Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №13/2008


Игротека

Как помочь инопланетянину

Я работаю психологом в Центре образования № 641 (начальная школа) и искренне считаю этот этап в жизни ребенка очень важным, во многом определяющим дальнейшее его развитие. На занятиях дети очень любят выполнять развивающие упражнения не сами по себе, а чтобы они были включены в какой-нибудь сюжет. Так у меня появились две программы развивающих занятий «Карта бывалого путешественника» и «Космическое путешествие». Одно занятие из программы «Космическое путешествие» я хочу представить, надеясь, что оно покажется интересным.

Занятия проводились в группе из 8–10 человек, с учащимися 1–2-х классов.

Время проведения: 45 минут.

Задачи:

— развитие навыков сотрудничества, групповой сплоченности;

— развитие умения слушать и выполнять задания, предлагаемые в устной форме.

Структура занятия:

— разминка;

— основная часть;

— рефлексия.

Материалы:

листы А4 по количеству участников, листы в клетку (как для «морского боя»), цветные карандаши, листы А4 с контуром инопланетянина по количеству участников, парные цветные рыбки для деления детей на пары.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Разминка

Занятие начинается с приветствия «Всем, всем — добрый день» и психологической разминки, в данном случае в разминке я использовала упражнение «Летает — не летает» (для этого применяю мягкую игрушку «Мирошу»). Можно провести упражнение «Сигнальщики». Дети, предварительно рассчитавшись на первый-второй, образуют пары, становятся лицом друг к другу и с закрытыми глазами, соединив ладошки, расставив пальцы, начинают «сигналить». Сначала сигналит первый номер одним пальцем (не более трех раз) правой руки, а второй номер должен принять этот сигнал и ответить — тем же пальцем, но левой руки, «вернуть сигнал».

Основная часть

Психолог включает магнитофон, на котором записаны звуки, напоминающие азбуку Морзе.

Ведущий. Ребята! Слышите? Это сигнал, дошедший к нам из далекого космоса. В этих звуках закодировано послание к нам, землянам. Попробуем его разгадать?

Детям раздаются листы в клеточку, аналогично игре «морской бой», и они по инструкции психолога начинают карандашом зачеркивать клеточки в пересечении буквы и цифры. В итоге получается ракета.

Ведущий. Замечательная ракета получилась! Но это не простая ракета, а инопланетный космический корабль, который из-за неполадок в управлении вынужден совершить незапланированную посадку на Землю, и, если мы с вами не поможем кораблю приземлиться, он может разбиться. Вы готовы помочь?

Дети получают по половине листа А4 и делятся на пары (у меня для этого есть парные цветные рыбки, каждый тянет перевернутую рыбку, а потом по цвету пары находят друг друга).

Они садятся напротив друг друга, но так, чтобы не видеть, что делает каждый из них на своем листе. (Я иногда использую папки: подняв одну сторону можно закрыть лист от напарника.)

Ведущий. Итак, мы сейчас поможем восстановить пульт управления инопланетного корабля, но инопланетянин нас только слышит, из-за неполадок в своем корабле он не может ничего видеть на мониторе. Один участник в паре — инопланетянин, другой — землянин. Задача землянина — сообщить инопланетянину расположение кнопок пульта управления. Кнопки могут иметь форму круга, квадрата, треугольника. Землянин называет форму фигуры и отмечает ее расположение на своем листе — «пульте управления». А инопланетянин по этой словесной инструкции землянина отмечает это расположение у себя на листе-пульте. Время у нас ограничено, корабль быстро теряет высоту.

(По окончании пяти минут работы дети сверяют свои «листы-пульты».)

Молодцы! Даже в таком густом тумане вы произвели удачную посадку. Но... внимание! Дверь люка космического корабля открывается, из нее показалась какая-то неясная фигура, из-за тумана непонятно, как она выглядит. Кто же это там появился?

(Участники получают листы А4 с контуром фигуры инопланетянина.)

А теперь каждый из вас постарается разглядеть своего инопланетянина и дорисовать, закончить его образ на своих листах таким, каким вы его увидели.

(По окончании работы дети по очереди показывают и рассказывают, какой у них получился инопланетянин.)

Замечательно получилось! А как хотелось бы с ним поближе познакомиться. Но нашего языка он не знает, давайте попробуем поговорить с ним на языке мимики и жестов?

Выбираются два ребенка. «Землянин» без слов показывает разные действия, а «инопланетянин» угадывает, что он хочет сказать. Например:

— ловит рыбу;

— вдевает нитку в иголку;

— пьет чай с сахаром;

— делает зарядку;

— рвет цветы и т.д.

Ведущий. Отлично! Какой понятливый инопланетянин у нас оказался. Наше занятие подошло к концу. Вы отлично справились с заданиями.

Рефлексия

Ведущий. Какое задание было наиболее интересным для вас?

Наиболее трудным?

Легко ли было работать в паре?

Понимали вы друг друга?

Всем-всем — до свидания!

Людмила ХРАМОВА,
педагог-психолог, г. Москва

Спонсор публикации статьи: медицинский сайт lidomed.com.ua посвященный биорезонансной терапии. Если Вас беспокоят симптоматическая гипертония, ангина, бронхит, аллергия, аппараты биорезонансной терапии помогут побороть болезнь. Аппараты, представленные на интернет ресурсе, позволяют эффективно противостоять большому спектру заболеваний и расстройств.