Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №20/2008


Личный опыт

Психологическая культура
в повседневной жизни

Сценарий вечера для старшеклассников

Цели вечера: пропагандировать психологическую культуру в повседневной жизни; практиковаться в применении коммуникативных и творческих навыков.

Участники: две или четыре команды 10-го или 11-го класса; жюри; остальные старшеклассники — болельщики команд; зрители в зале.

1. «Визитка» (10 минут)

Цель: показать умение самопрезентации.

Командам необходимо придумать себе название, выбрать капитана и подготовить заранее визитную карточку. В визитке они должны отразить свои лучшие качества, показать сильные стороны, в общем — «создать психологический портрет». Визитка представляется командами по очереди.

2. «Узнай своих!» (6 минут)

Цель: показать внимательность капитанов к своим игрокам.

Конкурс капитанов. Данный конкурс не должен быть заранее известен участникам. Настоящий капитан может узнать своих игроков всегда и везде, даже с завязанными глазами, используя только тактильные способности.

Капитанам завязывают глаза. Двигаясь вдоль сидящих, капитаны ощупывают головы и одежду игроков и находят членов своей команды. За каждого найденного получают по баллу.

3. «Манера общения» (по 2 минуты на диалог)

Цель: убедить партнера в своей точке зрения либо найти с ним компромисс, а также продемонстрировать культуру общения.

От каждой команды выступают по два участника. Им предстоит составить диалог друг с другом по сценарию карточки, которую они получают. В паре используются парные карточки. Партнеры для диалога должны находиться в другой команде.

Поскольку конкурс сложный, можно заранее дать ознакомиться с ним командам, чтобы они приготовили примерные фразы для спора, а во время самого конкурса ребята проявят именно умение вести диалог.

Карточка А «покупатель»

Вы от нечего делать просто зашли в парфюмерный отдел магазина. Продавец навязчиво предлагает вам товар. Вы сомневаетесь в полезности покупки. Вам не нужен такой товар, объясните это продавцу!

Карточка А «продавец»

Вам нужно убедить покупателя в необходимости покупки в отделе парфюмерии. Вы должны обязательно продать ему что-либо и по-доброму разойтись с покупками. Действуйте смелее!

Карточка Б «покупатель»

Вы – почтенный пенсионер. Просто прогуливаясь, зашли в отдел спорттоваров. Покупать ничего не собирались. А навязчивого продавца вообще пора «поучить жизни», чтоб знал, как уважать старших!

Карточка Б «продавец»

Вы – продавец спортивных товаров. Вы твердо убеждены, что если человек пришел в ваш отдел, то должен сделать покупку. А теперь убедите в этом покупателя. Будьте настойчивы!

Карточка В «классный руководитель»

Вы звоните своему ученику — двоечнику. Вам нужно убедить его в необходимости посещать школу. Продолжайте разговор и во что бы то ни стало заставьте ученика выслушать вас!

Карточка В «ученик»

Вы — злостный прогульщик, грубиян, лентяй, двоечник. Вам нужно как можно скорее отвязаться от классного руководителя, который звонит вам по телефону. Но постарайтесь быть вежливым. Трубку класть нельзя!

Карточка Д «сплетница»

Вы звоните своей подруге. У вас много последних сногсшибательных новостей. Расскажите подруге все в подробностях! Не жалейте ее времени, она все должна узнать именно сейчас. Заставьте подружку выслушать вас полностью, не разрешайте себя перебивать!

Карточка Д «подружка»

Вам звонит подруга-сплетница. Как же вам надоело слушать ее рассказы, вы просто устали их ежедневно выслушивать! Закончите разговор как можно быстрее. Помните, что вы вежливы, не любите ссориться и не можете бросить трубку.

4. «Отгадай фразу» (6 минут)

Цель: учиться понимать друга без слов.

Команды получают карточку с фразой. Сколько слов в фразе, столько участников выходят и с помощью мимики и жестов показывают, что там написано. Каждый показывает по одному слову из фразы. Остальные участники команды (или болельщики, можно привлечь и их) отгадывают, что написано в карточке.

Фразы для карточки могут быть такими: «Страшная радость пришла в наш дом!», «Все знают — любовь зла!». можно использовать пословицы, поговорки.

5. «Передай по кругу» (5 минут)

Цель: показать сплоченность команды.

Команда становится в кружок, получает апельсин. Этот апельсин нужно передавать друг другу по кругу. Первый круг — зажав его локтями, второй круг — коленями, третий круг — подбородками.

За каждый круг команда, выполнившая упражнение быстрее, получает один балл.

