Как китайские императоры
Единый Госэкзамен сочинили
Записки из Поднебесной
Окончание. Начало см. в № 9/2010
Замысловатые изгибы
Как
же тестировали свою молодежь в старом Китае?
Широко применялся прием заполнения пустот.
Испытуемым предлагалось вставить пропущенные
строки в древние трактаты. Разумеется,
цитирование должно быть дословным. Вот вам и
развитие механической памяти!
Даже если кандидат отвечал на открытые вопросы,
они были столь каверзны, что требовали отличного
знания текстов и умения ими оперировать. Тут уже
включалось логическое мышление.
Еще один пример задания. Был период, когда от
кандидата требовалось написать сочинение,
включающее ровно 8 частей и состоящее из
ограниченного количества иероглифов — примерно
от 300 до 700. Темы были определены так же строго.
Надо было не только помнить, но и уметь изложить
прочитанное коротко и в соответствии с заданием.
Рамки задавались везде: в умении мыслить и
способе фиксации ответов. Всевозможные “углы и
выступы” личности долгим воспитательным
процессом обтесывались, индивидуальное
нивелировалось в пользу общественного.
История Китая знает немало случаев, когда
человек творческий, наделенный нетривиальным
мышлением, не справлялся с императорским
испытанием. Именно такая участь постигла автора
знаменитого романа о царе Обезьян. Его книга
“Путешествие на Запад” стала классикой
китайской литературы. А вот императорский
экзамен У Ченьэнь заваливал трижды! Что не
помешало будущему писателю прославиться. Правда,
государственная служба оказалась не его стезей.
Экзаменационная традиция дошла до наших дней.
Сегодняшний китайский экзамен имеет минусы,
порожденные предельным формализмом и
ориентацией на среднего ученика. А разве не то же
самое говорят про наш, отечественный ЕГЭ?! Похоже,
не зря пелось, что “русский с китайцем — братья
навек”. Уж очень много схожих изгибов
исторической линии. Вот только с самоконтролем и
владением собой мы крепко отстаем от соседей!
Тайна во что бы то ни стало
Испокон веков императорский экзамен проходил в
жестких условиях. Учеников обыскивали на предмет
обнаружения шпаргалок, затем запирали в
отдельные “кельи”. Для церемонии испытания
существовали специальные постройки, которые
занимали огромную площадь, дабы вместить всех
желающих повысить свой статус.
Экзамен длился несколько дней, с перерывами на
ночной сон, еду и короткий отдых. Каждый кандидат
помещался в кабинку, которую мог открыть только
местный служитель. Отлучиться можно было
исключительно по неотложной нужде, но тоже в
сопровождении служки.
Хотя вопросов было много и они было трудны,
отдых не подразумевался. Какие-либо контакты с
другими экзаменуемыми полностью исключались.
Получалось эдакое мини-заключение ради
собственного будущего и престижа мандаринской
империи.
Говорить о серьезной утечке информации,
передаче экзаменационных заданий и прочих
студенческих уловках особо не приходилось.
Коррупция заходила гораздо дальше и действовала
на иных уровнях. Случалось, что местные царьки
отменяли экзамен в своей местности и назначали
на государственные должности своих людей.
“Блат”, семейственность и протежирование
сильны здесь до сих пор. Но традиция
императорского испытания была выгодна
государству, поэтому поддерживалась.
А раз уж право подняться к вершинам Поднебесной
предоставлялось людям низких сословий, то
экзаменационная “гостайна” должна была
храниться строго, невзирая на средства. Простых
кандидатов не жалели.
...Однажды во время императорского экзамена
случился сильный пожар. Все испытуемые были на
своих местах, и служители вполне могли открыть
общие ворота. Но этого не произошло. Секретность
экзамена была сохранена. Все кандидаты погибли в
огне...
Деспотизм? Да. Но он всегда был прерогативой
власть имущих. Рядовому гражданину оставались
лишь покорность и добродетельная услужливость. И
хотя роли экспертов и советников доверялись
людям образованным и знания их были ценны,
ценность отдельной личности стремилась к нулю.
Такая вот диалектика!
Восхищение и трепет
Экзаменационные церемонии традиционно
проходили в храмах Конфуция. В Нанкине мне
удалось посетить реконструированную территорию
для прохождения древнекитайского “ЕГЭ”. Сюда до
сих пор приезжают со всей страны, чтобы
помолиться в конфуцианском храме за успех на
экзаменах. Сделать это нетрудно: достаточно
купить красную ленточку с пожеланием и привязать
ее на “древо познания”, специально
приспособленное для этой цели. Дерево
подсвечивается огнями, и желания, записанные на
шелке, красиво пламенеют в ночи.
Туристы же устремляются к уникальному
экзаменационному комплексу. Даже
фотографировать здесь, среди тесных клетушек,
непросто — развернуться негде, расстояние между
рядами кабин менее полутора метров.
В октябре в этой южной области Китая погода, по
местным меркам, прохладная, примерно плюс 28–32
градуса. Насколько мне известно, экзамены в
Нанкине проходили осенью и были жаркими во всех
смыслах. Разумеется, династия Сунь не
располагала устройствами для кондиционирования
и проветривания помещений, поэтому тогдашние
кандидаты на чиновничьи должности проходили
проверку в довольно экстремальных условиях.
А мы смогли бы вот так? Если честно, не знаю.
Остается порадоваться хотя бы изобретению
кондиционеров. Уверена в одном: участия в
подобном мероприятии не пожелаешь и врагу.
