Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2010


Из первых рук

По новым стандартам

 

Наше общество стоит на пороге внедрения нового стандарта, который должен внести качественные изменения в систему общего образования. Об этом мы попросили рассказать одного из разработчиков Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения — О.А. КАРАБАНОВУ, доктора психологических наук, профессора кафедры возрастной психологии, заместителя декана по науке факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, заведующую отделом методологии развития образования.

 

Ольга Александровна, в чем принципиальная новизна стандарта?

Принципиальное отличие нового стандарта от предыдущих состоит в том, что впервые процесс обучения предлагается строить на действительно демократической основе. Являясь отражением социального заказа, новый стандарт по своей сути представляет собой общественный договор, в котором согласуются требования, предъявляемые к образованию обществом, государством и, что самое важное, семьей и самими учащимися.

Образовательный стандарт рассматривается как некое демократическое соглашение о ценностях, целях, задачах развития и воспитания ребенка. Поэтому мы можем говорить о школе как о месте, которое представляет собой развивающую образовательную среду, воспитывающую образовательную среду, где все участники выступают как равноправные партнеры и коллеги.

Вторая особенность нового стандарта заключается в том, что основной целью образования становится развитие личности учащегося. Конечно, все это предполагалось и раньше. Нельзя сказать, что наша система образования или наше общество не понимали, что задачей школы является жизненное самоопределение молодого человека, но это отходило на второй план, терялось за требованиями к процессу обучения. В новом стандарте впервые открыто декларируется, что значимое требование к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации — обеспечение личностного развития учащихся.

Третья особенность нового стандарта — его целостная теоретико-методологическая основа. Прежний стандарт, безусловно, тоже базировался на определенном представлении о человеке, его развитии, об обществе и строился с учетом развития педагогических наук, педагогических технологий. Но только сейчас впервые представлена такая теоретико-методологическая основа образования, которая стала результатом интеграции наиболее передовых психологических и педагогических идей и теорий. Именно интеграции, а не попыток противопоставлять одни идеи другим.

Это в равной степени касается и ЗУНовского подхода который мы часто критикуем, и компетентностного подхода, который сейчас доминирует в системе высшего профессионального образования.

Что будет основным при оценке результатов образования?

В новом стандарте речь идет о формировании у учащихся совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только об освоении ими конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, то есть они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Мы выделяем три группы результатов: личностные, метапредметные и предметные.

А как будут оцениваться эти результаты?

В стандарте определено (и это было поводом для очень серьезных обсуждений), что личностные результаты не подлежат оценке в ходе итоговой аттестации выпускников. Здесь мы можем говорить лишь об индивидуальном прогрессе ученика, развитии его ценностных и нравственных установок.

Для их отслеживания будет проводиться внешний мониторинг, который должен стать основой для выводов о том, насколько школа реализует свои развивающие программы. Например, программу духовно-нравственного воспитания ребенка. Но это будут результаты в целом по школе, а не итоги личностного развития отдельного ребенка.

Что касается индивидуально-личностного прогресса, то здесь хорошо себя зарекомендовала такая форма, как портфолио. Этот метод позволяет фиксировать достижения конкретного ребенка, оценить их, увидеть продвижение в индивидуально-личностном развитии. При этом мы не ущемляем ни интересы учащегося, ни его права. Портфолио будет содержать информацию о мероприятиях, в которых принимал участие ребенок (предметные олимпиады, внеклассная и внеучебная работа, спортивные кружки, студии). Особо могут быть выделены лучшие творческие работы, поощрения, благодарности, которые получает ребенок, даже какие-то элементы его характеристики. Работа над содержанием портфолио сейчас активно ведется. В любом случае оно не должно содержать в себе никакой конкретной информации о ребенке, например данных психологического обследования. В противном случае будут нарушены важнейшие этические принципы, связанные с конфиденциальностью и анонимностью подобных обследований, с принципом охраны интересов ребенка, с принципом “Не навреди!”.

Однако это не исключает возможности психологической поддержки ребенка. При необходимости психологическое обследование может проводить профессиональный психолог, который обладает соответствующей квалификацией и действует либо по запросу родителей и других лиц, ответственных за ребенка (если тех беспокоит его развитие и поведение), либо по запросу со стороны администрации (в том случае, если родитель дает согласие на обследование ребенка).

Новый стандарт — это общественный договор между семьей, школой, обществом и государством. Поэтому никто не может быть насильно подвергнут, извините, психологическому обследованию.

Если говорить об оценке результатов сформированности метапредметных учебных действий, таких, например, как логические операции, смысловое чтение, использование символических схем, знаков, то это может быть оценено благодаря введению новой системы комплексных контрольных работ.

В их основе лежит не репродукция знаний, а постановка творческих задач, которые предполагают использование ребенком определенных способов, базирующихся на сформированных метапредметных учебных действиях: логических, символических, действиях с символами.

Статья опубликована при поддержке компании "Thomas". Главные принципы компании - это качество, надёжность и безопасность. "Thomas" предлагает большой выбор пылесосов, например, моющие пылесосы для паркета, с аквафильтром, пылесосы для сухой уборки и другие. Все пылесосы производятся в Германии на собственном заводе, проходят тщательные проверки, что гарантирует Вам высокое качество всей продукции компании. Посмотреть каталог пылесосов, узнать цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.thomas.ru/.

Эти контрольные работы будут проходить в рамках учебных предметов?

