Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2010


Репортаж

О глобальном и локальном

В наше непростое время даже мы, взрослые, не успеваем осознать и осмыслить стремительные изменения в обществе и часто начинаем действовать как подростки, которые проходят этап своего личностного становления и самоопределения. Мы часто не понимаем самих себя, не говоря уже о том, что не знаем и не понимаем подрастающее поколение. Отсюда – метания в восприятии происходящего, которые наглядно проявляются в медийной продукции, в частности в сериале “Школа”, который стал своего рода демонстрацией беспомощной, а потому отстраненной позиции взрослых по отношению к стремительно взрослеющим детям, которые представляются многим некой неуправляемой и чуждой биомассой.

IV Научно-практическая конференция по проблемам организации социально-психологической помощи подросткам и их семьям, которая прошла 15–17 апреля в Москве, называлась “Подросток и общество: кто кого?”. Организаторы этого мероприятия из центра социально-психологической адаптации и развития подростков МГППУ “Перекресток” пригласили для серьезного разговора различных специалистов, работающих с подростками: психологов, педагогов, юристов, психотерапевтов.

В течение трех дней на конференции предпринимались попытки осознать непростые отношения взрослых с подрастающим поколением. Об этом на открытии говорил руководитель центра “Перекресток” Вячеслав Москвичев. Пятнадцатилетний опыт работы с детьми, попавшими в сложные жизненные ситуации, привел специалистов центра к мысли, что подросткам очень нелегко жить в современном мире. Именно это часто приводит детей к употреблению алкоголя и наркотиков, подталкивает к асоциальному и противоправному поведению. Каждое правонарушение указывает на противостояние подростка и социума. По мнению Москвичева, это противостояние постоянно усиливается и взаимоотношения между подростками и взрослыми все чаще похожи на борьбу. Он призвал собравшихся искать альтернативу таким отношениям и консолидировать ресурсы различных специалистов для эффективной помощи и поддержки подростков.

Что касается ресурсов, то уже на пленарном заседании был представлен достаточно широкий спектр возможностей такой помощи. Виктор Балакирев (консультант по организационному развитию и оценке программ компании “Процесс-консалтинг”) рассказал о роли социальных проектов в формировании личностных и социально значимых качеств у подростков. Работа проводилась в различных регионах, дети могли сами определить направленность проектов.

Поиск общего языка давался нелегко…

Оказалось, что сам факт участия в социальном проекте оказывает непосредственное влияние на ребят, повышая чувство ответственности, инициативу, целеустремленность и даже формируя у них собственную (вполне нормативную) лексику. Независимо от того, насколько удачно реализован проект, он становится значимым опытом. Подростки, включенные в реализацию проектов, могли самостоятельно и реалистично ставить цели, выбирать учебные заведения, реально представить себе сферу своей будущей деятельности. По сравнению со сверстниками они начинали глубже и тоньше понимать взрослых, что вносило уверенность в их отношения как с партнерами по проекту, так и с собственными родителями.

Главным условием, влияющим на социализацию подростков, участвующих в социальных проектах, по мнению Владимира, было то, что в ходе разработки и реализации собственных идей дети имели возможность размышлять и самостоятельно принимать решения. Многие взрослые отмечали, что в этой работе дети, и в первую очередь не самые успешные в учебе, смогли реализовать себя и “раскрыться” с самой лучшей стороны.

Любопытно, что, вопреки устоявшемуся мнению о современной молодежи, наиболее значимым поощрением стали отнюдь не деньги, а поездки по стране, организованные для победителей конкурса, и публикации в СМИ.

Другую возможность оказания помощи подросткам представил Рустем Максудов, президент Межрегионального общественного центра “Судебно-правовая реформа”. Эта некоммерческая общественная организация занимается, в частности, реализацией идеи “восстановительного правосудия” в России. Его основная задача — не наказание правонарушителя, а восстановление морального, психологического и материального ущерба, нанесенного жертве. В необходимых случаях происходит вовлечение правонарушителя в социально-реабилитационные программы, позволяющие избежать повторных правонарушений.

