Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №14/2008


Книга в газете

ГЛАВА 10

Пульт похищен — Ковер-самолет — Три горы — Проверка —
В гостях у Мышления

Утром наш герой проснулся поздно. Вставать ему совсем не хотелось. Мальчик еще немного понежился в мягкой постели, прежде чем вылезти из-под одеяла. Наконец он с сожалением сбросил его и поднялся. Выглянув в окно, Максим увидел, что Воля и Память прогуливаются по дорожке парка и о чем-то беседуют. Мальчик умылся возле бабушкиного умывальника, который появился в комнате, едва он успел о нем вспомнить, и стал одеваться. Взяв в руки шорты, Максим ощутил, что они стали какими-то слишком легкими. Тревога кольнула его, будто иголкой. Мальчик поспешно сунул руку в карман. Там лежала только веревочка, в другом кармане — записная книжка, подаренная Зрительным Восприятием. Пульта управления Вниманием не было!

— Воля! — крикнул он в открытое окно. — Ты взяла пульт?

— Нет, я не брала. А что, он пропал?

— Его нет в кармане.

— Может выпал? — с надеждой спросила принцесса

— На полу тоже нет... И на кровати нет.

— Неужели Лень пробралась во дворец? — озабоченно сказала Память. — Ну, конечно, она! Вон там, на ветке, зацепился клок ее волос.

— Скорее в погоню! — крикнула Воля. — Максим, позови на помощь Воображение, иначе мы не догоним Лень и она скроется в своем болоте.

Пока мальчик поспешно одевался и спускался в парк, Воображение расстелило перед воротами запоминания красивый восточный ковер.

— Это ковер-самолет, — догадался мальчик. — Я его именно таким представлял себе. Сверху нам будет хорошо видно, куда побежала Лень.

Максим с принцессой Волей встали на ковер-самолет. Госпожа Память подала им корзинку, полную плодов с дерева видов Памяти.

— Это вам в дорогу, — сказала она. — Я собрала для вас самые приятные воспоминания. Они подкрепят ваши силы в пути.

В этот момент ковер быстро и плавно взмыл вверх. У Максима захватило дух. Воля судорожно вцепилась в его руку.

— Спасибо! До свидания! — в один голос крикнули они Памяти, которая махала им рукой на прощание.

Ковер поднялся над парком и замер. Максим оглянулся вокруг и изо всех сил постарался поймать луч прожектора Внимания, который непроизвольно скользил то по узорам на волшебном ковре, то по вершинам гор вдалеке. Без пульта это было труднее, но все-таки удалось. Луч заскользил вслед за взглядом мальчика. Максим стал внимательно осматривать все дорожки и тропинки, убегающие от Заповедника Памяти в разные стороны. Дорожек было много: вся Психика нуждалась в услугах госпожи Памяти. Лени нигде не было видно. Максим внимательно осмотрел болото Лени. Хозяйки болота он там не обнаружил.

— Может, она пошла на маяк Внимания, и мы не видим ее, потому что она спряталась в башне? — предположил мальчик.

И тут он увидел Лень. Ленивая ведьма спала, растянувшись в тени деревьев парка.

— Смотри! — шепнул Максим Воле, будто Лень могла их услышать.

— Скорее туда! — также шепотом скомандовала Воля.

Ковер бесшумно опустился прямо около Лени. Максим порадовался, что Воображение послало им такой замечательный вид транспорта: и летает, и не шумит, как вертолет, и управлять им легко. Ребята подкрались к спящей Лени.

— Где же пульт? — прошептал Максим, внимательно рассматривая каждую складку на ее одежде.

Но вот он заметил оттопыренный карман и указал на него Воле. Принцесса молча кивнула. Мальчик осторожно просунул в карман руку и вытащил пульт. Лень что-то забормотала во сне, повернулась на другой бок, но не проснулась.

