Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №13/2008


Наши дети

Найди клад

Тренинг общения

Цели: сплочение участников, осознание неизмеримой ценности дружбы.

Задачи: формирование умения работать в команде, развитие умения увидеть хорошее в любом человеке, осознание и принятие собственной уникальности и неповторимости каждого, развитие умения поставить себя на место другого.

Участники: подростки 10–12 лет.

Условия проведения: три занятия продолжительностью в 1 час.

ЧАСТЬ I

Введение в тренинг

Ведущий. Решила я осенью разобрать чердак на даче. Дача у нас старинная, почти сто лет ей. Среди разных ненужных вещей попался мне какой-то сундучок, а в нем — грамота древняя. Пыталась я разобрать, что в ней написано, — не могу, какие-то каракули вместо слов. Одно только слово поняла: КЛАД. Ух ты! А вдруг в грамоте написано, как клад найти? Давайте думать вместе. Есть такая игра, которая развивает способность читать каракули.

Упражнение «Каракули»

(из тренинга по арт-терапии Л.В. Лебедевой)

Задачи: мотивировать участников на работу, снятие напряжения, раскрепощение участников.

Ведущий. Возьмите простой карандаш в нерабочую руку и с закрытыми глазами порисуйте каракули на листе бумаге. Рисуйте, пока не надоест. Откройте глаза, покрутите лист в разные стороны. Постарайтесь увидеть в своей работе что-нибудь, угадать какой-то образ, найти что-то знакомое. Обведите эту часть цветным карандашом или фломастером. Передайте свой рисунок соседу справа — пусть теперь он увидит нечто свое в вашей работе и дорисует то, что считает нужным. Когда ваш рисунок сделает круг и вернется к вам, попробуйте понять: нравится ли вам то, что с ним сделали? Какие чувства возникли при первом взгляде на свою работу? Представьте, что перед вами настоящее произведение искусства. Дайте ему название.

Если что-нибудь вас не устраивает, вы можете изменить рисунок с помощью карандашей и красок.

Давайте устроим выставку наших работ. Каждый возьмет свой рисунок и с помощью скотча прикрепит его на доску. Пожалуйста, на зеленых клеящихся листочках напишите авторское название и приклейте к своему рисунку. Мы будем гулять по выставке, и на желтых клеящихся листочках желающие дадут свое название любой из этих картин.

Обсуждение

Ведущий. Все мы разные, у каждого свой собственный взгляд, свое видение. И это очень хорошо, этим мы и интересны друг другу. Ведь как было бы скучно, если бы все думали и поступали одинаково.

Рядом с грамотой лежал вот этот мешочек. Как вы думаете, чем он набит? Давайте попробуем определить на ощупь. Да, действительно, здесь пробки. Зачем они? Точного ответа мы пока не знаем, но интуиция мне подсказывает, что они как-то связаны с кладом. Давайте сделаем так: за участие в каждой из игр вы будете получать определенное количество пробок. В этом задании каждый получает по две разноцветные пробки. Пожалуйста, не теряйте их. Они нам пригодятся. Чем больше вы набираете этих пробок, тем ближе вы к кладу.

Игра «Путаница»

Задачи: прояснить систему взаимоотношений в группе, выявить лидера, научить договариваться друг с другом, показать важность невербального общения.

Ведущий. Мы попробуем разгадать каракули, которые получатся из ваших сцепленных рук. Для начала нужно выбрать ведущего. Пусть им будет тот, у кого самые большие способности к разгадыванию загадок, ребусов и шифровок. Этот человек получит за свое участие пять пробок. Итак, в течение одной минуты вам надо договориться, кто же будет ведущим. Время пошло (поставить песочные часы). Ведущий выйдет из комнаты, а мы встанем в хоровод и, не разжимая рук, будем запутывать наш круг. Задача ведущего: распутать нас, не разрывая сцепленных рук. В случае затруднения вы можете ему подсказывать только невербальными средствами, то есть молча, без слов.

 

Обсуждение

Как вы определили ведущего? Все ли были согласны с этой кандидатурой? Сложно ли было сделать выбор? Успешно ли справился ведущий со своими обязанностями? Кто бы еще хотел побыть в роли ведущего? Понятны ли были невербальные подсказки? Помогали ли они?

Игра «18 умений»
(модификация «Стула хвастовства» И.В. Вачкова)

Задачи: развитие умения увидеть хорошее в любом человеке, создание положительного эмоционального фона в группе, повышение уверенности в себе.

Ведущий. Пожалуй, теперь, после тренировки, вам удастся расшифровать пару символов в этой грамоте.

