Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2010


Газета в газете

ДОШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ № 2 (27)

Фото с сайта www.in-school.ru

 

Светлана СЕМЕНОВА,
педагог-психолог,
ГОУ детский сад № 1512,
Москва

 

Bолшебный конверт

Игровое взаимодействие для детско-родительских пар

Фото с сайтов
www.tatarmuseum.ru, www.chitalnya.ru,
www.rodim.ru

В настоящее время тема игрового взаимодействия очень актуальна. Родители сегодня слишком заняты, у них много неотложных дел. Кроме того, они стремятся как можно раньше приобщить детей к обязательным учебным занятиям, сделать из них “маленьких школьников”. Малышам нужен противовес в виде свободной, эмоционально притягательной деятельности. Для дошкольника это игра. Данное игровое взаимодействие — возможность для родителей погрузиться в мир дошкольника.

В детском саду проводилась беседа с дошкольниками об игре. Выяснилось, что самое любимое занятие детей — игра. Они любят играть и дома, и в детском саду. И им хочется, чтобы взрослые с ними играли.

Мы спрашивали малышей:

— Что ты больше всего любишь делать в детском саду?

— Играть.

— А дома ты играешь?

— Играю.

— А как ты думаешь, родители умеют играть?

Варианты ответов были разнообразными:

— Умеют, но чуть-чуть похуже детей.

— Нет, они ж не дети. Выросли и забыли, как играть. У них много дел. Все время опаздывают.

— Нет, когда были маленькими — умели, а сейчас заняты другими делами.

— Не могут. Дети знают, как играть, а взрослых надо учить.

— Разучились. Когда были маленькими, то умели.

— А тебе хотелось бы, чтобы родители с тобой играли?

Преобладали такие ответы:

— Конечно.

— С ними интересней, веселее…

Задачи игрового взаимодействия:

— убедить родителей в важности игры для развития ребенка-дошкольника;

— способствовать снятию родительских стереотипов и авторитарности взрослого, сплочению детей и родителей;

— продемонстрировать возможность, общаясь и играя, развивать интеллект ребенка;

— повышать родительскую компетентность в вопросах психологической готовности детей к школе;

— развивать у родителей и детей навыки рефлексии, необходимого умения сотрудничать;

— способствовать получению нового игрового опыта и поддержки от любимых людей;

— развивать способности родителей к пониманию эмоционального мира своего ребенка через установление визуального и физического контакта в совместной деятельности.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие

Психолог встречает родителей и детей.

Психолог. Здравствуйте, дорогие взрослые и ребята! Я рада видеть вас в нашем зале. Давайте поприветствуем друг друга, но необычным способом.

(Звучит песня “Неразлучные друзья”.)

Приветствие по кругу на невербальном уровне: дети и взрослые под музыку движутся по помещению, по сигналу “руки” — останавливаются и жмут друг другу руки, “носики” — трутся носами, “лобики” — трутся лбами. В завершение психолог говорит: “Круг!” — все встают в круг и произносят хором: “Здравствуйте!”

Начало игры

Психолог. Сегодня я получила письмо такого содержания:

“Дорогие взрослые!

У меня случилась беда. Злой Волшебник украл моего лучшего друга Тотошку и унес в свою сказочную страну Игрундию. Помогите мне вернуть моего друга. Я знаю, что попасть в эту страну непросто. Провести вас смогут ваши дети.

Девочка Элли”.

Поможем девочке Элли?

Но путь может оказаться неблизким. Ребята, помните, что только вы можете провести родителей в эту страну. Поэтому, вам, дорогие взрослые, мы должны завязать глаза. Доверьтесь своим детям так, как они вам доверяют. А вы, ребята, берите за руки своих родителей и в путь.

По узенькой дорожке
Пенечки обойдем,
Тихонько через речку
Мы в сказку попадем!

Упражнение “Слепой и поводырь”

Звучит мелодия “Вместе весело шагать”.