6. «Рекламный плакат»

Командам необходимо создать рекламный плакат «Психологическая культура в повседневной жизни».

К доске прикреплены два листа (или более, по числу команд) ватмана. Участники сидят спиной к ним. Один встает, подходит к ватману и начинает изображать рекламный плакат «Психологическая культура в нашей жизни». Когда он закончит свою часть, садится обратно, подходит следующий участник и продолжает рисовать, затем по очереди все остальные. Важно, что остальные участники не видят, что рисуют в этот момент.

Это задание не ограничивается по времени, оценивается не кто быстрее, а кто лучше создаст рекламный плакат.

Примерный текст для ведущих вечера

1-й ведущий

Добрый вечер дорогие друзья! Здравствуйте! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы отпраздновать необычный день — день, посвященный психологии!

2-й ведущий

Мы с вами с младших классов школы знаем, зачем нужны и как в повседневной жизни использовать знания таких наук, как математика, биология, литература. Среди этих древних и неоспоримых наук психология молода и, как все молодое, жизнерадостно и энергично завоевывает свое место в жизни!

Давайте посвятим сегодняшний праздник именно психологии, призванной изучать особенности, способности и таланты нас с вами, всех людей.

1-й ведущий

Ребята, участники команд «Психологического марафона» сегодня будут демонстрировать нам свои способности, а уважаемое жюри определит, кто из них более талантлив в импровизации разных жизненных ситуаций.

Пожелаем участникам использовать все их психологические знания и умения, которые они получили, изучая психологию!

2-й ведущий

Болельщики, поддержите приветствием свои команды! Команды, откликнитесь болельщикам! А теперь мы представим жюри…

1-й ведущий

Первый конкурс — «Визитная карточка» — наши команды подготовили заранее. В «Визитке» отразились лучшие качества команд, их сильные стороны, в общем — «психологический портрет». Максимальная оценка за конкурс 5 баллов. Встречайте команду 10-го «В» класса!

2-й ведущий

Второй конкурс — капитанов. Настоящий капитан — это особенный человек, незаурядный. Из всех своих капитанских качеств сегодня капитаны продемонстрируют одно — внимание и умение узнавать своих игроков всегда и везде, даже с завязанными глазами. А уважаемое жюри присвоит команде один балл за каждого найденного своего игрока.

1-й ведущий

Конкурс «Манера общения» покажет способности наших команд настоять на своем. Основная же задача команд — продемонстрировать нам во время разговора культуру и вежливость в общении. От каждой команды выходит по участнику. Пара из двух команд получает свое задание для спора, написанное на карточке.

У команд будет по четыре задания, поэтому максимальная оценка — четыре балла за конкурс. Первая пара — это продавец и покупатель. Пожалуйста, приступим!

2-й ведущий

Конкурс «Отгадай фразу!». Каждая команда получит карточку и постарается с помощью мимики и жестов показать, что там написано. Мы все знаем, что такое невербальное общение. Пусть наши участники проявят чудеса этого общения, так, чтобы болельщики с первого ряда отгадали, какая фраза написана на карточке у команды! Максимальная оценка за фразу — три балла.

1-й ведущий

Конкурс «Передай по кругу!» покажет сплоченность команды. Каждая команда получит апельсин. Этот апельсин нужно передавать по кругу. Первый круг — зажав его локтями, второй круг — коленями, третий круг — подбородками! За каждый круг команда, выполнившая упражнение, быстрее получает один балл.

2-й ведущий

В завершающем конкурсе командам надо будет создать рекламный плакат «Психологическая культура в нашей жизни». к доске прикреплены два ватмана. Участники сидят спиной к ватману. Один встает, подходит к ватману и начинает рисовать рекламный плакат «Психологическая культура в нашей жизни». Когда он закончит свою часть, садится обратно, подходит следующий участник и продолжает рисовать плакат, затем по очереди все остальные.

Интересно то, что остальные участники не видят, что рисуют в этот момент. В этом конкурсе время не ограничивается, важно не кто быстрее рисует, а кто создаст лучшую рекламу психологической культуре. Максимальная оценка за конкурс 5 баллов. Приступим!

1-й ведущий

На этом, дорогие друзья, наши конкурсы подошли к концу, и мы уступаем слово жюри!

2-й ведущий

И напоследок хочется пожелать всем присутствующим в этом зале раскрытия и применения в жизни своих способностей, в чем первая помощница — психология. Ведь в этом и есть успех, а успех приносит счастье. Счастья вам, друзья! До новых встреч!

Жанна СУНТЕЕВА,
педагог-психолог лицея № 8,
г. Красноярск