Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2010


Вместе с родителями

Цветы жизни

Программа психокоррекционной работы
с матерями детей с ограничениями в развитии

Нигде не найти покоя тому,
кто не нашел его в себе самом.
Франсуа де Ларошфуко

Рождение ребенка с ограничениями не только меняет жизнь родителей, но и изменяет их представление о своей роли и месте в жизни. Матери предстоит противостоять и настороженному отношению со стороны окружающих, и собственной растерянности перед обстоятельствами, и противоречивым и незнакомым чувствам к себе самой.

Фото с сайта
www.zoomet.ru

Теория кризиса и горя, разработанная в последние годы, помогает понять, почему люди, обычно легко приспосабливающиеся к обсточтельствам, вдруг начинают совершать необъяснимые поступки. Эта теория объясняет, почему люди, которые испытывают чувство потери, ощущают совершенный хаос внутри себя, хотя внешне это никак не проявляется. Рождение ребенка с функциональными ограничениями является для родителей тем толчком, который вызывает процессы “переживания горя”.

Внутренняя духовная работа матери и отца над собой и возникшими в семье проблемами в итоге станет решающей для будущего семьи. В этот период особенно важно не навредить неподходящими советами или некомпетентным мнением, иначе процесс переживания горя может пойти неправильно, с непредсказуемыми последствиями для всей семьи.

К сожалению, окружающие не всегда считаются с тем, что в такой семье горе — не сиюминутная трагедия, а один из компонентов, составляющих ежедневную жизнь семьи. Если в семье процесс осознания новых реалий бытия развивается правильно, можно надеяться, что родители смогут принять и своего ребенка с функциональными ограничениями относительно скоро. Одновременно они сами могут избежать впоследствии психических расстройств на почве болезни ребенка.

Большинство из тех, кто прошел через горе, приспосабливаются к своей новой жизни без профессиональной помощи. Хотя горе является естественной и здоровой реакцией человека на потерю чего-то очень дорогого. Родители иногда реагируют слишком неадекватно на ограничения ребенка. Если у родителя появляются физические симптомы, если он испытывает очень сильное чувство вины и гнева, длительную депрессию или сильное отчаяние, которые не проходят, это может означать, что ему или ей нужна профессиональная помощь. Если горе родителей совершенно не проявляется внешне, возможно, оно отрицается или накапливается внутри. В этом случае также может понадобиться помощь.

Цель психокоррекционной работы: гармонизация психоэмоционального состояния, формирование положительных установок в сознании матерей.

Задачи:

• создание безопасного пространства и возможности для отреагирования травматичного материала посредством использования различных изобразительных средств;

• осознание чувств и переживаний, связанных с травматическим опытом, и дистанцирование от связанных с травмами переживаний;

• содействие усвоению участниками новой информации и изменению системы их представлений о себе и окружающем мире, а также характера их переживаний;

• развитие умений самоанализа и преодоление психологических барьеров, мешающих полному самовыражению;

• накопление эмоционально-положительного опыта;

• нормирование навыков адекватного общения с окружающим миром.

Необходимые материалы и оборудование: бумага разного формата и качества; краски, карандаши, фломастеры, восковые мелки; цветная бумага, журналы, газеты с картинками; клей, кисточки, ножницы, скотч, степлер; пластилин; аудиомагнитофон со сборником релаксационной, динамичной и др. музыки.

Организация занятий

Наиболее оптимальная наполняемость психокоррекционной группы — 6–8 человек. Перед включением в коррекционную группу необходима предварительная индивидуальная работа психолога с каждой матерью с целью установления доверительных отношений и формирования мотивации к занятиям (в этот период используется юнгианская песочная психотерапия).

Занятия проводятся один раз в неделю, их продолжительность — 2–3 часа. Занятия противопоказаны людям с психическими и интеллектуальными расстройствами.

