Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2010


Газета в газете

ДОШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ № 2 (27)

Фото с сайта www.in-school.ru

 

Наталья СОЛОВЬЕВА,
сказкотерапевт, педагог-психолог,
психологический центр “Калейдоскоп”, г. Волгоград

 

Какая она, школа?

Коррекционно-развивающие занятия

Данные занятия были разработаны для дошкольников — выпускников психологического центра “Калейдоскоп” г. Волгограда. Имея хорошие показатели интеллектуального развития, дошкольники

Фото Д.Давыдова

при диагностике мотивационной готовности к школьному обучению показали недостаточный уровень сформированности учебной мотивации, что могло стать причиной дезадаптации в школе.

Цель: формирование учебной мотивации старших дошкольников; помощь в становлении самосознания; развитие творческого мышления, памяти, внимания.

Задачи: помочь детям осознать основные каналы восприятия окружающего мира; помочь детям осознать личностные особенности; научить рефлексировать свои мысли и чувства; формировать навыки коллективной работы; помочь детям быстро адаптироваться к школе; развивать умение регулировать свое поведение.

Оборудование: наличие песочницы и набора игрушек к ней, доска, фигурка Дум Думыча, фонарик, шкатулка, коробка, оформленная под посылку, старые школьные тетради (заполненные аккуратно и небрежно), цветные карандаши, писчая бумага, колокольчик.

Организация занятий: занятия проводятся в малых группах (по 4–5 человек), два раза в неделю, длительность занятия 60 минут.

Занятие 1. “Какая она — школа?”

Цель: формирование учебной мотивации, ознакомление с правилами школьной жизни.

1. Знакомство

Психолог предлагает детям отправиться в путешествие, которое поможет им понять, что такое школьная жизнь, есть ли в школе правила, какие у школьников помощники, что мешает ребятам учиться.

Для успешного путешествия необходимо познакомиться. Ведущий предлагает каждому ребенку, поймав мяч, назвать свое имя. Остальные ребята “эхом” повторяют его.

Второй раз ребенок, получивший мяч, называет имя своего соседа справа.

2. Игра “Закончи предложение”

Ребятам предлагается закончить предложение: “Школа — это…” Выигрывает тот, чье высказывание окажется последним. По окончании игры все вместе подводят итог.

Ответы детей: школа — это ученики, парты, здание, уроки, перемены, учебники, тетради, учителя, отметки…

3. Упражнение “Нарисуем школьные правила”

Ведущий задает ребятам вопросы:

— Как вы понимаете слово “правила”? Где вы встречались с разными правилами?

— Зачем люди придумывают правила?

— Что происходит с теми, кто не выполняет правила?

— А какие правила могут быть в школе?

Предлагает на большом листе ватмана, разделенном на две половины, символами нарисовать правила поведения на уроке и на перемене. По окончании работы поместить ватман не доске.

— Все ли согласны с тем, что мы изобразили?

— Чем правила помогут вам в школьной жизни?

4. Игра “Слушаем хорошо, слушаем плохо”

Ведущий предлагает одному из ребят побывать в роли учителя. (Хорошо, если это будет “говорун”, не умеющий выслушивать окружающих.)

Новоявленный “учитель” выходит за дверь. Ему дают время вспомнить стихотворение или интересную историю, которую он расскажет ученикам. В это время взрослый договаривается с ребятами об условных знаках, которые он им будет подавать незаметно. Руки скрещены на груди — слушать очень внимательно, смотреть в глаза, не шевелиться, кивать головой; руки опущены вниз — можно вертеться, крутиться, хихикать, шептаться. Когда дети усвоили знаки, приглашают “учителя” в класс, чтобы послушать его историю.

Во время рассказа взрослый несколько раз меняет положение рук, и дети соответственно изменяют свое поведение.

Вопросы к “учителю”:

— Что чувствуешь?

— Почему?

— Чему нас учит эта игра?

— Какое правило поможет школьникам правильно себя вести на уроке?

(Когда учитель что-то объясняет, ученик должен не просто слушать, но и смотреть на учителя, стараться понять и запомнить его слова, отвечать на вопросы по ходу объяснения.)