Упражнение выполняется в детско-родительских парах, где ребенок исполняет роль поводыря, а родитель — слепого. Слепому завязывают глаза. Он протягивает поводырю руку. Поводырь водит слепого, следя за тем, чтобы провести его наиболее комфортным способом. Задача слепого — быть внимательным, следить за действиями поводыря.

Рефлексия

— Понравилось вам в дороге?

— Приятно ли знать, что рядом надежный близкий человек, готовый помочь?

— Доверились ли вы, родители, своим детям?

— Ребята, чувствовали ли вы, как важна ваша помощь родителям?

(Звучит песня “Маленькая страна”.)

Голос Волшебника (запись). Здравствуйте, взрослые и дети! Вы попали в сказочную страну Игрундию. Это я забрал Тотошку, но я добрый Волшебник. Скучно мне было одному, хотелось иметь друга. Я не желаю ему зла. Тотошка соскучился по Элли, и я решил его вернуть. Произнес заклинание, но перестарался и…заколдовал его.

Хорошо, что вы здесь. Может быть, вы мне поможете его расколдовать? (Ответы детей.) Тогда вам необходимо найти волшебный конверт с заданиями.

Вы старание, смекалку проявите,
Память, внимание свои подключите.
Все задания выполняйте
И Тотошку выручайте.

(Находят конверт.)

Психолог. Ну что, взрослые и ребята, поможем Волшебнику и Тотошке? Давайте посмотрим задания.

Задания

Задание 1. Сказочники

Задание состоит из нескольких частей:

1. Внимательно прослушать и запомнить слова (психолог зачитывает 10 слов).

2. Зарисовать слова, которые запомнили.

3. Придумать, используя эти слова, небольшую сказку или рассказ.

4. Рассказать свои сказки.

Голос Волшебника. Первое задание выполнено. Поработали вы на славу, заслужили небольшой отдых. Жители сказочной страны Игрундии очень любят играть в веселые игры. Вот одна из них. Читайте задание № 2.

Психолог зачитывает следующее задание.

Задание 2. “Сороконожка”

Проводится подвижная игра с музыкальным сопровождением.

Психолог. Мальчишки и девчонки, а также их родители! Внимание!

Сейчас вы все покрутитесь, немножко повертитесь,
Дружно в сороконожку превратитесь.

Все участники становятся друг за другом, держась за талию впередистоящего. На голове у Сороконожки шляпа.

Под музыку Сороконожка, переваливаясь с ножки на ножку, короткими шажками движется по залу. По команде ведущего: “Последний бежит вперед” — “хвостик” отцепляется и становится “головой” Сороконожки. Игра продолжается.

Голос Волшебника. Второе задание выполнено.

Задание 3. Нарисуй Волшебника

Коллаж
В. Евладенко

Используя геометрические фигуры: круги, квадраты, треугольники, дети должны нарисовать портрет Волшебника страны Игрундии.

Психолог. Ребята и родители! Выполните совместный рисунок, держа один карандаш вдвоем. Задание выполняется молча.

По окончании рисования предлагается рассказать немного о Волшебнике (какой он?) и придумать ему имя.

Голос Волшебника. Третье задание выполнено.

Задание 4. Снятие заклинания с Тотошки

Графический диктант

Психолог. Сядьте за столы. Родители, возьмите схемы в руки. Вы будете зачитывать схему рисунка, а ребята — рисовать.

Ребята, возьмите бумагу с волшебными клетками и карандаш. На листе у вас стоит точка. От точки вы начнете отсчитывать количество клеток в нужном направлении: вверх, вниз, влево, вправо. Рисуйте линию, не отрывая карандаш от листа.

Ведущий предлагает выполнить задание — нарисовать узор по клеточкам под диктовку взрослого (см. приложение 2).

Голос Волшебника. Четвертое задание выполнено. Тотошка расколдован... Но не найден. Я забыл, в ракету какого цвета я его спрятал.

Задание 5. Ракета

Психолог. Родители и дети! Между вами непроницаемый экран. Ребята, вам необходимо по схеме составить ракету из деталей. Нужно описывать деталь как можно точнее: подробно назвать форму, размер и цвет каждой детали.