(Психолог немного раскручивает завернутую в трубочку старинную грамоту и показывает ее часть, где среди непонятных значков можно прочитать: «18 умений».

Число умений у каждой группы будет свое. Оно должно быть в два раза больше количества ребят, участвующих в тренинге.)

Кажется, я понимаю, что это значит. Для того чтобы добраться до клада, нашей команде необходимо обладать 18 умениями. Сейчас мы встанем в круг и по очереди будем хвастаться.

(Если ребята затрудняются, можно привести примеры таких «умений»: рассказывать анекдоты, угощать друзей, предсказывать погоду, складывать бумажные самолетики, хорошо запоминать лица, радовать своих близких, показывать фокус, кататься на коньках, разводить костер и др.)

Один начинает: «Может быть некоторые не знают, что я хорошо умею… А Ваня (сосед справа) хорошо умеет…» Важное условие: не повторяться. У каждого будет свое собственное умение плюс то, которое скажет про вас другой человек. За каждое высказывание вы будете получать разноцветные пробки.

После каждого высказывания психолог инициирует аплодисменты и восторженные отзывы для эмоциональной поддержки и раскрепощения застенчивых участников.

Обсуждение

Легко ли было хвастаться? Что легче: вспомнить свое умение или умение соседа? Приятно ли было слышать про свои умения от другого человека? Узнали ли вы что-нибудь новое друг о друге?

ЧАСТЬ 2

Разминка

Задачи: овладение способами взаимодействия с окружающими, создание рабочего настроения, выявление лидера.

Ведущий. Вы, ребята, учитесь вместе уже несколько лет и, наверное, за это время хорошо узнали друг друга. Сейчас мы будем играть так: по моему сигналу вы будете строиться в шеренгу по определенному признаку:

— сначала, как на физкультуре, по росту,

— затем по длине волос,

— по цвету волос (от самых светлых к темным),

— по ширине улыбки,

— по возрасту (учитывая разницу в месяц).

Важное условие: на время выполнения этого задания вы все станете немыми (словами пользоваться нельзя).

Игра «Орехи» (Ю. Зарипова)

Задачи: осознание и принятие собственной уникальности и неповторимости каждого.

Количество орехов должно соответствовать числу участников. Каждый берет себе один орех. Задание: в течение 1 минуты рассмотреть свой орех и запомнить его особенности. Затем все орехи перемешиваются. После этого каждый пытаетесь найти свой.

Обсуждение

Ведущий. Что помогло найти свой орех? В толпе все люди одинаковые, как орехи, когда они лежали вместе. Чтобы увидеть человека, нужно потратить время, присмотреться к нему. О ценности ореха судят по тому, что у него внутри. Он может быть зрелым, зеленым, гнилым, пустым, хорошим. Поэтому нельзя судить о человеке только по его внешнему виду. «Встречают по одежке, провожают по уму». У ореха очень жесткая скорлупа. Она нужна, чтобы защитить нежное ядро. Многие люди тоже часто прячутся в скорлупу, чтобы чувствовать себя в безопасности. Они не могут сразу открыться. Для этого должно пройти время.

За правильное выполнение задания раздать ребятам по две пробки.

Игра «Близкие знакомые»

Задачи: развитие наблюдательности, внимания к другому человеку

Ведущий. В игре «Орехи» вы продемонстрировали свою наблюдательность. Каждый из вас справился с заданием и смог отличить свой собственный орех. А теперь мне нужен самый отважный, наблюдательный и внимательный человек. Водящий посмотрит на нас всех внимательно, потом повернется к нам спиной, а я буду задавать ему вопросы:

— Кто из присутствующих самый высокий?

— У кого из присутствующих длинные волосы? Есть заколки на голове?

— У кого одежда состоит из светлой рубашки и темных брюк?

— Какого цвета волосы у Маши?

— Какого цвета глаза у Миши?

— Как одет Сергей?

— У кого есть кольца на руках?

— У кого сережки в ушах?

И т.д.

Обсуждение

Что было вспомнить легко, а что трудно? Почему?

Игра «Ошибки»

Задачи: восстановление чувства доверия к себе, к другим, к миру, развитие чувства юмора, развитие умения поставить себя на место другого.

Ведущий. Мы отлично сейчас потренировали свою наблюдательность и, наверное, сможем разгадать следующую часть послания в старинной грамоте. Смотрите, тут какие-то непонятные слова, примеры. Что их связывает вместе?