Предвижу возражения. Какой же это ЕГЭ, если он
проводился только для избранных и желающих?! Но
пока я говорю о корнях. В нынешних китайских
школах всех уровней экзамен действительно
единый. Его нельзя обойти, он не подлежит
пересдаче, а контроль вызывает восхищение и
трепет. Похоже, Китай действительно
заинтересован в качественном образовании, он
готовит конкурентоспособных студентов,
выигрывающих ведущие позиции во многих странах
мира. И даже то, что специфика испытаний
предполагает отчаянную зубрежку, не сильно
снижает бойцовские качества китайцев. Они умеют
терпеливо ждать своего звездного часа, уважать
своих наставников и беспрекословно им
подчиняться, учиться и работать с немыслимой
настойчивостью.
Доброжелательность помогает достигать
взаимопонимания с равными. Цепкая тренированная
память учитывает многие жизненные уроки, включая
стратегию соперников и их промахи. И эти качества
ума культивируются много веков подряд благодаря
конфуцианской системе ценностей, отлично
приспособленной к жестко организованной,
иерархической китайской государственности.
И казалось бы, мотивация достижений, желание
быть впереди других здесь должны быть не в чести.
Ан нет! Воля к победе и первенству здесь
присутствует. Но ее умеют скрывать и прятать за
почтительностью.
Цена образования
В Китае, где в отдаленных деревнях остро стоит
вопрос начального образования, умеют выбирать
лучших и тренировать их выносливость.
“Миллиардеры из трущоб”? Нет, это всего лишь
красивая сказка, несмотря на действующую
программу всеобщего начального образования. В
середине XX века порядка 80% китайцев были
неграмотны. Сейчас, по официальным данным,
обучается в школах почти 90% малышей. Даже
учитывая серьезные статистические погрешности,
налицо огромный рывок вперед.
Доступ к качественному обучению по-прежнему
открыт наиболее обеспеченным слоям населения, и
прежде всего горожанам. Образование в стране по
большей части платное, хотя говорят об этом
неохотно. В государственной школе плата за
обучение мизерна, но, чтобы выдержать серьезную
систему допуска к высшему образованию, надо все
годы учебы тратить немалые средства на
репетиторов и дополнительные занятия. Это
несмотря на то, что официально репетиторство
строжайше запрещено.
Маленьким гениям из отдаленных сельских
районов вначале надо доказать свою способность
заработать на еду и жилье. Книги и репетиторы —
это все же предмет роскоши. Плату за обучение в
школе здесь не берут: государство озабочено
нищетой и безграмотностью сельчан. Но часто даже
в деревне способному ученику удается стать
замеченным и успешно окончить школу —
современный Китай известен как страна школьных
соревнований и олимпиад. Победа на них облегчает
движение вперед. Существуют также
образовательные кредиты. Если житель деревни
решит после успешного окончания вуза остаться
работать на родине, то он может не отдавать
кредит. Если же, окончив обучение, студент решит
посвятить себя бизнесу, то ему придется
возвращать государству всю сумму.
Шанс выбиться в люди
Образование
в современном Китае открывает лучшие карьерные
позиции, а это престиж, обширные связи и
материальное благополучие. Есть за что бороться,
днями и ночами просиживая над учебником. Ставка
высока.
Но психологический прессинг выдерживают не
все. А несданный выпускной экзамен в школе часто
становится крахом надежд. Ведь только это
испытание дает право учиться в вузе. Поэтому
школьное детство воспринимается многими как
самое тяжелое время жизни. Живые и активные в
обычной жизни, малыши в школе послушны и
дисциплинированны. Они работают на свое будущее.
Быть ученым в Китае выгодно и престижно.
“Китайский ЕГЭ” никто не собирается отменять.
Гуманистические аргументы о сохранении здоровья
молодежи здесь не работают: слишком многим надо
выживать, расчищая себе место под солнцем. При
здешней системе контроля на всех этапах обучения
шанс выбиться в люди появляется у наиболее
добросовестных и способных.
Проблема мотивации к обучению в Поднебесной не
стоит вообще. Слово “надо” является
первостепенным. А вот проблема психического и
соматического состояния маленьких граждан стоит
остро. Учеба изматывает — об этом говорят все
чаще.
Cлепые поводыри слепых
А теперь подумайте о российском образовании,
коррумпированность которого сводит на нет все
былые достижения. И если бы только это. Увы, но
уровень образованности в России далеко не всегда
становится залогом материального благополучия и
конкурентоспособности студента или школьника.
Да и кто бы боялся ЕГЭ, если бы новорусский
госэкзамен был реальным способом оценки знаний и
дополнительной возможностью для способных
школьников? Если наши старшеклассники
умудряются взломать тексты заданий и выложить их
в Интернете, миновав все заслоны, российскими
чиновными головами придуманные, то о каком
качестве проверки знаний мы говорим?! Как
известно из психологии управления, проверяющая
система должна быть умнее проверяемой.
Ох, неладно что-то в нашем “королевстве” с
системой подготовки государственных умов! И куда
еще заведут отечественное образование наши
слепые поводыри?
Знать бы...
Публикация статьи произведена при поддержке стоматологии «Интан». В широкий спектр предложений стоматологии «Интан» входят такие услуги, как диагностика, имплантация, протезирование, лечение и отбеливание зубов. Использование современного оборудования и технологий, опыт и профессионализм специалистов стоматологии «Интан» являются гарантами высокого качества и надежности всех предоставляемых услуг. Узнать больше и записаться на приме онлан можно на официальном сайте стоматологии «Интан», который располагается по адресу http://intan.ru
Наталья ЯРОШУК,
психолог, Москва
(Фото автора)