Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №13/2008


Психология новой эры

Дороги в мир красоты

Психологические аспекты эстетического воспитания

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

Определение «эстетическое» происходит от слова «эстетика», которое появилось в результате заимствования греческого — eisthetikos, что переводится как «чувственный» или «чувствующий». Понятие «эстетическое» характеризует такие отношения, в результате которых человек с помощью каких-то предметов достигает абсолютной личной свободы, полноты бытия и гармонии с универсумом. Эстетическое включает в себя искусство и художественную деятельность, но ими не ограничивается.

Эстетика

Эстетика — отрасль философии, изучающая специфические проявления ценностного отношения между человеком и миром. Её формальное закрепление в качестве самостоятельной отрасли философии произошло только в XVIII веке, благодаря трудам немецкого философа Александра Баумгартена (1714–1762). Эта область знания традиционно исследует природу прекрасного и других эстетических свойств, особенности их восприятия человеком, а также сущность и законы развития искусства.

Искусство является одним из наиболее развитых видов эстетического отношения человека к миру. Художеством, или искусством, со времен древних греков люди именовали особую «искусную» деятельность во многих областях. Сюда входили ремесла: судостроение, ткачество и т.п., некоторые науки (астрономия, история, математика и др.), а также большинство видов деятельности, и сейчас называемых искусством: архитектура, поэзия, живопись, музыка и т.п. Только в XVIII столетии французский ученый Шарль Батё четко выделил класс тех видов деятельности, которые мы сегодня называем искусством в широком смысле этого слова.

Подчеркнем, что эстетическое не равнозначно художественному, оно значительно шире и включает в себя художественное как рафинированное эстетическое. Художественное — один из видов эстетического, наиболее развитая, специализированная его форма, ядро эстетической культуры общества.

Происхождение искусства

По мнению специалистов по эволюционной психологии, успех вида Homo Sapiens можно приписать интенсивному освоению среды. Все живые существа адаптируются к меняющейся среде и сами пытаются её изменять, но человек в этом плане многократно превосходит всех. Средства, с помощью которых он контролирует и изменяет окружающий мир, удовлетворяя свои потребности и прихоти, можно обозначить одним словом: технология. Высокие технологии позволяют современному человеку активно осваивать практически любую среду, выживать в суровых климатических условиях, погружаться в глубины океана, летать в космос и т.п.

Технологию, направленную на освоение физической среды, можно условно назвать утилитарной. Но человек разработал и технологии, лишенные практической функции, — неутилитарные. Эти неутилитарные технологии и есть то, что называется искусством. Утилитарные технологии направлены на внешнюю среду, а неутилитарные обращены к внутреннему, духовному миру человека, его психике и душевным переживаниям.

Цель утилитарной технологии — нарастить адаптационный потенциал человека, увеличить его способность существовать в самых разных средовых условиях и таким образом повысить выживаемость и репродуктивный успех. Но духовный мир человека не ограничивается рамками освоения и приспособления окружающей среды к своим нуждам, он широк и многообразен. Поэтому человеку необходимо искусство.

ПСИХОЛОГ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Под эстетическим воспитанием понимается взаимодействие воспитанника с воспитателем и образовательной средой, которое охватывает, все, без какого бы то ни было исключения, стороны освоения мира по законам красоты. В качестве основной цели эстетического воспитания традиционно рассматривается развитие эстетической культуры личности. Эстетическая культура личности — индивидуальное приобретение, выраженное в его эстетических вкусах и предпочтениях. Эстетическая культура личности проявляется в отношении к природе, другим людям, к труду, учению, искусству. Она находит выражение в умении организовать свою жизнь по законам красоты.

Чем выше эстетическая культура личности, тем точнее, органичнее и увереннее человек ориентируется в жизненных проблемах и решении любых профессиональных задач. Развитое эстетическое чувство помогает проверить найденные решения в самых разных областях жизни. Гармоничное, интуитивно приемлемое решение проблемы, скорее всего, и является верным. Авиаконструкторы утверждают, например, что некрасивые самолеты не летают. Инженеры, точно рассчитавшие конструкции будущих башен или мостов, как правило, достигают того, что их сооружения рассматриваются как произведения искусства.

С другой стороны, не только результат, но и сам процесс деятельности приносит эстетически развитому человеку эстетическое удовольствие. Например, решение сложнейших математических или шахматных задач доставляет математикам и шахматистам подлинное эстетическое наслаждение. Они открыто говорят о красоте формул, выводов и полученных результатов.

