Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №14/2008


Книга в газете

ГЛАВА 9

Госпожа Память — Дворец с огромной печью —
Дерево видов Памяти и его плоды

Путешественники отправились дальше. Они прошли довольно долго. Максим устал, проголодался, но решил ни за что не поддаваться Лени. Чтобы подбодрить себя и Волю, которая тоже с трудом передвигала ноги и уже давно шла молча, что было на нее непохоже, наш герой даже запел:

Мы в город Изумрудный
Идем дорогой трудной...

Воля подхватила песню, и сразу стало легче идти. Потом они спели «Вместе весело шагать», «Веселый ветер». И вот за очередным поворотом дороги показались деревья парка, который Максим видел с башни маяка Внимания. Воля совсем повеселела. Она снова начала говорить своим учительским тоном:

— Мы приближаемся к заповеднику госпожи Памяти. Госпожа Память — одна из главных фигур в нашем королевстве. Она хранит и предоставляет для использования твой прошлый опыт, связывает твое прошлое, настоящее и будущее. Если бы не она, ты ничего бы не знал ни об окружающем мире, ни о самом себе, никогда ничему не научился бы. Люди издавна почитали Память. Древние греки считали богиню Памяти Мнемозину матерью девяти муз — покровительниц всех известных в те времена наук и искусств. Госпожа Память помогает в работе всем другим Познавательным Процессам: Восприятию, Мышлению, Воображению.

Пока принцесса Воля говорила, они вступили под сень деревьев парка. Максима обдало приятной прохладой, и усталость куда-то сразу пропала.

Навстречу ребятам по дорожке шла красивая молодая женщина. Она выглядела как жительница древней Греции на картинке в учебнике истории Максимова двоюродного брата. Ее черные волосы были особым образом уложены. Движения были плавными и величественными. Подойдя к Максиму и Воле, она с улыбкой приветствовала их и пригласила следовать за собой.

Память привела их к высокому зданию из белого мрамора. Двери здания были широко открыты, и в них постоянно входили и влетали какие-то неясные фигуры. Над дверями светилась надпись: «Запоминание». Максим вспомнил, что Восприятие передает Памяти созданные им образы.

— Приглашаю тебя, Носитель Психики, и тебя, принцесса Воля, в свой дворец, — сказала госпожа Память.

Втроем они вошли в двери запоминания и оказались в огромном зале, по которому беспрестанно двигались самые разные образы. Одни из них сразу же поднимались по широкой лестнице, освещенной лучом Внимания, на второй этаж дворца. Другие, их было большинство, тут же влетали в огромную печь, стоящую прямо посреди этого странного зала. Третьи какое-то время метались по помещению, как бы не зная, куда им деться. В конце концов они попадали в луч Внимания и все-таки поднимались по лестнице, но Максим заметил, что часть из них возвращается, чтобы отправиться в печь.

— Это печь Забывания? — спросил мальчик.

— Да, — подтвердила Память.

— Это я так много всего забываю? — испугался Максим.

— То, что сразу же сгорает в печи Забывания, — это информация, которую мне доставляют твои органы чувств. Эти образы хранятся у меня недолго, меньше секунды, если ты не обращаешь на них Внимания, — пояснила госпожа Память. — А то, на что ты обратил произвольное или непроизвольное Внимание, поднимается в зал сохранения. Пойдемте и мы туда.

Публикация статьи произведена при поддержке магазина ортопедических матрасов «Ортик». Если вы не хотите, чтобы малыш беспокойно ворочался во сне, если вы заботитесь о здоровье его позвоночника и осанке, если вы стремитесь к тому, чтобы сон приносил ребенку полноценный отдых – то начинать нужно с выбора детского матраса. В магазине «Ортик» вам помогут подобрать оптимальный по возрасту беспружинный детский матрас или матрас пружинным блоком, матрас с латексом и кокосовой койрой. Своевременно купив детский матрас, вы обеспечите своему ребенку здоровый сон.