Ребята вскочили на ковер-самолет, и Воля приказала ему лететь к горам Мышления. Ковер летел плавно и быстро. Горы Мышления приближались. Их было три. Воля тем временем рассказывала:

— Первая гора называется Наглядно-действенное Мышление. Ты начал преодолевать эту гору, когда был совсем маленьким. Ты еще не умел мыслить словами, не умел представлять себе образы предметов окружающего мира. Предметы, которые попадались тебе на глаза, ты активно исследовал с помощью органов чувств. Ощущения питали твое мышление. Ты хватал предметы руками, тянул их в рот, тряс их и стучал ими, ломал и разбирал их на части, сваливал в кучу, разбрасывал, что-то пытался собрать, построить, то есть действовал. Не видя предмета и не действуя с ним, ты ничего не мог о нем узнать. Наглядно-действенным Мышлением ты пользуешься и до сих пор, когда складываешь картинки из пазлов, делаешь поделки на уроке труда, собираешь модели из деталей конструктора, наводишь порядок у себя в комнате, окучиваешь картошку у бабушки на огороде и делаешь еще множество дел руками. Этот вид Мышления не исчез и у взрослых. Особенно он важен для людей, которые занимаются физическим трудом. Ты слышал пословицу: «Плотник думает топором»? Она как раз о наглядно-действенном Мышлении.

Вторая гора повыше. Она называется Наглядно-образное Мышление. На эту гору ты стал карабкаться, когда немного подрос. Теперь тебе уже не обязательно было брать предмет в руки, чтобы что-то узнать о нем. Достаточно было рассмотреть его или представить себе образ этого предмета. Наглядно-образное Мышление помогает дошкольникам и первоклассникам решать простые задачи на сложение и вычитание, опираясь на рисунки, теперь ты уже умеешь пользоваться простыми чертежами и схемами. Подобрать в магазине новую мебель твоим родителям тоже помогло наглядно-образное Мышление. Ведь они, прежде чем купить кухонный уголок и письменный стол, представили себе, где эти вещи будут стоять и подойдут ли они по размеру и внешнему виду к той мебели, которая у вас уже была.

А вот и третья гора, самая высокая. Это Словесно-логическое Мышление. На ней зарождается великая река Речь. В школе этот вид Мышления является самым главным. Поступая в первый класс, ты уже не только умел мыслить образами, но и владел многими отвлеченными понятиями, которые мог выражать словами, умел рассуждать, объяснять что-то, делать выводы. Но до вершины этой горы тебе и теперь еще далеко.

Максим посмотрел на заснеженную вершину Наглядно-образного Мышления, которая терялась где-то в облаках, и вспомнил строчки из папиной любимой песни Высоцкого:

Лучше гор могут быть только горы,
На которых еще не бывал.

— Давай остановимся и побываем в гостях у Мышления, — предложила Воля, словно угадав его мысли. — Сейчас оно живет как раз на этой горе.

Ковер опустился у ворот дворца, построенного на склоне горы. Максим и Воля сошли на землю и направились к воротам. Но им преградили путь семь богатырей, вышедших навстречу. Они почтительно поклонились принцессе, и один из них произнес извиняющимся тоном:

— Прошу прощения, ваше величество, но мы не можем пропустить вашего спутника без проверки.

— Но это же Носитель Психики! — воскликнула Воля. — Его свободно пропустили даже на все пограничные базы.

— Нам это известно, но порядок есть порядок. К тому же годовая «тройка» по русскому языку, полученная уважаемым Носителем Психики, ставит во Внешнем мире под сомнение нашу силу. И теперь доказать, что мы достаточно сильны, для нас — дело чести.

— Тоже мне честь — справиться всемером с одним безоружным мальчишкой! — пробормотал Максим, задетый упоминанием о злосчастной «тройке». Но пробормотал так тихо, что его услышала только Воля. Все-таки лезть напролом против семерых вооруженных мечами и луками богатырей было бы не просто глупостью, а чистым безумием.

— Выполняй лучше задания Мыслительных Операций. Да не забудь включить Внимание, — посоветовала принцесса.

Попробуй и ты, уважаемый читатель, выполнить эти задания.

Вперед вышли двое, по-видимому самые главные.

— Я Анализ, — представился первый богатырь. — Моя служба состоит в том, чтобы разделять целое на части. А это мой друг Синтез. Он составляет из частей единое целое. Мы с ним неразлучны, хоть у нас и противоположные обязанности.