Философы постоянно подчеркивают, что эстетическое тесно связано с этическим. Умение видеть и понимать прекрасное выступает одним из важных критериев морального развития личности. Высоконравственный, бескорыстный поступок доставляет человеку радость, подлинное эстетическое удовольствие.

Массовая культура

Одно из средств и следствий глобализации — появление и широкое распространение в современном мире массовой культуры. Свою родословную современная массовая культура ведет от балагана, некоторых форм фольклора и подобных тому явлений. Мощным импульсом для ее развития стало интенсивное распространениее средств массовой коммуникации. К массовой культуре относится все, что ориентировано на примитивный, невзыскательный эстетический вкус и предполагает художественную неразвитость потребителя. К массовой культуре причисляются: вся сфера шоу-бизнеса, телеигры, телесериалы и т.п. К ней же относится значительная часть боевиков, триллеров, детективов, фильмов ужасов, фантастики, мелодрам и т.п. Конечно, и боевики, и триллеры, и детективы, равно как и другие вышеперечисленные жанры искусства, могут быть представлены высокохудожественными произведениями, и тогда их можно отнести к высокому искусству.

Главное отличие продуктов массовой культуры от произведений элитарной эстетической культуры в том, что строятся они на упрощенных, вульгаризированных, легко читаемых эстетических формах и простейших художественных шаблонах. Простые сюжеты, стандартные образы, примитивные мелодии и стихи, мелодраматические и сентиментальные схемы, грубый юмор — главные черты продуктов массовой культуры. В фильмах, например, все это обычно сдабривается тщательно выполненными спецэффектами: виртуозно смоделированными драками, перестрелками, сексуальными сценами, высококачественно сделанными фантастическими существами и чудовищами и т.п.

Массовая культура умеет мастерски эксплуатировать самые примитивные инстинкты и тривиальный эстетический опыт человека, сознательно направляя его не на обогащение и усложнение, а на унификацию и упрощение. Она не ставит себе задачу стимуляции и совершенствования духовного мира человека, а, напротив, стремится к его примитивизации, унификации, путем раскрепощения самых низменных инстинктов, бессознательных желаний и стремлений.

Сторонники экзистенциальной психологии утверждают, что жизнь людей, тонко чувствующих прекрасное, эмоционально богаче, насыщеннее, полнее, чем жизнь эстетически неразвитого человека. Постоянный опыт гармоничных отношений с миром, природой закономерно приводит к творческим и гуманным отношениям с близкими и просто окружающими людьми, что в конечном итоге способствует повышению общей нравственно-этической культуры общества.

Общая цель развития эстетической культуры личности традиционно конкретизируется в задачах эстетического воспитания. К наиболее важным из них относятся:

• воспитание эстетических интересов и потребностей;

• воспитание эстетических вкусов, идеалов, предпочтений;

• формирование эстетического опыта и эстетического сознания личности;

• воспитание и развитие способности строить свои отношения с миром по законам красоты.

Решение задач эстетического воспитания должно привести к развитию у воспитанника потребности и способности постигать прекрасное, видеть красоту во всех ее проявлениях, пытаться строить свои отношения с универсумом на принципах красоты и гармонии. Поиск ответа на вопрос о том, как воспитать эти важные качества в человеке, — задача педагогики. Педагогическую психологию интересуют другие аспекты этого процесса:

• механизмы и закономерности процесса эстетического развития личности в образовательной среде;

• возрастные и индивидуальные различия в протекании процесса эстетического развития личности;

• характер связи между уровнями когнитивного и эстетического развития личности;

• механизмы и закономерности трансформации процесса эстетического развития личности в ходе воспитания в процесс саморазвития, осуществляемый в ходе самовоспитания;

• связь между характером эстетического развития личности и содержанием, формами, методами и средствами эстетического и художественного воспитания.

ВАЖНЕЙШИЕ КАТЕГОРИИ И МЕХАНИЗМЫ

Как действуют механизмы и каковы основные закономерности процесса эстетического развития личности в образовательной среде, в значительной мере позволяют понять описания основных категорий эстетики. Главные категории эстетики — эстетическое и художественное. Остальные являются их производными. В эстетике существует большое количество принципов, на основе которых классифицируются категории, а также выделено бесчисленное множество самих категорий. К наиболее значимым из них относятся эстетическая культура, эстетическое сознание, эстетический опыт, эстетический вкус, эстетический идеал, прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, возвышенное и низменное, катарсис и др.

