|
|
Еще раз о месте психолога в школе
Отношение государства к психологамПоскольку эта проблема наиболее серьезная, остановимся на ней подробно. В деятельности специалистов-психологов оказалось слабо заинтересованным государство. Очень яркими симптомами этого являются следующие факты. Первый. Еще два года назад группой специалистов был разработан проект «Положения о Службе практической психологии в системе образования Российской Федерации», который качественно отличался от действующего ныне и давно устаревшего Положения 1999 года. Этот проект был опубликован на страницах газеты «Школьный психолог», активно обсуждался психологами-практиками и учеными. Однако Министерство образования и науки РФ оставило этот документ без внимания — он так и не был принят. Второй. Отношение со стороны государственных чиновников к психологическим проблемам школы и работе в ней психологов хорошо иллюстрируется отсутствием в структуре нашего профильного министерства управления или хотя бы отдела, который занимался бы деятельностью школьных психологических служб, — это при том, что многотысячная армия педагогов-психологов, хотя и поредевшая в последнее время, активно действует. Защищать интересы психологов, курировать их работу просто некому (один имеющийся специалист — не в счет, от него мало что зависит). Третий. В мае 2008 года Департамент государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования направил в регионы Методические рекомендации по проведению августовских педагогических совещаний работников образования «Актуальные задачи современной модели образования» (воздержимся от комментариев по поводу возможности решать задачи с помощью модели). В 68-страничном документе нет НИ ЕДИНОГО упоминания о педагогах-психологах. Разработчики документа либо элементарно забыли о существовании в системе образования этих специалистов, либо уже знают, что их там вообще не будет, либо мечтают в связи с предлагаемой общей ориентацией современной модели образования вытравить всякий психологический дух из школы и прекратить психологизацию образования. На содержании этого документа есть смысл остановиться подробнее, поскольку его анализ позволяет высказать некоторые предположения относительно причин «холодности» государства по отношению к педагогам-психологам. В «Актуальных задачах современной модели образования» сформулирована стратегическая цель государственной политики в области образования (то есть наконец подведен итог многолетним спорам?) — «повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина». Следует обратить особое внимание на то, что в документе в первую очередь названы требования развития экономики и только в третью — потребности гражданина. Не есть ли это прямое указание на приоритеты в развитии образования? При такой расстановке целей психологу действительно трудно найти свое место в рядах работников образования. Ведь его деятельность направлена прежде всего на раскрытие ресурсов конкретной личности; гуманистические установки предполагают приоритет интересов субъектов образовательной среды, а не экономики. Но подобные установки, по-видимому, не вполне соответствуют указанной стратегической цели государственной политики в области образования, которая конкретизируется в таких задачах, как: первая — модернизация институтов образования как инструментов социального развития; вторая — формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях; третья — обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях; четвертая — создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров. Легко увидеть, что о личностном развитии ребенка, становлении его как человека речи нет. Получается, что образование понимается исключительно как обучение, а последнее, в свою очередь, — как процесс, обеспечивающий усвоение тех знаний, которые нужны для эффективного применения в экономике. Иными словами, цели и задачи образования оказываются прагматическими, утилитарными, «рыночно-ориентированными». Возможно, такой подход является абсолютно оправданным и современным, однако в таким образом понимаемую систему образования очень многие гуманитарно ориентированные психологи никак не вписываются. Они оказываются помехой на пути реализации указанной цели. Тогда зачем они государству? Вместе с тем есть основания указать на ошибочность такого мнения чиновников о психологах, и эти основания дает опять-таки анализируемый документ. В нем в качестве основного для образования называется компетентностный подход: «основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека: информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми); самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы); Статья опубликована при поддержке службы экстренной наркологической помощи "Алконорма". Кодирование от алкоголизма в Самаре, вывод из запоя и лечение алкоголизма, прерывание запоя на дому, вызов нарколога на дом. Анонимность, высококвалифицированные специалисты, доступные цены. Узнать подробнее о службе "Алконорма", цены на услуги и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://alkonorma.ru/. самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность)». Достаточно внимательно прочитать названия и описание сущности каждой компетентности, как становится понятной невозможность их развития только педагогическими средствами. Все четыре важнейшие компетентности могут быть сформированы у учащихся только при активном участии психолога. Для этого, по всей видимости, придется в чем-то переориентировать деятельность школьных психологических служб, скорректировать некоторые направления работы, начать использовать новые психологические методы и технологии. Но тогда даже при описанной выше нацеленности образования педагоги-психологи останутся востребованными — во всяком случае, без них представляется маловероятной реализация компетентностного подхода. Материальное обеспечение
|