Родители, у вас есть целый склад разнообразных деталей. Вы ищете описанную “конструктором” деталь, находите ее и передаете конструктору. В этом задании родители разговаривать не могут.

(Дети дают характеристику детали, родители находят и передают ее ребенку, а ребенок выкладывает ракету по схеме.)

Психолог. Вот еще одно задание от Волшебника: сосчитайте и скажите, деталей какого цвета больше всего на ракетах? (Красного.) Давайте поищем Тотошку в красной ракете. (Находят Тотошку.)

Голос Волшебника. Молодцы, ребята и взрослые! Вы помогли мне расколдовать Тотошку. Он свободен! А я спокоен.

Мои портреты сложите в волшебный конверт мне на память. Теперь я скучать не буду, у меня появятся подарки от вас. А вам пора возвращаться домой. Я подскажу, как. Обнимите покрепче свою маму (или своего папу). Закройте глаза и сосчитайте от 10 до 1.

Звучит песня “Неразлучные друзья — взрослые и дети”.

Психолог. Вот мы и дома, и Тотошка с нами!

Посмотрите, добрый Волшебник за спасение Тотошки прислал нам подарок.

Сюрприз — дети получают книги в подарок.

Завершение игры

Психолог. Родители, понравилось ли вам наше путешествие в сказочную страну Игрундию? А вам, ребята?

(Обмен впечатлениями.)

Дорогие родители! Помните, что вы всегда будете желанными в сказочной стране Игрундии вместе со своими детьми. Больше общайтесь, играйте, помогайте друг другу и любите друг друга.

Удачи вам и творчества в совместных играх с детьми!

Приложение 1

Цели занятий и необходимые материалы к ним

№ задания

Цель

Материалы и оборудование

Упражнение “Слепой и поводырь” Развитие сенсорного внимания, создание веселого и жизнерадостного настроения, укрепление доверительных детско-родительских отношений Оборудование для создания “Дороги в сказку” (дорожки, макеты деревьев, коврик-“речка”), платки для завязывания глаз
Задание 1. Сказочники Обучать приемам запоминания, способствовать развитию творческого мышления, используя определенный набор слов для составления рассказа-сказки Листы, карандаши. 10 слов
Задание 2. Сороконожка Способствовать снятию эмоционального напряжения у детей и взрослых, развивать слуховое внимание, способствовать общему и эмоциональному развитию детей Аудиозапись № 29 “Сороконожка” из сборника “Топ-топ, хлоп-хлоп” Е.Железновой
Задание 3. Нарисуй Волшебника Развитие воображения, мелкой моторики, гармонизация межличностных отношений, развитие коммуникативных навыков Листы бумаги, цветные карандаши, краски
Задание 4. Расколдуй Тотошку (графический диктант) Развитие слухового внимания, мелкой моторики пальцев рук, умения понимать и точно выполнять инструкцию взрослого, умения ориентироваться в пространстве листа, развитие координации движений, усидчивости На каждую детско-родительскую пару: простые карандаши, листы в крупную клетку, схемы
Задание 5. Ракета Закрепление знаний о геометрических фигурах, умение выявлять в фигурах разнообразные свойства; развитие мышления, тренировка мелкой моторики рук На каждую детско-родительскую группу: блоки Дьенеша, схема-образец ракеты, непроницаемый экран. Макеты ракет трех цветов. Мягкая игрушка Тотошка

 

Приложение 2

Графический диктант

 

Литература

Баринова Н.М. Внимание! Внимание! // Школьный психолог. — 2009. — № 22.

Григорьева М.Р. Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками. — Волгоград: Учитель, 2009.

Железнова Е. Топ-топ, хлоп-хлоп. Подвижные игры для детей от 1,5–5 лет. — М.: Весть ТДА, 2008.

Кряжева Н. Радуемся вместе. Развитие эмоционального мира детей. — Екатеринбург, 2006.

Малахова А.Н. Небесное путешествие. — СПб.: Речь, 2008.

Панфилова М.А. Игротерапия общения. — М.: Гном и Д, 2005.

Рахманова Е.М. Графические диктанты для дошкольников. — М.: Владос, 2008.