Они поднялись по лестнице. Максим увидел большое помещение, заставленное какими-то стеллажами, как в библиотеке. Образы прыгали по полкам стеллажей, то и дело перелетая с полки на полку и с одного стеллажа на другой. Некоторые сливались друг с другом, другие делились на части. Одни были постоянно на виду, другие прятались где-то в дальних уголках, так что их трудно было не только достать оттуда, но и вообще заметить.

Только что поднявшиеся по лестнице образы занимали ближайший стеллаж. Здесь движение было особенно оживленным. Образы толкались, мешали друг другу. Вновь прибывшие старались вытолкнуть тех, которые заняли места чуть раньше. Многие вдруг ни с того ни с сего спрыгивали со стеллажа и бросались к лестнице, чтобы спуститься вниз, словно решив, что им здесь не нравится. Другие через несколько минут перебирались на стеллажи, стоящие в глубине зала. Причем некоторые из них перелетали туда сами, а некоторых подталкивала Воля.

— Стеллаж возле лестницы, — сказала Память, — относится к зоне кратковременной Памяти. Здесь то, что ты запоминаешь, хранится недолго, всего несколько минут. Кратковременная Память нужна тебе, чтобы удержать ту информацию, которая нужна тебе сейчас для какой-то деятельности. Например, когда ты читаешь предложение, ты запоминаешь уже прочитанные слова, чтобы понять его смысл. Затем информация забывается или переходит в долговременную Память. Чтобы перевести информацию из кратковременной Памяти в долговременную, требуется от 15 минут до часа. Как видишь, иногда информация может запоминаться сама собой, а иногда требуется усилие Воли. Память, как и Внимание, бывает произвольной и непроизвольной. Ты, конечно, понимаешь, что непроизвольно запоминается то, что тебя заинтересовало, поразило, затронуло твои эмоции, например — интересный фильм. Или то, что часто повторяется, например — дорога от дома до школы.

Тут Максим заметил, что некоторые образы со стеллажей вдруг, взвиваются вверх и, словно соринки, втянутые пылесосом, устремляются в большую воронку в потолке зала. Эта воронка втягивала в себя образы и со стеллажей долговременной, и со стеллажей кратковременной Памяти. Затем они возвращались снова в зал сохранения.

— Что это? — спросил мальчик.

— Пройдем на третий этаж, и ты все сам увидишь. — сказала госпожа Память.

Поднявшись по лестнице, они оказались на третьем этаже. Там было две комнаты. Над первой дверью было написано: «Узнавание», над второй — «Воспроизведение».

— Вот здесь-то и используется то, что я храню в зале сохранения, — произнесла госпожа Память.

Она открыла дверь в комнату узнавания, и там перед Максимом на большом экране замелькали образы знакомых ему людей, предметов, мест, где он когда-либо бывал, пробежала Жалька, бабушкина собака, стрелой взлетел от нее на старую березу рыжий кот братьев Треповых, проплыли страницы школьных учебников...

Образы на экране быстро сменяли друг друга, но все они были знакомы мальчику. Из старого папиного магнитофона, который включила Память, слышались знакомые звуки: голоса родителей и одноклассников, известные песни, школьный звонок, знакомые слова и фразы на английском языке... В воздухе запахло мамиными любимыми духами, бабушкиными булочками, хвоей и мандаринами...

— В моей кладовой много всего хранится, — с гордостью сказала госпожа Память. — Когда тебе встречается знакомая информация, ты узнаешь ее. Но в жизни тебе часто требуется не только узнавать, но и воспроизводить информацию.

И Память повела их в следующую комнату — «Воспроизведение». К удивлению Максима, комната оказалась совершенно пуста.

— Как выглядит доска у вас в классе? — едва переступив порог, спросила госпожа Память.

— Обыкновенно... — слегка опешил Максим, не ожидавший такого вопроса. — Большая, прямоугольная, темно-зеленая, с полочкой внизу... Там еще указка лежит... и мел. С правой стороны — железная. Там магниты прилеплены, — стал он описывать доску, которую уже три года видел каждый день, кроме выходных и каникул. — Там еще Алик краску сцарапал гвоздем...

На стене перед удивленным Максимом появилась знакомая поцарапанная доска с магнитами и с указкой и кусочком мела на узкой полочке.