Вячеслав Москвичев
призвал собравшихся к диалогу

Одним из важных направлений является идея примирения жертвы и правонарушителя. Сейчас разрабатывается технология проведения процедур такого примирения среди несовершеннолетних. Это, по мнению Максудова, очень важно, поскольку в результате конфликтов и криминальных ситуаций у детей исчезает способность к пониманию.

Возможности, которые открывает психотерапевтическая помощь молодым людям, представил Александр Сосланд (психотерапевт, член Европейской ассоциации психотерапии). Профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета психологического консультирования МГППУ Виктор Зарецкий в качестве помощи ребенку предложил возможности изменения способов его деятельности. “Человеку, который не хочет преодолевать трудности, очень сложно”, — считает он. Нужна проектная работа по социальной адаптации, в процессе которой дети будут учиться кооперироваться, договариваться, выстраивать партнерскую деятельность. Иначе подростки с легкостью будут осваивать широко распространившееся сейчас “пространство манипулирования” где всегда будет побеждать тот, кто изощреннее, кто имеет меньше культурных ограничений.

Заявленные в пленарных докладах позиции стали отправной точкой для открытой дискуссии “Догнать и причинить добро? (нужна ли НАША помощь подростку)”.

Остроту обсуждению придал видеоролик, на котором подростки пытались дать ответ на вопрос: “Трудно ли обществу с подростками?” Общее мнение детей выразил смышленый мальчик, предположивший, что обществу трудно с подростками потому, что подросткам трудно с обществом. И что термин “трудные подростки” придумали сами взрослые для объяснения причин своего непонимания детей и неумения выстраивать с ними правильные отношения.

В ходе обсуждения, к которому кроме докладчиков присоединились еще Елена Дозорцева (руководитель лаборатории Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского), Михаил Кожаринов (директор негосударственного общеобразовательного учреждения социально-педагогического комплекса “Бриз”) и Вероника Готлиб (зав. отделением наркологического диспансера №12).

Разговор, начавшийся с обсуждения, всем ли подросткам сейчас трудно, показал, что если подросткам и трудно, то отчасти из-за того, что сами взрослые никак не могут договориться между собой, понять друг друга и даже говорить на одном языке. К сожалению, дискуссии как таковой не получилось. Предмет обсуждения постоянно куда-то ускользал и терялся в разговорах “о наболевшем” каждого из участников круглого стола. И только вмешательство находящихся “за кругом” гостей смогло в результате привести беседу к общему знаменателю: собравшиеся наконец-то начали слушать друг друга и даже пытаться говорить на одном языке.

Участники конференции
вновь ощутили себя подростками

Смелое решение организаторов собрать специалистов, придерживающихся разных взглядов, выявило проблему: у нас, взрослых, нет не то чтобы единого, но даже близкого к общему мнения о том, как сделать молодых людей полноправными членами общества, как адаптировать их к непростой жизни. И это несмотря на то, что на секциях и мастер-классах конференции были продемонстрировали широкие возможности и реальные результаты работы специалистов различных “помогающих специальностей” с детьми и подростками.

К сожалению, неоднократно цитируемый на конференции тезис Римского клуба: “Думать глобально, а действовать локально”, не нашел своего практического подтверждения. Локально действовать мы научились очень хорошо, но пропало умение обобщать и анализировать свой опыт, оценивать его “со стороны”. Мы, взрослые, привыкли работать в режиме “самопрезентации”, утратив, к сожалению, многое из того, чему стремимся научить детей.

Но усилия организаторов все же не пропали даром: собравшиеся сошлись во мнении, что в любые времена важны общечеловеческие идеалы, ценности и качества: доброта, понимание, внимание и уважение. Именно в них нуждаются подростки в первую очередь и только на их основе возможен диалог подростков со взрослыми.

Публикация статьи произведена при поддержке «Сауны на Вильского». Если Вы ищете, где можно хорошо отдохнуть в Красноярске с пользой для здоровья, то предложение «Сауны на Вильского» для Вас. Подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами и программами отдыха, увидеть видео обзор «Сауны на Вильского, узнать контакты и цены можно на сайте NaVilskogo.Ru: баня и сауна в Красноярске.

Ольга РЕШЕТНИКОВА

(Фото автора и Татьяны ДОСПЕХОВОЙ)