|
||
Учитель как личность и профессионал:
|
А.А. Чекалина
|
Данная монография является научным руководством для практических психологов и психологов образования, а также для студентов психолого-педагогического профиля. В книге обобщено содержание многолетних изысканий автора в области гендерной психологии личности учителя начальных классов.
Настоящее руководство является относительно новым для отечественной науки, одним из первых российских учебных пособий по гендерной психологии для высших учебных заведений. Практическая значимость данного учебного пособия несомненна. Прежде всего, оно обращено к студентам, обучающимся педагогическим и психологическим дисциплинам, и восполняет определенную брешь в их “бесполом” образовании. Но пособие ценно также для работающих педагогов, поскольку обращено к проблемам их профессионального развития и к личностной самореализации в образовательной деятельности.
Пособие, несомненно, значимо для практикующих психологов, работающих в образовательной сфере, поскольку его материал дает не слишком распространенную, а во многом абсолютно новую для педагогов и психологов информацию о психологии взрослого человека, женщины-учителя, условиях, путях, вариантах гендерного развития личности, возможностях ее психолого-педагогического сопровождения.
Помимо этого, настоящее издание обращено к женщинам, так как затрагивает, в основном, аспекты развития женщины, ее психического здоровья. Ну а поскольку подавляющее большинство и психологов, и педагогов в нашем образовании — женщины, то из этого пособия они могут многое узнать о себе.
Гендерная психология находится на стыке нескольких психологических дисциплин. Подчеркну несомненную заслугу автора – это разработка и тщательное рассмотрение понятийного аппарата гендерной психологии, уточнение понятия гендера и гендерной идентичности, раскрытие прикладных аспектов данной проблематики. В частности, в книге уточняются возрастные, гендерные и профессиональные характеристики учителя начальных классов. Определение категорий гендера и гендерной идентичности личности способствовало разработке модели гендера личности учителя начальных классов, выявлению и описанию гендерных представлений, самоотношения, особенностей гендерной идентичности, типологии гендерной идентичности, гендерных стереотипов.
В работе раскрыта взаимосвязь гендерной идентичности и особенностей самоотношения, самоактуализации, самопрезентации, смысложизненных ориентаций женщин — учителей начальных классов, показаны особенности жизненного пути женщины-учителя. Полученные результаты позволили определить основные направления формирования гендерно-психологической компетентности будущих и практикующих учителей начальных классов — женщин.
Думается, школьные психологи смогут почерпнуть из этой книги много полезного для оказания психологической помощи учителям.