— Напиши таблицу умножения на 8, — приказала госпожа Память.

Мальчик легко справился с этим заданием.

— А теперь прочти стихотворение, которое ты читал на линейке, когда поступил в первый класс.

Мальчик положил мел и задумался.

Воля метнулась к отверстию в полу, которого Максим сразу не заметил, и изо всех сил стала вытягивать из него какое-то застрявшее Воспоминание. Упрямое Воспоминание вырывалось из рук принцессы и никак не хотело покидать зал сохранения. Максим бросился на помощь.

— Эта информация уже чуть не отправилась в печь Забывания, — покраснев от напряжения, сказала Воля, когда они наконец вытащили это изрядно помятое Воспоминание.

Максим вдруг вспомнил солнечный день, шумную толпу школьников, родителей и учителей на школьном дворе, свое волнение, улыбающееся лицо Ольги Андреевны, тяжелый пестрый букет пахучих астр в руке, свою новенькую парадную форму и отчеканил звонко, как тогда:

Форма новая надета,
Белая рубашечка.
Посмотрите на меня,
Какой я первоклашечка.

И покраснел от смущения. Он, такой уже взрослый, опытный школьник, старался изо всех сил и волновался, как первоклашка. Но госпожа Память улыбалась совсем не насмешливо, а радостно, как Ольга Андреевна, когда ученик после долгих усилий находил верный ответ. Воспоминание, воспользовавшись тем, что его оставили в покое, легко проскользнуло в отверстие и, как успел увидеть наш герой, вывалившись из воронки в потолке зала сохранения, заняло место на верхней полке одного из стеллажей долговременной Памяти.

— Вот видишь, — сказала хозяйка дворца, — воспроизвести информацию бывает гораздо труднее, чем узнать ее. Но ты же ужасно голодный! — спохватилась она. — Спустимся в сад, и я угощу тебя плодами с дерева видов Памяти. Мы его вырастили вместе с Воображением.

Спустившись на первый этаж, Максим заметил, что в полу есть какой-то люк.

— Там что: подземный ход? — спросил мальчик, указывая на него.

— Там у меня хранилище навыков. Навыки — это действия, которые ты выполнял так часто и так старался научиться их выполнять, что теперь тебе не приходится задумываться над их выполнением. Они уже не требуют контроля короля Сознания, — пояснила Память. — Например, когда ты идешь, ты не думаешь во время каждого шага: «Я поднимаю ногу, переношу ее вперед, опускаю, переношу тяжесть тела на эту ногу, поднимаю другую ногу...» Твои ноги движутся как бы сами собой, то есть автоматически. Так же автоматически ты едешь на велосипеде, плывешь по реке, пишешь.

— Но мне же приходится думать, когда я пишу, — возразил Максим.

— Ты думаешь над тем, что ты пишешь, а не над тем, в какую руку взять ручку, как ее держать и как писать каждую букву. Навык письма у тебя уже сформирован. Теперь, даже если бы ты несколько лет не брал в руки ручку, ты бы смог написать буквы и слова. А вот писать грамотно тебе еще нужно учиться.

Когда они вышли в парк, Максим обратил внимание на черный дым, вылетающий из трубы на крыше дворца.

— Все-таки жаль, что я так много забываю, — вздохнул он.

— Да, — согласилась Память, — иногда ты забываешь нужную информацию, но чаще в печи Забывания сгорает то, что тебе не потребуется в дальнейшем. Поэтому мой тебе совет: когда выполняешь домашние задания, давай себе установку запомнить материал надолго, а не до следующего урока. Как правильно учить уроки, мы с тобой еще поговорим, когда ты подкрепишься. Но даже та информация, которая сгорела в печи Забывания, не исчезает совсем.

Ты видишь этот дым? Он улетает далеко-далеко и оседает в глубинах Психики. Иногда бывает, что то, что казалось забытым, возвращается. Это может произойти в экстремальной ситуации или в состоянии гипноза. Под гипнозом человек может воспроизвести практически все, что воспринимал в своей жизни.