молотцы 25:5=3 москва

Все мы ошибаемся. Ведь не ошибается тот, кто ничего не делает. Все мы по-разному реагируем на ошибки. Кто-то злится, кто-то смеется, а кто-то остается невозмутимым. У меня есть несколько коробок. В каждой из них лежат куклы-актеры и лист с описанием ситуации, которую вам предстоит показать, как в кукольном театре. Все сценки пока не имеют завершения. Вы в парах подумаете, как лучше выйти из той проблемы, в которую попали куклы, и покажете нам свой финал. По традиции каждое выступление мы будем награждать не только бурными аплодисментами, но и разноцветными пробками.

Возможные ситуации

После урока физкультуры Ваня заговорился со своим другом и не успел вовремя переодеться. Когда прозвенел звонок, он быстро снял футболку и надел другую. Но он так торопился, что не обратил внимания, что надел ее наизнанку. Когда же он появился в классе, ребята начали над ним смеяться.

Вася хотел сделать приятное своим родителям и вызвался сварить компот. Как же ему было досадно, когда весь его труд пошел насмарку. Компот никто не смог пить, ведь Вася по ошибке добавил в него вместо сахара соль!

Дима бежал по коридору школы, как вдруг из-за угла вышла учительница истории. Дима слишком поздно ее увидел, не успел остановиться и врезался в почтенную даму. К счастью, она не упала, но больно ушиблась.

На первом уроке у Кати пропала ее любимая ручка. Она искала ее всюду, но не могла найти. Пришлось писать запасной. Когда на третьем уроке Катя увидела такую же ручку в руках у Маши, она, не разобравшись, крикнула: «Это моя ручка!» Позже выяснилось, что Маше папа купил такую же ручку, а Катина ручка все это время находилась в нагрудном кармане ее собственного пиджака.

Оле давно нравится Миша. Однажды в столовой Оля, вставая из-за стола, случайно толкнула Мишу. У Миши в руках был стакан с компотом. Стакан упал, разбился, а компот вылился на новые брюки Миши.

Обсуждение

Ведущий. Конечно, неприятно оказаться в неловкой ситуации, когда над тобой смеются. Но если из-за таких пустяков мы будем ругаться со всеми, злиться и кричать, то сделаем себе только хуже. У нас испортится настроение, мы не сможем поиграть, поразговаривать со своими одноклассниками, потому что с ними поссорились. Есть такое выражение: «Только сильный человек может посмеяться над собой». Давайте постараемся быть сильными и с улыбкой смотреть на мелкие неприятности. И не забудем извиниться перед теми, кого мы по глупости обидели.

Включить видеоролик песни: «Улыбнись, ошибаются все». (Чердак сокровищ. Веселые каникулы. ООО «Эдью-пресс», видеокассета, 1996.)

ЧАСТЬ 3

Приветствие

Задачи: разогрев участников.

Ведущий. Необходимо пожать каждому руку, назвать по имени и посмотреть в глаза. Важно никого не пропустить.

Обсуждение

Ведущий. Любому человеку приятно услышать свое имя и встретить доброжелательный взгляд. Контакт легче установить, если мы смотрим собеседнику в глаза.

Игра «Паутина»

Задачи: ломка барьеров общения.

Ведущий. На прошлом занятии мы успешно разгадали часть послания из старинной грамоты. Вторая часть, по-моему, еще более непонятная и запутанная, чем первая. Поэтому, чтобы разобраться в ней, нам опять нужно потренироваться. Представьте, что огромный злой паук (им буду я) поймал вас всех в свою паутину. Вы сядете в круг, а я пройду с клубком ниток и обмотаю ваши руки (а иногда и талию) ниткой. (Нужно пересечь круг несколько раз, чтобы в центре появилась «паутина».) Вам нужно выбрать самого доброго — того, кто сможет освободить всех. Паутина злого паука отлипает от человека только в том случае, если его называют ласково. Ваш спаситель возьмет клубок и начнет его сматывать. Как только добрый человек доберется до кого-нибудь из вас, он должен сначала назвать ваше ласковое имя и только потом распутать руки или туловище.

Обсуждение

Ведущий. Освободитель назвал то ласковое имя, которое вы ожидали, или другое? Что чувствовал освободитель, называя каждого ласково? Легко ли это?

Игра «Ласковые имена»

Задачи: развитие эмпатии.

Ведущий. Давайте сейчас разобьемся по парам, и каждый на листочке напишет как можно больше ласковых имен своего напарника. Обменяйтесь этими листочками и, если ваш напарник забыл какой-нибудь вариант вашего имени, допишите его сами. Опять обменяйтесь работами и зачитайте по очереди в кругу свои творенья.

Обсуждение

Ведущий. Как вы понимаете пословицы: «Доброе слово и кошке приятно», «Ласковый теленок двух маток сосет»? Как часто мы слышим от других ласковые слова? А как часто мы произносим их сами? Есть ли тут взаимосвязь? Давайте запомним золотое правило этики: «Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе».