5. “Мир школьника и мир дошкольника”

Работа в песочнице

Психолог знакомит ребят с помощником — сказочным персонажем Дум Думычем (фигурка из коллекции для игр в песке). Он будет сопровождать детей на всех занятиях, помогать им разбираться в трудных вопросах. Сегодня Дум Думыч предлагает детям создать в песке два мира: мир дошкольников и мир школьников.

Дети совместно строят миры, психолог помогает им найти общее решение в процессе игры.

Обсуждение

— Расскажите Дум Думычу, чем отличается мир дошкольника от мира школьника?

— Какой мир вам больше нравится? Почему?

— Что произойдет с теми ребятами, которые навсегда захотят остаться в мире дошкольников?

6. Рефлексия

— Что нового вы сегодня узнали?

— Как будете использовать свои знания в жизни?

Занятие 2. “Школа моей мечты”

Цель: диагностика мотивационной готовности; формирование учебной мотивации.

1. Разминка. Игра “Звонки”

Ведущий. Ребята, вы знаете, что в школе главный сигнал — это звонок. Если я дам один звонок, то вы займете место за партами, два звонка — перемена, можно бегать на площадке и прыгать на двух ногах, три звонка — построиться парами, как будто собрались уходить из школы домой.

Звонки даются хаотично.

2. Закрепление прошлого опыта

Ведущий. Какие правила школьной жизни вы запомнили? (Дети в назывном порядке повторяют основные правила поведения на перемене и в школе.)

3. Игра “Школа — это хорошо, школа — это плохо”

В класс приходит помощник — Дум Думыч. Дум Думыч объявляет себя лучшим в мире спорщиком, которого еще никто не переспорил. Предлагает детям проверить, так ли это.

Задача ребят — доказать, что школа — это хорошо; задача Дум Думыча доказать, что школа — это плохо. Побеждает тот, чье слово окажется последним.

— А для вас школа — это хорошо или плохо? — спрашивает по окончании игры Дум Думыч.

4. Сказка Дум Думыча “Самое необходимое”

— Расскажу я вам, ребятки, свою историю.

Много лет назад я был таким же маленьким, как и вы. Любил лазать по деревьям, стрелять из пистолетика, строить песочные замки. Моя тетушка Мудрая Сова решила, что пора меня отдавать в школу, а школа у нас необычная, в ней учатся и звери, и птицы, и люди.

Собрал я в школу самые нужные вещи: ножик перочинный, ложку, стакан, коврик, подушку, рогатку и пистолетик, все засунул в мешок, взвалил на плечи и побрел на лесную полянку, в класс. Как увидели меня одноклассники, так и повалились все со смеху. Даже Филин, самый строгий учитель, не смог удержаться от смеха. А я растерялся. Никак не мог понять, что смешного.

А вы понимаете, что я сделал не так?

Обсуждение

Какие ошибки допустил маленький Дум?

— Что необходимо брать в школу?

— Что в школу брать не следует? Почему?

— Как вы представляете свой класс, своего учителя, одноклассников?

— По каким правилам дети учатся в школе?

— Существуют ли в ней наказания? Поощрения?

5. Построение песочной картины “Мой класс”

Дети по очереди расспрашивают друг друга о том, что создали.

— Какие предметы главные в вашей школе?

— Кто в классе главный?

— Кто обучает детей?

— За что учитель хвалит? За что может пожурить?

— Все ли ребята соблюдают правила, принятые в вашей школе? Почему?

Вывод: нет школы без правил, без учеников, без учителя.

6. Рефлексия

— Чем вам запомнилась сегодняшняя встреча? Чему вас научила?

Занятие 3. “Мои помощники в школе”

Цель: помочь детям осознать основные каналы восприятия окружающего мира; формирование навыков саморегуляции.

1. Разминка “Приветствуем по-разному”

Ведущий. Каждое утро ребята собираются в классе и здороваются друг с другом и с учителем. Придумайте необычные способы приветствия (ограничений нет, можно пользоваться любыми частями тела: руками, ногами, ушами и др.)

2. Упражнения по теме “Мои помощники”

Ведущий.

Как вы понимаете слово “помощники”?

— Кто сейчас ваши помощники, в чем?

— Есть ли у школьников помощники, которые помогают запоминать, рассматривать, слушать, отвечать на вопросы? (Глаза, уши, руки, язык.)

Взрослый предлагает детям проверить, хорошо ли они используют своих помощников.