Вот вам первое задание. Составьте новое слово, взяв по одному слогу из слов:

КАРМАН

СТЕНА

ПОДВАЛ

Второе задание — составить как можно больше слов из букв слова

ПОТОЛОК

Третье задание — переставив буквы, составить новые слова:

КОЛОС

УШАТ

УЛАН

ЛИПА

— Я удовлетворен, — сказал Анализ.

— Я тоже, — произнес Синтез. — Твоя очередь, Обобщение.

Обобщение сделало шаг вперед:

— Мое дело — объединять предметы и явления в группы по существенным признакам. Я владею общими понятиями. Мое задание такое: подбери общее название к каждой группе слов:

1. СТОЛ, ДИВАН, ТАБУРЕТ — ...

2. СОБАКА, БАРАН, СВИНЬЯ — ...

3. РОМАШКА, ВАСИЛЕК, КОЛОКОЛЬЧИК — ...

4. КЛАРНЕТ, СКРИПКА, БАЯН — ...

5. ВРАЧ, ИНЖЕНЕР, МЕХАНИЗАТОР — ...

6. ТРЕУГОЛЬНИК, РОМБ, КРУГ — ...

А теперь в каждой группе слов найди одно лишнее:

1. ГУСЬ, КУРИЦА, СОБАКА, ИНДЮК.

2. КАПУСТА, ЯБЛОКО, ФАСОЛЬ, ОГУРЕЦ.

3. ШКАФ, ПАЛЬТО, ПЛАТЬЕ, БРЮКИ.

4. ШАПКА, БОТИНКИ, ШЛЯПА, КЕПКА.

5. МОСКВА, ФРАНЦИЯ, ЛОНДОН, ПАРИЖ.

— Все верно, — сказало Обобщение, выслушав ответы Максима. — Посмотрим, как ты справишься с заданиями Классификации.

Богатырь, на которого указало Обобщение, выступил вперед, и Максим увидел, что это молодая девушка.

— Я распределяю имеющиеся в распоряжении Мышления предметы и явления на группы в соответствии с их общими признаками, — сказала Классификация. — Распредели, пожалуйста, на две группы эти слова:

КОТ, МЕДВЕДЬ, ЛИСА, ЛОШАДЬ, СОБАКА,

КОРОВА, ВОЛК, ТИГР, ОВЦА, ЛОСЬ.

— Правильно, — сказала она, а теперь задание потруднее. Раздели на группы слова:

АПЕЛЬСИН, КРОВАТЬ, ДЕВОЧКА, СЛОН,

ЭТАЖЕРКА, ОБЕЗЬЯНА, МАНДАРИН, МУЖЧИНА, СТОЛ, ЛЯГУШКА,

ГРУША, ЖЕНЩИНА, БАБОЧКА, КРЕСЛО, ПЕРСИК, МАЛЬЧИК.

— Сколько групп получилось? Как можно назвать каждую группу?

— Меня зовут Абстрагирование, — важно представился совсем юный богатырь. Он изо всех сил старался казаться старше. — Я выделяю общие важные признаки и свойства предметов и явлений, отвлекаюсь от остальных, признаков, которые мне не нужны, и рассматриваю выделенный признак отдельно. Мне в этом помогает почтенный Анализ. Я даю задание — выделить общие признаки следующих объектов:

1. КИНЖАЛ, НОЖ, НОЖНИЦЫ.

2. МОРОЖЕНОЕ, ЛЕД, СНЕГ.

3. МЯЧ, АПЕЛЬСИН, ЛУНА.

4. ВОДА, МОЛОКО, КЕРОСИН.

4. УГОЛЬ, БЕНЗИН, ДЕРЕВО.

— Ну что ж, неплохо, — сказало Абстрагирование, отступая в сторону и пропуская вперед еще одну девушку-воина.

— Я Конкретизация, — просто сказала та. — Мое дело — возвращать мысли от абстрактных понятий к конкретным образам. Это я помогаю тебе, Носитель Психики, на уроках приводить примеры к правилам. Например, подбирать слова с проверяемыми безударными гласными в корне: «глаз — глаза», «реки — река». И во время этого путешествия я изо всех сил стараюсь помочь тебе. Ведь ребенку легче понять конкретное, чем абстрактное.

