Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №13/2008


Книжный шкаф

Спотыкаясь о счастье

Д. Гилберт
СПб.: Питер, 2008

Знакомый издатель поделился наблюдением: книги, в названиях которых встречается слово «счастье», еще недавно продавались нарасхват, а в последнее время почти перестали пользоваться спросом. Неужели люди не хотят быть счастливыми? Разумеется, в сознании людей ничего не изменилось – каждый по-своему стремится к счастью, вот только доверие к инструкциям по его обретению утрачено.

В силу этого и новая книга Д. Гилберта рискует оказаться маловостребованной. Большинство потенциальных читателей могут принять ее за очередную псевдопсихологическую пустышку, а купят лишь те немногие, кто продолжает наивно верить в пользу «уроков счастья». Однако и те и другие совершат ошибку! Вторые будут разочарованы отсутствием привычных советов, как им наконец обустроить свою незадавшуюся жизнь. А первые упустят возможность познакомиться с действительно умной и полезной книгой, многое разъясняющей в нашем мироощущении и поведении.

Издатели, выпустив книгу под маркой «Всемирный бестселлер», в данном случае нисколько не лукавят. Книга, увидевшая свет в Америке всего полтора года назад (поклон «Питеру» за редкую оперативность!), до сего дня не покидает списки бестселлеров и уже удостоена высшей награды Британского Королевского общества (Академии наук) как лучшее научно-популярное издание. Правда, в оригинале она имеет подзаголовок «Почему в будущем вы будете чувствовать себя не совсем так, как сегодня предполагаете», который питерцы для большей доходчивости переиначили: «Думаешь, ты знаешь, что делает тебя счастливым?», тем самым невольно ставя под угрозу успешную реализацию даже скромного пятитысячного тиража.

Вдумчивый читатель, однако, сразу обратит внимание на своеобразное название – «Спотыкаясь о счастье». Разве о счастье можно споткнуться? Разве оно преграда, помеха, а не вожделенная цель жизни? Но в том-то и дело, что автор предлагает вовсе не банальный путеводитель к этой цели, а объясняет, как само стремление к ней громоздит на нашем пути серьезные препятствия, в существовании которых мы даже не отдаем себе отчета.

Не рассчитывая на столь скорый перевод, «Школьный психолог» недавно посвятил книге Гилберта большую статью в рубрике «Психология новой эры» (№ 22/2007), поэтому нет нужды лишний раз пересказывать нашим читателям основные мысли американского автора. Нередко ключевые идеи подобных книг легко укладываются в десять строк, а остальное содержание составляют побочные рассуждения и примеры-иллюстрации. На этом фоне книга Гилберта отличается большой информационной насыщенностью, причем под информацией в данном случае следует понимать подлинно научные данные и результаты очень интересных экспериментов, знакомство с которыми даже профессиональному психологу обещает значительное расширение кругозора.

Нам предлагается не очередное измышление кухонного душеведа, а прекрасный образец редкого сегодня научно-популярного жанра, способствующий расширению наших представлений о себе и окружающих людях. Не этого ли мы ждем от хорошей психологической литературы?

Сергей СТЕПАНОВ