Игра “Изменения в классе”

Ведущий просит ребят на несколько минут выйти из комнаты. Изменяет детали обстановки в комнате. Дети отмечают, что изменилось. Можно менять расположение букв на магнитной доске, количество стульев за одним столом, расположение цветов на полке, открытые или закрытые дверцы шкафа, надпись на доске, место указки…

— Что помогло выполнить задание?

— Какие помощники вам пригодились? (Глаза.)

Игра “Детективы”

Ребятам зачитывается небольшой текст (два раза).

Самолет вылетел из города Незабудкино в город Ромашково. В салоне самолета уместилось 22 человека. Полет продолжался 2 часа. Глядя в иллюминатор, пассажиры заметили табун лошадей. Во время полета стюардесса предлагала разные напитки: апельсиновый и гранатовый сок, лимонад, чай, кофе, минеральную воду. Чаще всего заказывали сок и чай.

Приземлился самолет ровно в полдень.

Вопросы по содержанию:

— Сколько часов самолет был в воздухе?

— Куда прилетел самолет?

— Что интересного могли видеть в полете пассажиры?

— Какие напитки не желали заказывать стюардессе?

— Когда приземлился самолет?

— Что помогло справиться с заданием?

Игра “Скопируй”

Детям предлагают скопировать фразу, написанную прописью.

— Что помогло? Все ли удалось? Почему? Что делать?

Игра “Объяснялки”

Получив картинку с изображением любого предмета, не называя его, рассказать о предмете так, чтобы все догадались, что нарисовано.

— Что помогло выполнить задание? (Умение рассказывать, умение слушать и размышлять.)

3. Знакомство с Тяпкиным-Ляпкиным

Дум Думыч рассказывает детям о своем однокласснике.

— Сегодня я хочу вас познакомить с моим давним другом, зовут его Тяпкин-Ляпкин. Он прислал мне посылку и письмо. (показывает.)

— Как вы думаете, почему его так назвали?

— Сможете ли вы найти тетрадку Тяпкина-Ляпкина?

— Как вы опознали ее так быстро?

— Нарисуйте, как выглядит Тяпкин-Ляпкин.

— Какие у него любимые слова (и так сойдет и пр.)

— Знает ли Тяпкин-Ляпкин о помощниках?

— Чем Тяпкин-Ляпкин занимается на уроках?

4. Построение песочный картины Мир Тяпкина-Ляпкина”

Дети в песочнице создают школьный мир Тяпкина-Ляпкина. Обыгрывают его поведение, реакцию учителя, учеников на результаты его учения и поведения, оказывают ему помощь (вводят правила, знакомят с помощниками).

5. Рефлексия

— Чему научила вас встреча с Тяпкиным-Ляпкиным?

Занятие 4. Волшебная шкатулка Дум Думыча

Цель: формирование учебной мотивации, осознание детьми способов помощи себе при обучении.

1. Закрепление прошлого опыта

Ведущий. О чем мы говорили на прошлом занятии? Есть ли среди ваших знакомых ребят Тяпкины-Ляпкины? А вас может кто-нибудь принять за Тяпкина-Ляпкина? Почему?

2. Разминка. Игра “Да и нет не говорите, черное, белое не берите”

— Ты сегодня завтракал?

— Чистишь ли ты зубы?

— Какого цвета снег?

— У тебя две ноги?

— Хочешь ли ты идти в школу?

— Хочешь ли ты учиться дома?

— Нравится ли тебе читать?

— Ты мальчик?

— Какого цвета ночью небо?

3. Встреча с Дум Думычем

Ведущий сообщает, что сегодня Дум Думыч пришел не с пустыми руками. Он принес волшебную шкатулку (показывает детям шкатулку). Дум Думыч просит ее открыть. Достает фонарик.

Ведущий. Как вы думаете, чем нам в школе может помочь фонарик? (Ответы детей.) Наш фонарик необычный, он испускает луч внимания, который так необходим каждому школьнику. У каждого человека этот лучик есть, только некоторые забывают его включать.

4. Упражнение “Знакомство с лучиком внимания” (Вачков И.В.)