Особую значимость в эстетическом воспитании имеет задача развития эстетических потребностей и представлений, на базе которых формируются эстетический вкус и эстетическая оценка человеком явлений действительности как «прекрасных» или «безобразных», «возвышенных» или «низменных», «трагических» или «комических». Но для того чтобы более ясно представить этот процесс, обратимся к кратким характеристикам этих категорий.

Прекрасное и безобразное. Одна из важнейших духовных ценностей человека заключена в понятии прекрасного. Представление о нем традиционно формировалось на основе противопоставления безобразному. Наряду с прекрасным безобразное относится числу базовых категорий эстетики. Безобразное уже с эпохи античности стало ассоциироваться со всей сферой антиценностей, вызывающих у человека отвращение, неудовольствие и другие отрицательные реакции. При этом уже древние философы отмечали, что красота целого возникает из гармонического единства противоположных составляющих, в частности прекрасного и безобразного.

Трагическое и комическое. С древних времен человек научился с помощью искусства не только преодолевать жизненные трудности и личностные невзгоды, но и превращать некоторые из них в источник духовной радости. Создав жанр трагедии, люди нашли способ смягчить трагизм жизни. Войны, катастрофы, личные несчастья пережить бывает очень трудно, но, талантливо преображенные в искусстве, они оказались способны приводить к особому виду наслаждения — катарсису.

Жизнь во все времена была питательной средой не только трагического, но и комического. Комическое рассматривается как область особого эстетического опыта. В этой области на интеллектуально-игровой основе осуществляется благожелательное отрицание, разоблачение, осуждение некого явления, персонажа, его действия или высказывания, претендующих на нечто более высокое, значительное, идеальное, чем позволяет их природа.

Катарсис. Катарсис понимается как внутреннее потрясение и духовное наслаждение, испытываемое человеком под воздействием произведений искусства. Вызываемые таким образом сильные эмоциональные переживания являются свидетельством глубокого духовного опыта, приобщения и гармонизации человека с Универсумом, его духовным миром во всей полноте и целостности.

Явление катарсиса описывает один из механизмов действия эстетического. Само понятие «катарсис» произошло от греческого «очищение». Древние греки называли так особое психическое состояние, в процессе которого человек освобождается от скверны души и тела. Задолго до появления психотерапии, в VI веке до нашей эры, пифагорейцы разработали теорию освобождения души от вредных страстей (гнев, вожделение, страх, ревность и т.п.) с помощью специально подобранной музыки. В те времена получила распространение легенда о том, что самому Пифагору удавалось с помощью музыки излечивать людей не только от болезней души, но и от телесных недугов.

Арт-терапия

Термин «арт-терапия» происходит от латинского «art» – искусство и греческого «terapia» — лечение. Психологическая практика свидетельствует, что любой вид искусства способен оказывать «лечебное» воздействие. Художественная практика не только позволяет человеку пережить удовольствие, сопровождающее процесс художественного творчества, но и лучше понять себя, отыскать собственный путь к духовной гармонии. Арт-терапия убеждает нас в том, что художественная деятельность, независимо от степени профессиональной готовности к ней человека, открывает те стороны личности, о которых бы иначе он сам никогда не узнал.

Процесс и продукты художественного творчества обычно гораздо лучше слов способны выразить состояние души человека и дать его психике мощный позитивный заряд.

Гармония. Понятие «гармония» относится к числу важнейших эстетических категорий. Слово «гармония» также греческого происхождения. Переводится как «связь», «стройность», «согласованность», «соразмерность». В широком философском смысле гармония — один из универсальных принципов организации Космоса, природы, произведений искусства, человека, включая и его внутренний мир, и телесную организацию. Гармония в эстетическом плане является основой красоты, она «высшее согласование частей», нередко контрастных, противоположных друг другу.

СПОСОБНОСТЬ ЧУВСТВОВАТЬ ПРЕКРАСНОЕ

Существование возрастных и индивидуальных различий в эстетических предпочтениях людей — факт широко известный и легко наблюдаемый. Эти различия постоянно становятся предметом научных и ненаучных обсуждений, споров и даже конфликтов. Психологии важно понять, чем обусловлены эти различия. В какой мере они являются продуктом личного эстетического опыта и существуют ли общие, характерные для человека как вида, биологически предопределенные эстетические предпочтения.