Они подошли к огромному дереву с удивительными плодами самой разной формы. Максим вспомнил, что, когда он смотрел с башни маяка Внимания, он заметил это дерево, выделявшееся среди других.

— Угощайся плодами с дерева видов Памяти, — предложила хозяйка заповедника.

Голодный Максим протянул было руку, чтобы сорвать какой-нибудь плод, но заметил, что на сучьях и ветвях дерева что-то написано. Он прочитал надпись на одном из больших суков: «Моторная (двигательная) память», на другом — «Эмоциональная память», на третьем — «Образная память», на четвертом — «Логическая память».

— На каждом из суков растут плоды определенного вида, — пояснила Память.

— С какого можно сорвать? — спросил наш герой.

— Отведай разных плодов, — предложила гостеприимная госпожа Память.

Максим осторожно сорвал плод моторной памяти.

— Плоды с этого сука содержат информацию о движениях, — сказала Память. — Это твои двигательные умения и навыки.

Максим съел плод и вспомнил, как их класс танцевал польку на новогодней елке. Он тоже участвовал в танце в паре с Ниной Кротовой. И сейчас Воля заняла место Нины и они вдвоем исполнили танец от начала до конца, прямо без музыки.

Затем он надкусил плод эмоциональной памяти и вспомнил, как обиделся, когда родители отправили его в деревню, чтобы поехать на море без него. Обида была такой острой, что на глаза даже навернулись слезы. Мальчику захотелось поскорее забыть об этом, но не получалось.

«Ничего себе, угостила госпожа Память! Спасибо! — подумал он. — Предупреждать надо было...»

Настроение сразу испортилось. Память заметила это и сказала:

— Тебе попался плод, наполненный отрицательной эмоцией, если не ошибаюсь — обидой. Прогонять неприятные воспоминания, стараясь не думать о них, бесполезно. Нужно просто вытеснить их другими. Попробуй съесть другой плод с этого сука. Может, вспомнишь о чем-нибудь веселом.

Но Максим не стал больше рисковать и решил попробовать плодов с других сучьев.

На суку с надписью «Образная память» было пять веток. Каждая из них имела свое название: «Зрительная», «Слуховая», «Обонятельная», «Вкусовая» и «Осязательная».

— На каждой ветке плоды содержат информацию о том, что ты воспринимал с помощью какого-нибудь органа чувств. Помнишь приборы, которые ты видел на островах?

Максим, сначала с опаской, а потом все смелее стал есть плоды с каждой из этих веток. Пробуя их, он вспоминал самые разные, не связанные друг с другом, образы: сначала — мамино лицо, затем — шум школьного стадиона и свисток судьи во время соревнования по футболу, потом — запах жареной картошки, после — вкус любимого мороженого и наконец — прикосновение к руке прохладного Жалькиного носа. Воспоминание об обиде незаметно прошло. Оставался еше сук под названием «Логическая память». Максим сорвал с него плод.

— Логическая память есть только у человека, — сказала госпожа Память. — Чтобы вырастить такие плоды, один из которых ты держишь в руке, я поливаю свое дерево водой из реки Речь. Эту воду поставляет мне Мышление. Ведь Речь течет в его владениях. Попробуй плод и расскажи, пожалуйста, о чем он тебе напомнил.

Максим не заставил просить себя дважды. Он с удовольствием съел плод и вспомнил, как происходит круговорот воды в природе. Мальчик рассказал об этом госпоже Памяти и Воле.

— Ты попробовал плоды разных видов, — подвела итог Память, — и они напомнили тебе о самом разном, потому что ты срывал плоды наугад. Когда я сама выбираю для тебя плоды, то обычно подбираю воспоминания, связанные с одним событием. Давай-ка я верну Воспоминание о твоем первом школьном дне.

И неожиданно для Максима из открытого окна третьего этажа дворца выпрыгнуло уже знакомое Воспоминание и, прямо как маленькая летяга, спланировало на руки мальчику. Тот едва успел подхватить его. Воспоминание больше не было упрямым. Казалось, ему очень хочется побыть с Максимом. И он снова словно окунулся в события и образы того давнего дня.

