при получении желанного сокровища. Зачастую вместо ожидаемого удовлетворения возникает нечто иное (растерянность, отсутствие позитивных чувств и формальное торжество). В этом случае можно диагностировать интроекцию (подмену своего желания чужим) и работать над пониманием собственных желаний. Например, после получения желанного сундучка с золотыми монетами клиент понял, что выполнил желание своей избранницы, а к нему оно не имело никакого отношения. После понимания можно сочинять продолжение сказки или, при сильном переосмыслении, сочинять совсем другую, “более свою”…

При полноценной постановке и верно загаданном желании можно наблюдать значительный подъем уровня личного счастья, человек вдохновлен собой и своими поступками, хочет жить как-то иначе, сразу все поменять или разрушить для нового… И вместо творческого приспособления захочется, например, просто подровнять этот мир под себя. Поэтому очень важно всячески подчеркнуть наличие границ между реальностями, оговорить правила и ритуал перехода: что можно брать с собой, а что должно остаться в своем мире. Помочь выделить и присвоить полученный опыт, а также провести экологическую проверку — как этот опыт разместить в реальности.

Таким образом, данный метод позволяет четко выделить актуальную потребность, придумать способ и проиграть модель ее удовлетворения в режиме “здесь и сейчас”.

Выгоды

• Активация творческой части личности позволяет сразу подключиться к внутренним ресурсам.

• Принятие авторской позиции своей жизни формирует чувство ответственности за себя и свои поступки.

• Выход за рамки стереотипов “не могу” и “невозможно” позволяет свободно и творчески приспосабливаться или влиять на окружающую среду.

• Яркость, наглядность, новизна и динамичность метода позволяет привлечь новых клиентов, что обеспечит идеологическую и экономическую эффективность метода.

Это краткое описание возможной методики работы с метафорами. Для дальнейшего совершенствования в данном направлении рекомендую пройти специальное обучение.

Янина СТЕРНИНА,
психотерапевт,
Москва