Ведущий. Закройте глаза, сядьте удобно. Прислушайтесь к своему дыханию. Дыхание ровное, спокойное. Глаза закрыты, ты ощущаешь только темноту. Постепенно ты видишь яркий луч света, он освещает все части твоего тела: глаза, лоб, щеки, подбородок, медленно скользит вдоль туловища и останавливается на ладошках. Ты чувствуешь, как яркий желтый цвет согревает твои пальчики, ласкает их, как лучик рассматривает узор на твоих ладошках. Это лучик внимания. Сейчас лучик стал освещать твои мысли. Он остановился, чтобы рассмотреть, о чем ты подумал. Рассмотрев мысли, лучик стал медленно угасать. Вновь ты ощущаешь темноту. Не спеша открывай глаза и возвращайся к нам в класс.

Обсуждение с детьми их чувств, мыслей.

5. Упражнение “Проверим лучики внимания”

Детям предлагаются задания:

— Среди хаоса букв найти спрятанные слова.

— Запомнить достаточно длинную инструкцию и выполнить ее, не переспрашивая.

Например: нарисуйте 10 кругов в порядке убывания, так, чтобы первый и последний круг были синими, а пятый по счету — желтым.

— Удалось ли вам выполнить задания? Почему? Что помогало, что мешало?

6. Работа в песочнице на тему: “Как луч внимания обиделся на ребят”

— Что произойдет, если дети потеряют свой луч внимание.

— Какие ответы будут давать школьники?

— Как выполнять задания дома? Запоминать, что задали?

— Какие отметки получать?

— Сможет ли им помочь кто-нибудь из взрослых? А что им поможет?

Дети все вместе проигрывают в песочнице ситуацию в классе, когда ученики не пользуются “лучиком внимания”. Ведущий принимает участие в игре на равных правах, помогая связать события единым сюжетом.

7. Рефлексия

— Что мы сегодня узнали? Как вам это поможет в школе?

Занятие 5. Море Памяти

Цель: познакомить детей с различными видами памяти и ролью памяти в обучении.

1. Закрепление прошлого опыта

— О чем нам рассказал Дум Думыч в прошлый раз?

— Кто ответственен за ваш луч внимания? Почему?

2. Разминка. Игра “Сохрани внимание”

Дети получают небольшие тексты (у всех разные), содержащие 3–4 коротких предложения. Ведущий издает различные шумовые эффекты, а дети должны самостоятельно прочитать текст, а затем пересказать прочитанное.

Пример текста

Пришла весна. Солнце ярко светит. Журчат ручьи. Поют птицы.

Обсуждение

Как работал ваш луч внимания?

3. Встреча с Дум Думычем. Как Дум Думыч плавал в море Памяти

Приходит Дум Думыч. Спрашивает ребят, видели ли они море. Просит поделиться своими впечатлениями о пребывании на море. Рассказывает свою историю.

— Вот оно какое море! — радостно закричал Дум Думыч и нырнул в его прохладные воды.

Брызги воды весело искрились на солнце, и в них отражались разные события, которые ранее происходили с Дум Думычем: вот он совсем маленьким мальчиком бежит в школу, вот сидит на скамейке со своими друзьями около института, а вот и его любимая девушка, которую он встретил очень давно. Как удивительно! Каждый всплеск воды рождал в его голове новые воспоминания.

Посреди моря располагался небольшой остров. Доплыв до него, Дум Думыч удобно устроился под пальмой и стал внимательно наблюдать за происходящим. Все, что было вокруг (звуки, изображения предметов, его чувства, мысли по поводу этих предметов), “записывалось” или “фотографировалось” на волне, которая омывала остров, и течение относило записи в самую глубину, смешивая новые и старые воспоминания между собой.

“Интересно, а что там, на морском дне?” — подумал наш путешественник. Добрый Дельфин заботливо подставил ему свой гребень и опустил Дум Думыча на самое дно. Много закрытых пакетиков хранилось на дне. Открыть их было невозможно. Это были те события, которые по каким-то причинам пока не удается вспомнить.

Возможно, это плохие воспоминания, которые могут только навредить человеку, а возможно, Дум Думыч так долго не пользовался ими, что замочки заржавели.

Время, проведенное на море Памяти, доставило Дум Думычу огромное удовольствие. Страшно подумать, что это море может исчезнуть! Тогда человек не поймет, кто он. Кто его родные и где он находится? Где его друзья, где враги? Что он умеет и зачем он этому научился?

Обсуждение

— Что помогает человеку запоминать?

— Как вам легче запоминается?

— Как в школе пригодится память?