— Привыкло ко мне, — сказал мальчик, ласково поглаживая Воспоминание.

— Можно сказать и так, — произнесла госпожа Память. — Ты обратил Внимание, что второй раз вызвать его оказалось легче?

— Д-да... Непроизвольно, — признался Максим.

— Но все-таки заметил это, — сказала Память. — Значит, пришло время для обещанной инструкции.

— Какой инструкции? — не понял он.

— Инструкции по приготовлению домашних заданий, — пояснила Память. — Она же подойдет и для запоминания любого необходимого материала.

И госпожа Память рассказала мальчику, а затем и предложила списать в свою записную книжку правила запоминания.

Они пригодятся и тебе, уважаемый читатель.

ПРАВИЛА ЗАПОМИНАНИЯ

1. Прочному запоминанию способствует установка — запомнить материал надолго.

2. Поставь цель — усвоить материал (то есть сделать его «своим»), а не запомнить механически.

3. Будь внимателен. Не отвлекайся.

4. Поняв содержание материала, разбей его на логически законченные части. Не стоит выделять больше семи частей (таков средний объем кратковременной памяти). В каждой части выдели опорные слова или фразу. Запомни по порядку эти «опоры».

5. Повторение мать учения. Но повторяй осмысленно.

6. Прочитав или услышав материал, воспроизведи его.

7. Используй разные виды памяти: послушай учителя, прочитай материал в учебнике, рассмотри иллюстрации, делай пометки или рисунки к каждой части, изготовь модель из пластилина или бумаги и пр. Привлеки воображение, чтобы сделать скучный материал интересным и даже веселым.

8. Постарайся по возможности применитьв повседневной жизни то, что запоминаешь, или подумай, где применяется этот материал.

— Ты понял, почему я предложила тебе списать правила? — спросила госпожа Память.

— Понял, — ответил мальчик.

А ты, читатель, понял? Если нет, то прочитай правила еще раз. Обрати особое внимание на пятое и шестое правила.

А еще Память записала для Максима, который уже устал писать сам, несколько упражнений:

«Жил-был кот...»
(Развивает точность памяти)

Участники садятся в круг. Один из них начинает рассказ: «Жил-был кот. Это был красивый кот...»

Каждый следующий участник повторяет все сначала, добавляя свое определение: «Жил-был кот. Это был красивый рыжий кот...»

«Жил-был кот. Это был красивый рыжий пушистый кот...»

Задача участников — не нарушить последовательность и не забыть ни одного определения.

Рассказ можно начать и по-другому: «Бабушка укладывает в свой чемодан...», или: «В магазин привезли...», или: «У меня много друзей. Я дружу с...» (называть имена).

«Запомни картинку»
(Развивает объем зрительной памяти, а заодно и внимания)

Ведущий в течение 30 секунд или одной минуты показывает участникам сюжетную картинку. Затем он убирает эту картинку и задает вопросы по содержанию. Например: «Какое время года изображено?», «Сколько людей на картинке?», «Во что одета девочка?», «Есть ли на картинке собака?» и так далее.

Можно устроить соревнование, кто больше запомнит.

Можно вместо показа картинки прочитать текст и задать вопросы по его содержанию.

Что изменилось?»
(Уже известное тебе упражнение тренирует не только внимание,
но и зрительную память)

«Угадай без слов»

(У водящего тренирует моторную память,
а у остальных участников — внимание и мышление)

Водящий показывает без слов, только с помощью жестов, мимики, позы, какое-нибудь занятие, например ловлю рыбы или катание на лыжах. Остальные участники угадывают. что он делает.

Можно так же загадывать животных или профессии.

Наступил уже поздний вечер, и ребята остались ночевать во дворце Госпожи Памяти. Щедрое Воображение, с которым Максиму не терпелось познакомиться, пока ребята были в парке, каким-то неведомым образом установило в комнатах третьего этажа кровати с мягкими матрасами. Постель тихонько хрустела и пахла крахмалом, как у бабушки Веры. Максим сладко уснул и видел всю ночь чудесные сны.