Максим слегка обиделся за «ребенка». Как-никак, а ему уже почти десять лет. В четвертый класс перешел, хоть и с «тройкой». А Конкретизация уже давала задание:

— Назови три предмета, относящиеся к понятиям:

1. ЖИВОТНЫЕ АФРИКИ

2. КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ

3. АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

4. СЛОВА С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ

СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ

5. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

— Молодец! Мне от тебя больше ничего не нужно, — и Конкретизация отошла в сторону.

Последним вышел богатырь, назвавшийся Сравнением.

— Я устанавливаю сходства и различия, имеющиеся между предметами и явлениями. У меня есть твердые правила. Во-первых, если я сравниваю между собой не конкретные предметы, а отвлеченные понятия, я выбираю признаки, которые свойственны всем предметам, относящимся к этому понятию. Например, если я ищу сходства и различия между собакой и кошкой вообще, я не стану говорить, что собака черная, а кошка рыжая. Ведь бывают собаки и кошки с шерстью другого цвета. Другое дело, если я буду сравнивать бабушкину Жальку и кота Треповых Тимку. Они же не меняют свой цвет, и этот признак для них важен. Во-вторых, сходства и различия я ищу только по одинаковым признакам.

К примеру, я говорю: «Мяч круглый, а кирпич прямоугольный», то есть сравниваю мяч и кирпич по форме. Но я не позволяю себе говорить: «Мяч круглый, а из кирпичей строят дома». Ведь форма предмета и назначение предмета — это разные признаки, и по ним не может быть сравнения. Теперь, соблюдая эти правила, найди сходства и различия между:

1. СОБАКОЙ И БЕЛКОЙ

2. КАРАНДАШОМ И РУЧКОЙ

3. ПОМИДОРОМ И СОЛНЦЕМ

— Ну что, товарищи, пропустим? — спросил Анализ, похожий на Илью Муромца с картины Васнецова, когда Максим выполнил задания Сравнения.

— Пропустим! — дружно ответили остальные, расступаясь.

Максим и Воля вошли во дворец. Мышление встретило их очень любезно. Оно усадило их за стол, где уже был приготовлен обед, расспросило о подробностях путешествия. Максим и Воля угостили Мышление плодами, которые им дала с собой госпожа Память. Мышление было очень довольно.

— Оно питается тем, что присылают ему Восприятие, Память и Воображение, — тихо пояснила Воля, — но и само выращивает замечательные плоды: выводы и умозаключения. Оно способно добывать такие знания, которых не могут добыть органы чувств. А уж Психику возможно изучать только благодаря ему.

После обеда Мышление предложило гостям поиграть.

Предлагаю и тебе, уважаемый читатель, поиграть с друзьями или родителями в интеллектуальные игры.

«Кто больше?»
(Развивает беглость мышления)

Посоревнуйтесь, кто больше назовет:

• предметов красного (белого, желтого и др. цвета);

• предметов круглой (квадратной, треугольной) формы;

• слов, в которых последняя буква д;

• слов, в которых вторая (третья) буква т и т.д.

«Как можно использовать?»
(Развивает гибкость и оригинальность мышления)

Кто больше придумает различных способов использования:

• кирпича;

• пустой пластиковой бутылки;

• газеты;

• крышки от флакона;

• колесика от сломанной игрушечной машинки и других предметов.

Ребусы

Можно разгадывать ребусы из книжек и журналов, а можно составлять их самому. Эта игра развивает способности к анализу и синтезу.

— Не бойся перегрузить свой ум, — посоветовало Мышление Максиму на прощание. — Мозг так же нуждается в умственной работе, как мышцы — в физической. Если ты не будешь двигаться, выполнять физические упражнения, трудиться, ты станешь слабым.

Если ты не будешь учиться, не будешь давать мне работу, твои умственные способности тоже ослабеют. Мы, Познавательные Процессы, очень любим трудиться. Не предавай нас этой ведьме Лени.