Для выявления прекрасного человек должен обладать некой особой способностью. С давних пор для ее обозначения были введены категории эстетического вкуса и эстетического идеала. С точки зрения современной эстетики и психологии эстетический вкус — это врожденная, свойственная в большей или меньшей мере любому человеку способность к эстетическому восприятию или эстетическому опыту, к суждению о прекрасном в жизни и искусстве на основе чувства удовольствия или неудовольствия. Понятие эстетического идеала обычно трактуется как воплощение идеи в образе, который обрел для человека значение желанной цели.

Эстетические вкусы и идеалы отражают «личные», или субъективные, переживания, поэтому мы можем рассматривать их как часть личностно-субъективного, феноменального опыта. Они могут быть рассмотрены как ментальная «внутренняя» репрезентация эстетического опыта личности. Тем не менее по своей природе эстетические вкусы и идеалы одновременно и объективны, и субъективны.

Еще в начале ХХ века Карл Юнг говорил о коллективном бессознательном, которое наследуется биологически и состоит из предсуществующих форм, архетипов. Он полагал, что архетипы — это неопределенные структуры, которые кристаллизуются в конкретную форму в результате личного опыта индивидуума. По мнению К. Юнга, каждый человек наследует ранее сформированные паттерны апперцепции, которые направляют и ограничивают сознательную обработку определенного опыта. Таким образом, такие понятия, как добро и зло, смерть и бессмертие, душа и Бог, являются частью врожденной психологической архитектоники, характерной для человеческого вида. Современная психология допускает возможность того, что большая часть искусства древних эпох создавалась, чтобы выразить подобные общие духовные понятия. Возможно, что группы, которые могли создавать такие символы, умели объединяться вокруг них, потому были более сплоченными. Следовательно, они имели больше шансов выжить, чем другие группы, у которых этот паттерн поведения отсутствовал.

Подобные умозрительные утверждения, пытающиеся доказать возможность существования объективных законов этики и эстетики, малоубедительны. Поиск объективных характеристик красоты, принадлежащих предмету изначально, и человеческих, субъективных реакций на них с давних пор ведется в эстетике и искусствознании, в последнее время эта проблематика стала активно изучаться в кросскультурных психологических исследованиях.

ПОВЕРИТЬ АЛГЕБРОЙ ГАРМОНИЮ

Факт существования объективных законов красоты доказывает то, что в современных кросскультурных исследованиях обнаруживаются не только существенные различия, но и поразительное сходство эстетических предпочтений людей разных рас, воспитанных в разных культурных традициях. Интерпретируется это и как результат генетического, и как следствие общекультурного сходства развития человека (Баас Д.М., Чайлд И.Л. и др.). Таким образом, эстетическое развитие есть результат влияния двух факторов: генетически обусловленных эстетических предпочтений и эстетического воспитания как внедрения определенных норм и ценностей.

Золотое сечение

Европейское представление о красоте как порядке и гармонии, для которых характерна строгая соразмерность частей, естественным образом привело философию к попыткам вывести ее законы. По утверждению пифагорейцев, наиболее совершенное зрительное воплощение красоты — синусоида, волнообразный характер этой линии доставляет человеческому глазу особое наслаждение. Древнегреческий скульптор Поликлет разработал канон — систему пропорций идеального человека. На основе строгих канонов создавали изображения людей и животных художники Древнего Египта. Эти поиски можно рассматривать как наивное и вместе с тем типичное для европейского сознания представление о том, что рациональным путем можно найти дорогу к прекрасному.

Мыслители и художники всех эпох пытались отыскать правила, позволяющие создавать и воспринимать красоту. Многие исходили из представления об изначальной простоте природы, полагая, что она создает свои творения из форм наиболее выгодных с точки зрения экономии и целесообразности. К таким совершенным фигурам древние греки относили пять правильных выпуклых многогранников, получивших наименование «платоновых тел». Каждый из них олицетворял определенную стихию: тетраэдр — огонь; куб — землю; октаэдр — воздух; додекаэдр — Космос; икосаэдр — воду.