Структура занятий

Этап Цель Содержание
Разогрев Подготовка участников к психологической работе Психогимнастические упражнения на снятие напряжения и раскрепощения, на сокращение эмоциональной дистанции, на тренировку способностей выражения своих чувств с помощью мимики и жестов
Повторение Вспомнить предыдущее занятие и состояние, связанное с ним Сообщение о своих чувствах и мыслях, о снах, увиденных накануне, ожиданиях
Основное задание Приобретение нового опыта. Осознание чувств и переживаний. Изменение системы представлений о себе и окружающем мире Применение арт-терапевтических   техник (под музыкальное сопровождение). Представление и обсуждение работ
Медитации-визуализации Снижение психического напряжения, накопление положительных эмоций Использование медитативных техник и созидающей визуализации (под музыкальное сопровождение)
Завершение Подытожить то, о чем говорили, какие выводы сделали психолог и участники группы Рефлексия. Резюмирование в форме метафоры

 

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта KidsMarket.com.ua. На сайте KidsMarket.com.ua собрано большое количество полезных и интересных статей о детском здоровье и воспитании, которые расскажут, почему идет кровь из носа у ребенка, чем может быть вызвана рвота, как повысить иммунитет малыша и о многом другом. А так же на сайте представлены подробные описания самых разных товаров для детей и их мам.

ЗАНЯТИЕ 1

1. Разогрев

Приветствие участников.

Игра “Имя”

Участники группы сидят в кругу. Каждый называет свое имя в той форме, которая ему больше нравится. Затем на первую букву имени называет качество, которое ему помогает в общении, а на последнюю — качество, которое мешает. Начинает ведущий.

Упражнение “Интервью”

Участники разбиваются на пары и интервьюируют друг друга по следующим вопросам:

— Почему дали такое имя?

— Что обозначает такое имя?

— Место рождения.

— Увлечения.

— Жизненный девиз.

Представление партнеров по кругу.

2. Правила общения

На первом занятии ведущий объясняет участникам цели и задачи предстоящей работы и основные принципы психологического тренинга, особенности групповой формы работы, знакомит с правилами работы группы.

Правила можно записать на листе ватмана и вывешивать на каждом занятии:

• Доверительный стиль общения — рассказывая другим о себе, мы надеемся на взаимность.

• Искренность в общении — если не будет искренности, мы не сможем общаться.

• Конфиденциальность происходящего в группе — никто не может говорить за пределами группы о том, что в ней происходит. Каждый должен быть уверен в том, что его личные откровения остаются в группе.

• Группа оказывает поддержку каждому (советом, возможностью выслушать, добрым словом).

• Предметом обсуждений на занятиях являются проблемы семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.

После знакомства с правилами работы ведущий предлагает участникам рассказать о своих мыслях и ожиданиях, связанных с предстоящим занятием, и чувствах, с которыми они шли на первую встречу.

3. Основное задание

Упражнение “Мир чувств”

Ведущий. Многим людям часто бывает трудно справиться с собственными эмоциями. Так же трудно бывает понять, какие именно переживания побуждают их к тем или иным действиям. Важно научиться осознавать свои чувства, понять, как они проявляются в поведении, и учиться выражать их в вербальной форме — это поможет справиться с многими неприятными ситуациями. На каждом занятии мы будем говорить о ваших чувствах. Для того чтобы вам было легче обозначать чувства словами, мы сейчас попрактикуемся.

Участникам предлагается описать жизненные ситуации, в которых у них возникают следующие чувства: грусть, злость, радость, обида, спокойствие — и более сложные чувства, такие как стыд, вина, зависть и др.

Участницы по очереди высказываются.

Упражнение “Как я проявляю свои чувства”

Участницам раздаются карточки с незаконченными предложениями, которые необходимо продолжить.

• Стараюсь уединиться, когда я чувствую…

• Не делаю домашние дела, когда я…

• Делаю глупости, когда я…

• Делаю обидные замечания мужу (и другим близким), если я…

• Хвастаюсь, когда я…

• Дарю другим людям подарки, когда я…

• Говорю другим людям гадости, когда я…

• Начинаю больше есть, когда я…

• Говорю неправду, когда я…

Фото с сайта
www.lxphoto.ru

Обсуждение того, как различные чувства могут проявляться в поведении.

