|
||
Вопросы психологии творчестваПушкин. Гейне. Гёте. Чехов.
|
Д.Н. Овсянико-Куликовский
|
Книги, вышедшие в серии «Из наследия мировой психологии» (равно как и в подобных сериях, ориентированных на переиздание классических работ), как правило, вызывают интерес либо у историков науки, либо у узких специалистов, занятых изучением обозначенной в заглавии проблемы. Данное издание, посвященное вопросам психологии художественного творчества, психологии искусства и литературы, по-видимому, не будет исключением, но в то же время есть все основания рекомендовать его широкому кругу психологов, вне зависимости от содержания их профессиональной деятельности.
Имя автора мало знакомо современному читателю, что не в последнюю очередь связано с тем, что его труды долгое время не переиздавались. В историю науки Овсянико-Куликовский (1853–1920) вошел прежде всего как литературовед и языковед, историк культуры, однако не менее значительными представляются и его психологические исследования. Достаточно сказать, что Овсянико-Куликовский – один из самых цитируемых авторов в «Психологии искусства» Л.С. Выготского. Многочисленные ссылки на работы Овсянико-Куликовскогого, в частности на его книгу 1895 года «Язык и искусство», свидетельствуют о том влиянии, которое он оказал на становление научного мировоззрения Выготского.
В данный сборник вошли работы, в которых содержится психологический анализ творчества Пушкина, Чехова, Гёте и Гейне. Описание «лишнего человека», русской женщины, скупости как страсти и др. выступают достойным образцом психологического прочтения художественной литературы. Можно не интересоваться ни психологией искусства, ни психологией литературы, но умение проникнуть в тайны человеческой души, понять приводящие ее в движение механизмы посредством художественных образов для психолога столь же необходимо, как и владение научными методиками исследования и воздействия. Чтение работ Овсянико-Куликовского, написанных красивым литературным языком, в этом отношении может оказаться весьма полезным.
Кроме упомянутых выше исследований, в книгу включена работа «К психологии мысли и творчества», где представлены общепсихологические воззрения автора на природу художественного творчества. Проблемы взаимоотношения мысли и чувства, формирования и строения личности не потеряли своей актуальности и в настоящее время.
Говоря о книге, нельзя не сказать несколько слов о справочном аппарате. По-видимому, издатели считают само собой разумеющимся, что читатели хорошо знакомы с научной биографией Овсянико-Куликовского.
Книга не снабжена ни комментариями, ни вводной или вступительной статьей, также остается непонятным, когда были написаны вошедшие в данный том работы. Такая небрежность в подготовке издания к печати не способствует привлечению к книге внимания потенциальных читателей. А жаль.