|
|
Суп из топораПрактические рекомендации к работе с метафорическим пространством клиента
Алгоритм творческого процесса1. ЧТО? Спросим, например, невинно так, на что был бы похож некий волшебный предмет, обладая которым клиент бы мог как-то улучшить свою жизнь? Что это за сокровище такое, которое волшебным образом разрешило бы все его проблемы? Как оно выглядит? Как им управлять? Таким образом, можно легко сформировать текущее желание клиента и спрятанную за ним актуальную потребность. Можно не “зарываться” вглубь сразу, предполагая, что клиент ошибается, и нужно ему совсем другое, а дать возможность получить то, что он пока считает самым важным. В процессе работы обязательно выяснится, что желание было промежуточным, и откроется более важное. 2. ГДЕ И КАК? Далее обсуждаем, где такое сокровище прятаться может, далеко ли, как спрятано, кто охраняет, как получить? Любые варианты — найти (случайно или целенаправленно), получить в подарок, обменять, купить, украсть, отобрать, выиграть (в игре или в сражении). Это уже богатый материал для анализа. Например, желание случайно найти или выиграть может указывать на отсутствие целенаправленности и на слабость волевых усилий, выиграть в битве — на то, что трудности являются обязательным жизненным компонентом. Просто так у него ничего не бывает, и, скорее всего, ему трудно принимать помощь. 3. КУДА? Следующий шаг — узнать путь к сокровищу. На что похож, через что проходит, какие на нем могут быть препятствия или источники помощи? Как справляться с препятствиями и как получать помощь? 4. С КЕМ? Кого можно встретить и для чего? Что еще хочется делать в пути? Можно нарисовать карту путешествия с пометками — что и где. 5. ОТКУДА? На карте отмечаем и место старта — что за место такое? И с чего это вдруг оно в стартовое превратилось? Что в нем такого, что придает желание двигаться, что толкнуло в путешествие? Или кто? 6. СКОЛЬКО? Неплохо обсудить длительность планируемого приключения — в километрах, в днях, в годах. За выходные можно управиться или полжизни отдать? 7. КТО? Теперь самое время описать своего героя. В качестве кого клиент готов совершить путешествие за сокровищем? Кто это и как себя чувствует? Как выглядит? Какими чертами характера обладает? Планируется ли некая трансформация в пути? Как предположительно изменится герой, его жизнь или его внутренний мир при обладании сокровищем? Все! Каша из топора готова! При таком сопровождении клиент всегда, независимо от оценки своих творческих способностей и незаметно для себя сочинит сказку. Осталось только записать от начала до конца и… сейчас начинается самое интересное! В этом месте хочу водрузить камень с надписью: • “Налево пойдешь — интерпретировать начнешь”. Левым полушарием. И поймет клиент из объяснений ваших, как он докатился и кто докатил его до жизни такой, что до сих пор и все по той же колее… “Доколе?!” — вскричит он, возмущенный, и начнет переписывать сказку по-новому. Революция в отдельно взятой голове, и все благодаря вам! Но теперь он точно знает, где “объяснялки” живут — в голове у психотерапевта, за ними и приходить будет, ежели что. • “Направо двинешься — ассоциировать кинешься”. Правым полушарием клиента. На что похоже все это творение, кого из жизни напоминают персонажи, а кто страшней всего? А давайте-ка нарисуем свой страх и как его победить… Отлично работает, и самостоятельности побольше! • “Прямо пойдешь — в сказку попадешь!” Предлагаю — и это коренное отличие от традиционной методики — двигаться прямо… в сказку. Не останавливаясь, по горячим следам вдохнуть в эту свежерожденную сказку жизнь и энергию, восстановить сказочную реальность здесь и сейчас! Как раз для того, чтобы это все не только в его голове произошло, а прямо в его жизни, с полным включением тела и чувств, а также всего окружающего пространства. Чтоб пожил он внутри своей сказки и по-настоящему столкнулся с реальностью, пусть и сказочной. И чувства свои оживил, и понял, какие они есть — настоящие, непридуманные. И отношение свое к сказке ощутил. Где нравится, а где нет, что легко далось, а где трудно было. И что преодолеть удалось, чем гордиться будет да в