4. Медитация-визуализация

Упражнение “Создание внутреннего личного места”

Ведущий. Займите удобное положение, закройте глаза и расслабьтесь. Представьте себя в каком-нибудь прекрасном уголке на природе. Это может быть любое место, которое вам больше нравится: лужайка, вершина горы, лес, морской берег. Оно может быть даже глубоко в океане или на другой планете. Где бы оно ни было, вам там должно быть удобно, приятно и спокойно. Принимайтесь за исследование окружающей обстановки, подмечая все детали, звуки, запахи и возникающие у вас чувства и впечатления.

А теперь займитесь обустройством этого места, чтобы сделать его обстановку комфортной и домашней. Может быть, вы захотите построить дом или другое пристанище, а может быть, просто окружите это место золотым светом, который будет защищать вас. Создавайте и расставляйте по местам необходимые вам вещи так, как вам будет удобнее и приятнее…

Можете совершить какой-нибудь ритуал, чтобы обозначить свое личное место.

С этих пор это ваше собственное личное внутреннее место, куда вы можете возвращаться всегда, когда закроете глаза и захотите оказаться там. Это место особой энергии, и вы можете посещать его каждый раз, занимаясь созидающей визуализацией.

Может оказаться, что ваше личное место время от времени изменяется независимо от вас или, может быть, вы захотите внести какие-либо изменения и дополнения. В вашем месте вы можете свободно творить, но помните, что оно должно сохранять основные качества — быть местом мира, спокойствия и абсолютной безопасности.

5. Завершение

Ведущий. Наше первое занятие закончилось. Я надеюсь, что оно заинтересовало вас, так как мы говорили здесь о том, чем вы живете и о чем думаете. Мне было приятно работать с вами. А теперь я прошу вас высказать ваше мнение по поводу занятия, что вы обо всем, что мы делали, думаете, какие чувства испытываете, как изменилось ваше состояние.

На прощание для размышления я хочу прочитать вам даосскую притчу.

Одноногий завидовал Сороконожке. Сороконожка завидовала Змее. Змея завидовала Ветру. Ветер завидовал Глазу. Глаз завидовал Сердцу.

Одноногий сказал Сороконожке:

— Подпрыгивая на одной ноге, я передвигаюсь медленнее тебя, но как ты справляешься с таким количеством ножек?

— Не знаю, как. Я двигаюсь при помощи своего естественного механизма, — ответила Сороконожка. — Разве ты не видел плюющего человека? Когда он плюет, образуются капли: большие, похожие на жемчуг, и маленькие, похожие на туман. Смешиваясь, они падают вниз, и сосчитать их нельзя. Так же и я двигаюсь при помощи моего естественного устройства и не знаю, почему это так.

Сороконожка сказала Змее:

— Я передвигаюсь при помощи множества ног, однако, не могу догнать тебя, у которой ног нет. Почему?

— Мною движет естественное устройство, — ответила Змея. — Разве можно это изменить? Зачем мне пользоваться ногами?

Змея сказала Ветру:

— Я перемещаюсь, двигая хребтом и ребрами, так как обладаю телесной формой. Ты же с воем поднимаешься в Северном океане и переносишься в Южный океан, хотя ты вовсе лишен тела. Как же это происходит?

— Да, это так. Я поднимаюсь с воем в Северном океане и переношусь в Южный океан, однако если кто-либо тронет меня пальцем, то победит меня; если станет топать ногами, то тоже меня одолеет. Хотя это и так, но ведь только я один могу ломать большие деревья и разрушать большие дома. Поэтому я использую множество маленьких непобед и превращаю их в одну большую победу. Однако стать великим победителем может только постигший дао (собственную сущность).

Инесса ЛЕВОШКО,
психолог,
Брест,
Республика Беларусь

(Продолжение следует)