ГЛАВА 2
В шлюпке — Потребности и цели — «Эх,
яичница!..» —
«Причем здесь Мотивы?»
— А где находится Психика? —
спросил Максим Волю, когда матросы-Мотивы
оттолкнули шлюпку от берега и начали работать
веслами. — Я что-то не видел такой страны на карте
мира.
— В головном мозге, — ответила Воля, — а мозг
защищен от повреждений черепной коробкой.
— Так мы что, череп мне будем ломать? —
испугался наш герой.
— Что ты! — засмеялась Воля. — Ничего мы ломать
не будем. Я же сказала: нам поможет Воображение.
Даже если бы кто-нибудь и смог вскрыть твой череп,
он увидел бы там только мозг, а психику бы не
нашел. Это такое понятие... — Воля задумалась, не
находя нужных слов. — Сразу не объяснишь. Это
такое свойство мозга отражать внешний мир,
создавать для себя образ этого мира и на основе
этого образа строить отношение к себе и всему
окружающему, управлять поведением и
деятельностью человека во внешнем мире. Я сложно
выражаюсь? — спросила принцесса.
— Да уж! — сказал Максим, потирая пальцами лоб,
как он всегда делал, когда пытался понять
что-нибудь сложное.
— Скоро ты во многом разберешься, — сказала
Воля и продолжила свой рассказ. — Слово
«психика» произошло от греческого слова «психе»,
или «псюхе», — принцесса окунула руку в воду и
мокрым пальцем написала на нагретой солнцем
скамье (моряки сказали бы «на банке») между собой
и Максимом: «psyche». Это слово обозначает «душа».
Верующие люди считают, что бессмертную душу
человеку дает Бог и что после смерти человека она
улетает из тела, но еще до сорока дней живет среди
тех людей, которые знали умершего. Поэтому об
умерших и принято говорить только хорошее, а на
сороковой день после смерти молиться за них в
церкви и устраивать поминки. В этот день, считают
христиане, душа летит на суд Божий. Если человек
жил праведно, выполнял Божью волю, то душа его
попадает в рай, а если совершал злые дела, грешил,
то душа отправляется в ад на вечные мучения.
Упоминанания о душе часто встречаются и в
литературных произведениях, и в обычной речи.
Только словом «душа» люди стали называть
внутренний мир человека или даже его отдельные
проявления. Говорят: «работать с душой», «душу
вкладывать» в какое-то дело — это значит
работать с желанием, с увлечением, старательно, а
«работать без души» — совсем наоборот. Вот тебе
русский язык учить совсем не хотелось. Тебе было
скучно, неинтересно. Значит ты работал «без
души». О человеке, которому все безразлично,
который спокойно относится к чужому горю, к
несправедливости, говорят, что он «равнодушный»,
злого, жестокого человека называют «бездушным»,
а доброго, отзывчивого — «душевным». О душе есть
много пословиц, поговорок, например: «Чужая душа
— потемки», «Душу вложишь — все сможешь».
Вдруг Воля замолчала и оглянулась вокруг.
— Мы сегодня доберемся до корабля?! —
воскликнула она возмущенно.
В самом деле, матросы совсем перестали грести.
Красавец Познавательный Мотив поднял весла (они
уже успели высохнуть на солнце) и, не замечая
ничего вокруг, даже слегка приоткрыв рот, слушал
разговор принцессы Воли и Максима. Игровой Мотив,
наоборот, ничего не слышал. Он с азартом пытался
подцепить веслом какую-то водоросль. Водоросль
скользила и не поддавалась, Мотив снова и снова
окунал весло в воду, и лодка кружилась на одном
месте примерно на полпути между берегом и
кораблем.
— Нет! Это не Мотивы, а я не знаю что такое! —
сердилась Воля.
— Извините, ваше высочество, — смутился
Познавательный Мотив, — но вы так интересно
рассказываете...
Матросы вновь начали дружно грести.
— Они чувствуют мою слабость и совсем меня не
слушаются, — тихонько пожаловалась Воля Максиму.
— Я должна побуждать их к активным действиям, как
это нужно было сейчас Познавательному Мотиву, и
сдерживать неуместную активность, как это было
сейчас нужно Игровому. Это моя государственная
обязанность. А я потеряла контроль над ними, и
один сразу начал бездельничать, забыв о своей
цели — попасть на корабль, а другой активно
занялся посторонним делом, которое тоже не
привело к поставленной цели.
Больше за весь путь до корабля принцесса Воля
не произнесла ни слова. Она только строго следила
за Мотивами. И потому уже через пару минут наши
путники оказались у борта корабля. Максим
прочитал название судна: «Деятельность». Оттуда
сразу же спустили веревочный трап, по которому
они поднялись на борт.
Матросы, доставившие Максима и Волю с берега,
отправились с разрешения принцессы выполнять
свои обязанности, оставив ребят вдвоем.
Мальчик с интересом наблюдал, как
матросы-Мотивы готовились к отплытию. Действия
их не всегда были четкими и слаженными. Порой они
даже ссорились, и тогда приходилось вмешиваться
Воле. Матросы вели себя по-разному. Одни были
активны, деятельны, сами находили для себя дело.
Ими командовал боцман, которого звали Мотив
Достижения Успеха. Другие работали старательно,
но делали только то, что приказывал им боцман, по
имени Мотив Избегания Неудачи. Третьи старались
уклониться от работы. С ними-то и было больше
всего хлопот Воле. Среди них выделялись Игровой
Мотив и Мотив Получения Удовольствия. Но, в общем,
таких было немного.