— Что является главным помощником памяти? (луч внимания.)

— Какие события выходного дня вы запомнили? Нарисуйте свою капельку памяти. Эти события и отразятся в вашей капельке.

По окончании работы ребята обсуждают рисунки, делятся впечатлениями.

4. Знакомство с различными видами памяти

Сейчас мы с вами будем играть, каждая игра подскажет вам, какие виды памяти есть у человека.

Игра “Опиши своего соседа”

Выбрать водящего. Дать ему время рассмотреть всех детей. Попросить его отвернуться и ответить на вопросы.

— Какого цвета глаза у …

— У кого из ребят на ногах кроссовки?

— Расскажи, как одет…

— Что нарисовано на джемпере у …

И т.д.

Обсуждение: чем пользовался в процессе запоминания?

Вывод: такая память называется зрительной.

Игра “Слушай и запоминай”

Выбирается водящий. Ему дается сразу несколько заданий. Выслушав их, он приступает к выполнению.

Задания

Подойди к самому высокому столу в комнате, возьми стул, поставь его в центре комнаты. Сядь на стул, скрести руки на груди и произнеси: “Готово”.

Обсуждение: что помогло выполнить задание?

Вывод: такой вид памяти называется слуховым.

Игра “Разные движения”

Дети выполняют различные движения, ведущий объясняет, что выполнять их им помогала двигательная память.

Обсуждение

Какое задание вам было выполнять легче всего?

— Нужно ли развивать различные виды памяти? Зачем?

5. Построение песочной картины “Мое море памяти”

— Какие возможности дарит вам море Памяти?

— Чем вы можете помочь своему морю? (Тренировать разные виды памяти; чаще вспоминать учебный материал в школе; использовать то, что запомнил, на практике.)

6. Рефлексия

— Чему научило нас наше путешествие?

Занятие 6. Мой главный помощник — мозг

Цель: настроить детей на осознанное обучение, желание развивать свой интеллект.

1. Закрепление.

О чем мы говорили прошлый раз?

— Вспомните, что вы делали сегодня утром, и очень подробно расскажите.

— Что помогло вам рассказать о событиях, которые с вами происходили?

2. Встреча с Дум Думычем. “Сказка о Главном Управляющем”

Много разных знакомых было у Дум Думыча. Но одного из них он считал волшебником. Звали этого волшебника Главный Управляющий.

Что значит “управляющий”? Это тот, кто кем-то или чем-то управляет, а значит, все видит, слышит, сравнивает, помогает решать трудные задачи. Догадались, о ком будет наша история? Конечно, это мозг. Вся информация приходит в мозг, обрабатывается мозгом при помощи помощников, затем мозг выдает команды: что делать, говорить, как двигаться и пр.

Очень любит Главный Управляющий, когда его подружки-мысли закручиваются, извиваются и наконец превращаются в извилины. Чем больше извилин, тем веселее Главный Управляющий, тем умнее Хозяин — Человек.

Если мысли ленятся и не двигаются, то новые извилины не образуются и управляющий начинает болеть, не хочет познавать окружающий мир, собирать информацию…

Если Хозяин много читает, решает, рассуждает, запоминает, что происходит вокруг, следит за лучом своего внимания, то мысли быстро извиваются и скручиваются, образуя новые извилины. Извилины — настоящие спортсмены. Они очень любят тренировки! Хитрые задачки, трудные примеры, разные кроссворды и рассуждалки — вот те виды спорта, которыми они увлекаются.

Нарисуйте, как, по вашему мнению, выглядит тренированная извилина? Больная извилина?

— Какие помощники у мозга?

— Кто должен заботиться о мозге?

— Может ли учитель вместо ученика тренировать его извилины? Почему?

— Что вы пожелаете своему Управляющему?

3. Игры-задания для тренировки мозга

Сравнения

Задание: что вы можете найти общего между крысой и самолетом; птицей и вазой; мылом и уткой?

Закономерности

Задание: продолжить предложение.

• Выпал снег — значит…

• Мальчик обиделся на своего друга — значит…

• Дети взяли в руки лейки, потому что…

• На улице стало холодно, значит, завтра…

• Мама открыла окно, потому что…

Хитрые задачки

• Шла бабка в город, а навстречу ей пять стариков. У каждого по мешку, в мешке по коту. Сколько человек шло в город?

• Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов?

• Отец с сыном да дед с внуком. Сколько нас?

Рефлексия после игр

Что чувствует ваш Главный Управляющий? Почему?

4. Создание песочной картины “Мир Главного Управляющего”

Дети в песочнице создают области восприятия, памяти, внимания, ощущения. Проигрывают ситуации, как в мозг поступает информация из внешнего мира, в какой области она обрабатывается, в какой сохраняется…

5. Рефлексия

— Понравилось ли вам тренировать свой мозг?

— Поможет ли вам обучение в школе стать умнее и любознательнее?

Занятие 7. Тропа испытаний — встреча с Королевишной Ошибкой

Цель: настроить детей на правильное отношение к ошибке, на возможности по ее исправлению.

1. Закрепление прошлого опыта

— О чем мы с вами узнали не прошлом занятии?

— Как ученик может помочь своему мозгу развиваться?

2. Разминка

Ведущий. Я буду произносить разные утверждения, ваша задача — отделить верные утверждения (хлопок) от неверных (топот).

• Январь идет раньше февраля.

• Кит и акула — млекопитающие.

• Если вчера был вторник, то сегодня — четверг.

• Ветер дует, потому что деревья качаются.

• Слово “червячок” короче, чем слово “змея”.

• Арбуз — это большая ягода.

• Если на ленточке сделать два разреза, то получится три части.

• Отец всегда старше своего сына.

• Зимой в лесу можно увидеть белку.

• Кошка — травоядное животное.

3. Встреча с Дум Думычем. Как Дум Думыч познакомился с Королевишной Ошибкой

Случалось ли тебе встречаться с настоящими королем или королевой? Думаю, что нет. А нашему Дум Думычу повезло больше. Недалеко от его дома располагался прекрасный дворец, и жила в нем несравненная и прекрасная Королевишна.

Правда, настроение у Королевишны часто портилось, так как в ее адрес ученики разного возраста посылали всевозможные ругательства, никто не желал с ней дружить или благодарить за то, что она удостоила тетради учеников своим посещением.

Я вас совсем запутала? Немудрено! Я забыла сказать, что имя этой Королевишны было Ошибка. Кому из вас приятно, когда вы совершаете ошибку? Думаю, что таких нет.

Дум Думыч решил развеселить соседку и пригласил ее на прогулку. Долго Ошибка рассказывала о том, почему она появляется очень часто у одних учеников и почти никогда — у других. Оказывается, Королевишна считает себя чуть ли не главным спасителем школьника. Она дает сигнал бедствия ученику о том, что он недоучил правила, недостаточно тренировал руку, чтобы буквы в прописях были красивыми, мало решал задач или был просто невнимательным, так как забыл дома лучик внимания. И не она виновата, что некоторые школьники не обращают на ее сигналы внимания.

Обсуждение

Так что же получается: ошибка нам не враг, а помощник? Вы согласны с этим?

— Нарисуйте, как выглядит Королевишна Ошибка. Какой у нее характер? Умеет ли она обманывать?

— Можно ли подружиться с Королевишной Ошибкой? Зачем нам эта дружба?

— Почему Королевишна считает себя спасителем?

— Что бы вы пожелали Королевишне Ошибке?

— Есть ли на земле люди, которые никогда не ошибались?

— Что происходит с людьми, которые не обращают внимания на свои ошибки?

4. Построение песочной картины “Тропа испытаний”

Психолог заранее в песочнице создает “Тропу испытаний”.

Ребята выбирают героев, которые готовы к разным испытаниям (решить примеры, запомнить пословицу, произнести скороговорку…). Каждый вправе помогать своему избраннику. На тропе разные герои по-разному справляются с заданиями и по-разному реагируют на свои ошибки. Одни обижаются и сходят с тропы, другие упорно добиваются своей цели путем тренировок.

Вывод: ошибка помогает человеку понять, где пробел в его знаниях и умениях; тот, кто не признается в своих ошибках и не исправляет их, в жизни ничего не добьется.

5. Рефлексия

— Что нового вы сегодня узнали?

— Как эти знания помогут вам в школьной жизни?

Занятие 8. Желания и сила воли

Цель: познакомить детей с понятием “воля”, ее ролью в учебном процессе.

1. Закрепление прошлого опыта

— Что мы узнали об ошибке?