Изыскания античных мыслителей и художников привели к открытию золотой пропорции или «золотого сечения» (термин Леонардо да Винчи) — математического выражения красоты. Золотая пропорция выдержана в древних зданиях, статуях, орнаментах и др. Позже, в эпоху Возрождения, математик Лука Паголи, друг Леонардо да Винчи, написал трактат под названием — «Божественная пропорция» (1509). В этом научном труде он предложил обоснование правила, которому подчиняются все земные предметы, претендующие на то, чтобы именоваться красивыми. Согласно этому правилу, целое (С) должно так относиться к своей большей части (А), как большая часть (А) относится к меньшей (В). В цифрах это отношение выглядит как 8/5 или 13/8 и т.д.

В качестве самого наглядного примера «золотого сечения» предлагалось рассматривать человеческое тело. Совершенным оно признается тогда, когда делится на уровне пояса в отношении золотой пропорции и кончики средних пальцев при вытянутых вдоль тела руках образуют линию, делящую рост человека в таком же соотношении. Все это привело к убеждению, что каноны рациональности могут быть правилами, нормами художественного творчества. Так была предпринята попытка создания единого стандарта вкуса и незыблемых критериев эстетической оценки.

После этих эстетико-психологических находок нашей цивилизации потребовалось много времени, чтобы осознать, что строгая рациональность, выраженная в «идеальных» пропорциях, далеко не всегда рождает ощущение прекрасного. Для искусства гораздо большее значение имеют мера и характер отклонения от золотого сечения. Философы и искусствоведы пришли к заключению, что именно отступление от канона, намеренное или случайное, позволяет достигать особой художественной выразительности. Эта трудноуловимая деформация обычно и дает удивительное ощущение завораживающей новизны. Она заставляет бесконечно всматриваться в изображение, любоваться им, испытывая восторг открытия.

Способность к эстетической оценке окружающего обеспечивает индивиду чувство единства и гармонии с человечеством, развивает в нем специфически человеческое начало как в представителе вида. Выступая интегральным стимулятором, активизирующим «ум и сердце», эстетическое воспитание помогает ему на всех уровнях природно-культурной организации и во всех формах поведения гармонизировать мир и продукты своего труда, себя и свое взаимодействие с другими людьми. В этом случае индивидуальные эстетические ценности соотносятся с общими.

Симметрия

Известно, что при выборе половых партнеров большую роль играют эстетические предпочтения людей. Антропологи и этологи обнаружили, что эти эстетические предпочтения у представителей разных рас и культур схожи. Выбор полового партнера у людей, а также многих других видов живых существ, включая стрекоз, плодовых мушек, ласточек и др. связан с симметрией тела (Баас Д.М., Гэнгстэд Д., Торнхилл М.). Все позвоночные животные и многие насекомые обладают билатериальной асимметрией, левая и правая половины их тел являются зеркальным отображением друг друга. По утверждениям биологов, строгая симметричность — признак высокого уровня точности развития. Следовательно, организм с высокой симметрией должен быть носителем хороших генов, устойчивым к паразитам и другим источникам нарушений в развитии.

Поэтому не только у людей, но и во всем животном мире, чем выше симметричность, тем выше привлекательность. Этологи Ланглуа и Роггман установили, что абсолютно симметричные, композитные лица, созданные компьютером как среднее арифметическое лицо сотен людей, оценивались выше и воспринимались испытуемыми как более притягательные по сравнению с лицами отдельных людей.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1991.

2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — М., 1995.

3. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. — М., 1995.

4. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. — М., 1981.

5. Палмер Дж., Палмер Л. Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sapiens. — М., 2003.

6. Пономарев Я.А. Психология творчества. — М., 1976.

7. Психологический словарь. Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. — М., 1990.

8. Савенков А.И. Детская одаренность. Развитие средствами искусства. — М., 1999.

9. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3–7 лет. — М., 2001

Александр САВЕНКОВ,
доктор психологических наук, доктор педагогических наук

Спонсор публикации статьи: Медицинский центр красоты "Бионика" предоставляет услуги лазерной эпиляции и аппаратной косметологии по выгодным ценам. Подробно ознакомиться со списком предоставляемых косметологических услуг, можно на сайте медицинского центра www.KrasotaMed.ru. Более 6 лет профессиональной работы, высококлассные врачи косметологи и новейшее оборудование, используемое в работах – являются гарантами того, что все предлагаемые услуги будут соответствовать самым высоким стандартам качества.