— Почему твой отец их не уволит? — спросил
Максим, когда Воля вернулась к нему, устроив
очередной нагоняй нерадивым матросам.
— Что поделаешь? — вздохнула Воля. — Ведь эти
Мотивы есть у тебя. К тому же иногда и они бывают
нужны, — добавила она, — например, когда ты идешь
играть со своими друзьями и твоя цель —
отдохнуть от уроков.
— А кто вообще такие эти Мотивы?
— Понимаешь, — начала Воля, — у каждого
человека есть потребности: в пище, воде,
самосохранении, безопасности, любви и
привязанности и другие. Есть высшая потребность
— проявить себя, свои способности, таланты,
возможности. Такая потребность возникает только
у человека, достигшего определенного уровня
развития. Ее называют потребностью в
самоактуализации. Когда человек осознает свои
потребности, то есть понимает, что ему нужно,
он ставит перед собой цель. Цель — это
осознанный образ того, что он хочет получить в
результате своего действия.
— Как это? — спросил Максим.
— Например, — с видимым удовольствием стала
разъяснять Воля, — ты испытываешь потребность в
пище, осознаешь, что голоден. Ты осознаешь, что именно
ты хочешь или можешь поесть: яичницу, кефир с
булочкой, борщ со сметаной и так далее. Ты ставишь
цель — яичница. Перед твоим мысленным взором
возникает результат твоих будущих действий —
сковородка с ароматно пахнущими жареными яйцами.
Может, ты даже вспоминаешь строчки из поэмы
Твардовского «Василий Теркин», которые
повторяет твой папа, когда мамы нет дома и ему
приходится готовить самому:
Эх, яичница! Закуски
Нет полезней и прочней.
Чтобы достичь этой цели, ты совершаешь
действия: идешь на кухню, берешь сковороду,
ставишь ее на плиту, зажигаешь огонь (соблюдая
при этом все правила безопасности!), наливаешь на
сковороду масло, разбиваешь яйца, солишь,
помешиваешь, наблюдаешь, пожарилась ли яичница,
выключаешь газ. Яичница готова, твоя цель
достигнута.
Ты сравниваешь полученный результат с
поставленной целью: яичница получилась слегка
пережаренной, но вообще-то вполне съедобной. Ты
садишься за стол и удовлетворяешь свою
потребность в пище, то есть ешь.
Если у тебя другая цель, например кефир с
булкой, ты совершаешь другие действия: берешь
деньги, идешь в магазин и покупаешь то, что хотел.
Возможно, что в магазине не окажется кефира.
Тогда ты изменишь цель и купишь йогурт.
Если
твоя цель — какое-нибудь блюдо, которое ты не
умеешь или не хочешь готовить, то и действие у
тебя будет соответствующее. Ты пойдешь к маме и
попросишь ее приготовить то, что ты хочешь, а
дальше уже будет действовать она.
Цели могут быть разными: близкими и отдаленными
во времени, более или менее значимыми для
человека. Так, поесть яичницы в нашем примере —
это близкая по времени цель и в масштабах твоей
жизни, в общем-то, маловажная, ты с легкостью
можешь заменить ее на другую, а вот получить
образование или профессию — цели отдаленные во
времени и очень значимые.
— А выучить русский? — спросил мальчик.
— Подумай сам, — отозвалась Воля.
— Близкая по времени, — сказал Максим. И
добавил, подумав: — Но важная.
Тут Воле снова пришлось покинуть своего
собеседника, так как Игровой Мотив стащил у
Трудового бескозырку, чего тот и не заметил,
увлеченный своим делом, и собирался где-нибудь
спрятать ее. Воле пришлось собрать всю свою
строгость, чтобы сдержать неуместную активность
расшалившегося Мотива, хотя Максим видел, что она
сама едва сдерживается, чтобы не рассмеяться.
Уважаемый читатель, а какие цели есть у тебя?
Попробуй записать несколько целей, разных по
значимости по порядку: от наиболее важной к
наименее важной для тебя.
— А при чем здесь Мотивы? — спросил мальчик,
когда принцесса вернулась.
— Видишь ли, мотивы — это побуждения к
деятельности, то, что заставляет нас делать
что-то.
— А потребность и цель? Разве не они заставляют?
— Осознать потребность и поставить цель мало.
Нужно еще понять, что заставляет тебя
удовлетворять свою потребность именно так,
добиваться именно этой цели и именно такими
действиями.
Так, удовлетворять свою пищевую потребность
супом и котлетами твоего папу заставляет мотив
укрепления сил и здоровья. Твоя мама часто
удовлетворяет свою пищевую потребность с
помощью салатов и соков. Ей движет другой мотив —
сохранить красивую фигуру. А когда тебе дают в
школу деньги на завтрак, ты чаще удовлетворяешь
эту свою несчастную потребность с помощью
мороженого, чипсов или сухариков «Три корочки».
Твой мотив — получение удовольствия.
Иногда бывает, что мотив смещается на цель.
Тогда, например, здоровый образ жизни, стройная
фигура или получение удовольствий становится
целью, на достижение которой направляются все
действия человека. Бывает так, что девушки,
стремясь похудеть, доводят себя до истощения и
даже до голодной смерти, а подростки ради
получения удовольствия совершают действия,
вредные и опасные для себя и окружающих и даже
идут на преступления. Так что надо все-таки
учиться осознавать свои мотивы и ставить цели.
А бывает и так, что добиваться одной и той же
цели человека заставляют разные мотивы. Вот ты
сейчас познакомься с нашими Мотивами и спроси у
некоторых из них, почему они стали моряками.