новый опыт включит. И все сам, своими ручками-ножками! Оптимально, если это происходит в групповой работе. Клиент сам может распределить роли и разметить пространство помещения под определенные сцены своего сюжета. Желательно всем участникам переодеться — использовать различные атрибуты для обозначения ролей — начинается театральная постановка! Каждому выбранному актеру клиент объясняет приблизительный смысл и ход действия его персонажа, оставляя некоторую степень свободы самовыражения. Это важно для последующего обсуждения — насколько кому хотелось следовать заданному сценарию, а где было желание действовать иначе и почему. Например, злобные разбойники вместо злости чувствуют симпатию к герою и желание подружиться, а вынуждены его всячески гнобить. Это указывает на плохой контакт с собственной агрессией, которая проективно размещена в отрицательных персонажах. И тогда уместно проиграть эту часть сказки еще раз, с клиентом в роли одного из разбойников. А если, например, какие-либо требования герой выдвигает неуверенным голосом со скованной жестикуляцией, можно смело предполагать наличие такого же способа поведения и в жизни. Все наглядно!
Далее начинается режим ролевой игры, в которой клиент проходит все этапы сказочного пути в образе своего героя и очень наглядно демонстрирует, как он встречается и не встречается с окружающим его сказочным миром, как в действительности реагирует на препятствия или помощь, когда появляется желание действовать не по сценарию. Наиболее интересные места можно потом “переиграть” — на более медленной скорости для лучшего прочувствования и понимания или со сменой сценария для более комфортного прохождения ситуации. Это уже вариант творческого приспособления, даже если оно похоже на творческое убегание! Например, в одной из постановок герой, вместо того чтобы убить главного врага, как планировал, в пылу сражения вдруг выкрикнул, что тот — женщина, и этим обессилил его. И не стал убивать. Казалось бы, творческое приспособление для победы в обсуждении обернулось избеганием встречи со своей мужской частью. Особенно важны чувства клиента при получении желанного сокровища. Зачастую вместо ожидаемого удовлетворения возникает нечто иное (растерянность, отсутствие позитивных чувств и формальное торжество). В этом случае можно диагностировать интроекцию (подмену своего желания чужим) и работать над пониманием собственных желаний. Например, после получения желанного сундучка с золотыми монетами клиент понял, что выполнил желание своей избранницы, а к нему оно не имело никакого отношения. После понимания можно сочинять продолжение сказки или, при сильном переосмыслении, сочинять совсем другую, “более свою”… При полноценной постановке и верно загаданном желании можно наблюдать значительный подъем уровня личного счастья, человек вдохновлен собой и своими поступками, хочет жить как-то иначе, сразу все поменять или разрушить для нового… И вместо творческого приспособления захочется, например, просто подровнять этот мир под себя. Поэтому очень важно всячески подчеркнуть наличие границ между реальностями, оговорить правила и ритуал перехода: что можно брать с собой, а что должно остаться в своем мире. Помочь выделить и присвоить полученный опыт, а также провести экологическую проверку — как этот опыт разместить в реальности. Таким образом, данный метод позволяет четко выделить актуальную потребность, придумать способ и проиграть модель ее удовлетворения в режиме “здесь и сейчас”. Выгоды • Активация творческой части личности позволяет сразу подключиться к внутренним ресурсам. • Принятие авторской позиции своей жизни формирует чувство ответственности за себя и свои поступки. • Выход за рамки стереотипов “не могу” и “невозможно” позволяет свободно и творчески приспосабливаться или влиять на окружающую среду. • Яркость, наглядность, новизна и динамичность метода позволяет привлечь новых клиентов, что обеспечит идеологическую и экономическую эффективность метода. Это краткое описание возможной методики работы с метафорами. Для дальнейшего совершенствования в данном направлении рекомендую пройти специальное обучение. Янина СТЕРНИНА,
|