Да, развитие этих действий можно проследить в рамках учебных предметов. Второй вариант, который может быть применен, — это использование карт наблюдений. Но эта работа должна вестись специалистом, который сможет отслеживать учебный процесс со стороны и обладает необходимой квалификацией для его анализа. Поэтому лучший способ оценить сформированность метапредметных учебных действий — комплексные творческие контрольные работы. Они позволяют ученикам планировать оценку своих работ, а также отслеживать результаты. Есть варианты комплексных контрольных работ, рассчитанные на совместную деятельность при их выполнении, сотрудничество в рамках творческой группы. И по эффективности такого сотрудничества можно сделать вывод о развитии необходимых навыков у детей.

Часто приходится слышать, что новый стандарт более психологичен. Так ли это?

Действительно его психологическая составляющая несоизмерима с той, что была в предшествующем варианте. И это очень серьезно, потому что перед образовательными учреждениями поставлена задача обеспечения психолого-педагогического сопровождения образовательного и воспитательного процесса. Современные руководители системы образования прекрасно понимают, что без высокой психологической компетентности всех участников образовательного процесса, и в первую очередь педагогов, добиться желаемого результата невозможно. Особенно если вы работаете в системе общего или начального образования.

Здесь возникает серьезная проблема, о которой разработчики стандартов говорили изначально, — переподготовка и повышение квалификации специалистов, которые будут непосредственно заниматься внедрением стандарта. К сожалению, не может не вызывать тревогу тот факт, что существующая система повышения квалификации носит скорее эпизодический характер, а не является целенаправленно реализуемой программой.

Мы сейчас стоим на пороге внедрения стандартов в начальной школе. Пока на новый стандарт переходят только те образовательные учреждения, которые реально готовы к этому. В рамках эксперимента школы сами принимают решение о возможности такого перехода, предоставляя доказательства того, что у них есть для этого все условия. Это касается и материальных, и образовательных, и педагогических ресурсов.

Однако всегда возникает вопрос: действительно ли в этом образовательном учреждении прошли переподготовка и повышение квалификации специалистов? Ведь переход к новому стандарту предъявляет новые требования к педагогам. Кроме того, ставятся и новые задачи перед педагогами-психологами, практическими психологами образования.

Ольга Александровна, согласны ли вы с тем, что введение нового стандарта сможет поднять статус психологов, работающих в образовании?

Да, я полностью согласна с этим. Хотя здесь возникает определенное противоречие. С одной стороны, работа по новому стандарту требует более активного, чем сейчас, участия психологов в образовательном процессе. С другой стороны, в связи с переходом на подушевое финансирование, с введением новых способов формирования бюджета образовательного учреждения, в частности с необходимостью обеспечить предметное преподавание, школа часто бывает вынуждена отказываться от ряда специалистов. И “крайним” чаще всего оказывается психолог.

Но мне кажется, что в связи с введением нового стандарта многие школы осознают, что без психолога они с новыми требованиями не справятся. Возникает необходимость привлечения психологов даже там, где их раньше не было. Я думаю, что ситуация будет меняться к лучшему. Там, где стандарт внедряется в школы, и администрация, и педагогический коллектив очень быстро осознают необходимость сотрудничества с психологами.

Когда начнется внедрение нового стандарта?

Стандарт общего начального образования начинает “работать” с сентября этого года. Но до 2011 года он будет внедряться по желанию образовательных учреждений. Как правило, они подходят к этому достаточно серьезно. У них, как правило, есть психологическая служба или хотя бы психолог, потому что они понимают, что без психологического сопровождения проводить переход будет очень сложно.

Сейчас при Институте стратегических исследований в области образования РАО создана консультативная служба, которая оказывает помощь в связи с перспективой внедрения нового стандарта. Это и обеспечение литературой, и консультации в режиме онлайн. Планируется открытие специального сайта поддержки внедрения стандарта.

Я думаю, что опыт массового внедрения стандарта начального образования, результаты которого мы получим буквально в октябре-ноябре, позволит нам сформировать необходимые ресурсы. И к моменту, когда стандарт начнет внедряться все шире и шире, мы сможем соответствующим образом обеспечить всех желающих литературой, методическими пособиями и развернуть необходимую систему повышения квалификации.

А что, на ваш взгляд, побуждает образовательные учреждения принимать участие в эксперименте

Фото А. Степанова

Людей привлекает гуманистическая идея, которая лежит в основе стандарта. Кроме того, новый стандарт не предполагает отказа от того позитивного, что было наработано за долгие годы. Изменения уже давно происходят в наиболее прогрессивных школах. И многие педагоги рады тому, что школа поворачивается лицом к ребенку, несмотря на то что прекрасно отдают себе отчет в тех трудностях, которые могут возникнуть.

Серьезные проблемы появились в связи с тем, что любая школа в условиях эксперимента подвергается внешнему контролю. А это создает дополнительные сложности. Каждое образовательное учреждение согласно новому стандарту имеет право на создание своих образовательных программ. И хотя в стандарте имеются примерные программы, каждое образовательное учреждение по каждому из предметов также вынуждено составлять их.

Поэтому предстоит синхронизировать работу конкретной школы с требованиями стандарта. Сейчас каждый учитель должен полностью составить свою программу. Коллеги из Татарстана рассказывали нам, что учителя буквально плачут из-за этих требований. Это огромный труд — разработать и написать образовательную программу “с нуля”. Проблемы с внедрением нового стандарта неизбежно будут возникать. Хорошо, что существует “переходный” период, во время которого можно эти проблемы решить.

Беседовала
Ольга РЕШЕТНИКОВА