— Какое у вас отношения к вашим ошибкам?

— В чем вы чаще всего ошибаетесь (при чтении, при решении примеров, в прописях)?

Закончите фразу: “Я благодарю свою ошибку за то, что…”

2. Разминка “Волшебная палочка”

Ведущий. Сегодня у нас удивительный день, потому что каждый из вас сможет загадать желание. Возьмите волшебную палочку и…

Палочка может выполнить только три ваших желания.

(Дети озвучивают свои желания.)

Как вы думаете, а что вы должны сами сделать, чтобы эти желания сбылись как можно быстрее?

Что лучше, надеяться на палочку или самому совершать поступки для осуществлений своих желаний?

3. Встреча с Птицами Желаниями

Вы помните, что рядом с Дум Думычем жила Королевишна Ошибка. Так вот, в ее саду гнездилось огромное количество птиц: одни поменьше, другие побольше.

Часто Королевишна брала птиц с собой в школу. Птицы так шумно себя вели, что не могли не быть замечены школьниками. Каждая из птиц выбирала себе ученика и вкрадчивым голосом нашептывала ему на ушко что-то приятное прямо во время урока.

Это были, конечно, необычные птицы, это были Птицы Желания.

— Как вы думаете, о чем шептали птицы детям? Почему одни ученики делали больше ошибок после общения с птицами, а другие не делали их вовсе? (желания связанные с обучением, которые помогают; желания, которые прилетели не вовремя и отвлекли ученика от дел).

Нарисуйте, как выглядят Птицы Желания.

• После рисования обсуждение: о чем шептали эти птицы ученикам на уроке? Своевременны ли были эти желания?

• Как быть школьникам? Как справиться с не вовремя посетившим тебя желанием?

Есть необычная Сила, которая помогает человеку преодолевать разные трудности. Росточком эта Сила небольшая, мышцы у нее не накачанны. Даже не верится, что она может кого-то или что-то победить. А зовут ее Сила Воли. Знает она одно волшебное заклинание: “Умей сказать “нет” своим не вовремя пришедшим желаниям; помни о том, что надо”.

Дум Думыч решил на себе проверить заклинание. ..

• Подумайте, в каких ситуациях Сила Воли ему могла помочь.

4. Игра в песочнице

Проиграть в песочнице ситуации из школьной жизни, где ученики должны пользоваться Силой Воли во время уроков. Например, надоело писать, хочется побегать, поболтать с другом, попался трудный пример и никак не решается…

5. Рефлексия

— Что нового вы сегодня узнали?

— Как будете использовать знания в жизни?

Занятие 9. Итоговое

Цель: диагностика мотивационной готовности к школьному обучению.

1. Разминка. Игра “Компьютер”

Детям раздают по 2–3 буквы. Каждый ребенок берет на себя роль этих букв на воображаемой клавиатуре компьютера. Ведущий произносит слово, а буквы быстро встают, услышав свое имя. В итоге дети должны на слух воспринять всю фразу.

Таким образом ребята “печатают” фразу: “Здравствуй, школа”.

2. Встреча с Дум Думычем

Дум Думыч просит каждого ребенка ответить на его вопросы.

— Хочешь ли ты идти в школу?

— Почему?

— Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься?

— Нравится ли тебе в школе? Что нравится больше всего?

— Если учительница предложит тебе выбрать тему для свободного урока, о чем бы ты хотел узнать, чем заниматься в школе?

Дум Думыч благодарит детей за интересные встречи, интересуется, что дети запомнили, кто из героев им понравился, кто нет и почему. Прощается с детьми, дарит им сувениры на память.

Ведущий предлагает ребятам подарить Дум Думычу рисунки.

3. Рисуночный тест “Я в школе”

Ведущий. Нарисуйте, как вы представляете себе свой класс, себя в школе.

4. Построение песочной картины “Мои желания”

Обсуждение

— Что за место ты построил?

— Какие желания живут в твоей стране?

— Это добрые или недобрые желания? Почему?

— Кого бы ты хотел пригласить в страну своих желаний? Почему?

Психолог благодарит ребят за прекрасное путешествие.

5. Завершение занятий

Передавая мяч по кругу, дети произносят фразу: “Я благодарю тебя за… (честность, дружелюбие, помощь, интересную игру, смекалку), я желаю тебе…”