Попробуем хотя бы на этом занятии называть друг друга только ласково. А чтобы вы не забывали это делать, за каждое ласковое слово я буду вам выдавать по пробке.

Итак, с помощью ласковых слов мы распутали паутину. Недаром говорится: «Ласковым словом и камни сломаешь». Пожалуй, с такими умениями мы сможем и дальше разобрать слова в старинной грамоте.

Следующее более или менее разборчивое слово в грамоте — «репка». Что такое репка? При чем тут репка? Давайте думать вместе. Что мы знаем про нее?

(Кто-нибудь обязательно вспомнит про одноименную сказку.)

Инсценировка сказки

Задачи: сплочение участников.

Ведущий. Давайте повеселимся и сыграем эту добрую старую историю. Роли мы будем тянуть с помощью жребия. А чтобы было веселее, давайте и в этой сказке звать друг друга ласково: не Дед, а Дедуля, не Баба, а Бабуля и т.п.

Роли записаны на свернутых листочках. Каждому актеру необходимо выдать какой-нибудь опознавательный аксессуар. Репке — зеленые ленты; Дедке — кепку; Бабке — косынку; Внучке — бант; Жучке — ошейник; Кошке — усы; Мышке — хвост. Чтобы все вспомнили свои роли, психолог может показать эту сказку на пальчиковых куклах. Если ребят больше, чем персонажей, можно добавить дополнительные роли: режиссера, автора, костюмера, суфлера и т.д.

Обсуждение

Ведущий. О чем эта сказка? Неужели только о сборе урожая? Конечно же, о взаимопомощи, дружбе. Смотрите, ради общей цели даже бывшие враги заключили перемирие. Собака не дерется с кошкой, кошка не ловит мышку.

Есть такая старинная притча.

«Умирая, отец позвал своих сыновей, дал им в руки по тоненькой веточке и попросил каждого разломать свою ветку. Сыновья с легкостью справились с этим заданием.

— А теперь попробуйте разломать метлу, сложенную из этих веток.

Никто не смог выполнить второй просьбы.

— Вот так и вы: если будете все вместе помогать друг другу, то ни один враг, ни одна беда вас не сломят. И наоборот — малейшая неприятность обернется большой бедой, если вы будете поодиночке».

Хорошо бы во время рассказа дать ребятам разломать по настоящей веточке, прутику из веника и в конце дать настоящий веник.

Игра «Таинственная шифровка»

Задачи: формирование умения работать в команде.

Ведущий. В нашей грамоте осталось только одно неразгаданное место. Какая-то шифровка:

15Р12У23Ж14Б17Д16А.

Цифры обозначают количество пробок, необходимых для данной буквы. Цвет буквы совпадает с цветом пробки. Ребята должны будут сложить все имеющиеся у них пробки и все вместе выложить слово «ДРУЖБА». Чтобы не растерялись пробки в период между частями тренинга, можно в конце каждого занятия собирать их у ребят на хранение.

Обсуждение

Ведущий. Как вы понимаете пословицы: «Дружное стадо волков не боится!»; «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей»? Вы все старались набрать как можно больше пробок, но в итоге согласились сложить их в одну кучу для общего дела. Что стало нашим кладом? Дружба! Сколько в истории примеров, когда богатые люди вдруг становились бедными. И, если у них не было друзей, тяжко им приходилось. Деньги, клад могут исчезнуть. Настоящий друг всегда будет рядом — и в горе, и в радости.

Поиск клада и салют

Ведущий. И все же, чтобы нам еще немного поиграть, давайте найдем осязаемый, материальный клад. Чтобы его найти, надо пойти прямо, два раза налево и направо.

Кладом может быть торт, который ребята съедят все вместе, или набор специальных фломастеров — блопенов. Если дуть в блопен, как в дудочку, из него вылетают брызги краски, похожие на салют. Каждому ребенку в подарок достанется один такой фломастер. Психолог предлагает закончить тренинг праздничным салютом на большой лист бумаги с красиво написанным словом «дружба».

Как вариант, можно предложить оставить отпечатки своих ладошек-листиков на Дереве дружбы. На стволе этого дерева написано слово «дружба», на ветках — имена ребят.

Елена БАШКИРОВА,
кандидат психологических наук bashk77@bk.ru

Спонсор публикации статьи: клиника «МедСевен». Если Вы задаётесь вопросом где можно сделать хорошее МРТ? , то ответ Вы найдете в центре МРТ "Мед 7" на улице 1905 года. Магнитно-резонансная томография проводится на новейшем оборудовании, к Вашим услугам высококлассные медицинские специалисты, удобное расположение клиники и доступные цены.