Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №23/2008


Игротека

Зимняя сказка

Занятия для педагогов

 

Задачи:

• тренировка навыков совместной деятельности;

• тренировка навыка снятия напряжения через творческую активность;

• тренировка навыка позитивного отношения к сложной ситуации как к стимулирующей потенциальные возможности;

• тренировка навыка переноса негативных, агрессивных проявлений на «неодушевленные» материалы.

Структура занятия:

• организационный момент (подготовка материалов, компоновка парт — сдвигаем по две, получаются большие квадратные столы) — 5 минут;

• разминка — 15 минут;

• выполнение основной работы (в два этапа) — 50 минут;

• обсуждение — 15 минут.

Размер группы: около 10 человек.

Оборудование: музыкальные записи, например: А. Вивальди. «Времена года», Э. Григ, Г. Свиридов. «Иллюстрации к повести Пушкина «Метель»; бумага формата А1, тонкая белая бумага, клей для выполнения коллажа, краски, кисти.

Примечание: музыка тихо звучит в фоновом режиме в течение всего занятия.

 

Разминка

Ведущий. Сейчас мы с вами постараемся вспомнить примерно семь сказок про зиму. Назовем их и запишем.

(Примерный перечень: «Морозко», «Госпожа метелица», «Снежная королева», «Теремок» / «Зимовье зверей», «Снежная королева», «Хроники Нарнии», «Волшебные спички», «Снегурочка», «Великан-эгоист».)

Давайте теперь представим персонажей любой сказки и постараемся ответить на некоторые вопросы:

Опишите внешний вид вашего героя / героев.

Какими чертами характера они обладают?

Чем для них является зима?

Как относятся к своим товарищам и недругам?

Как они ведут себя в предлагаемых обстоятельствах?

Кто или что им помогает?

Что им дает преодоление трудностей?

Выбор персонажей оказался разнообразным. В основном — главные действующие лица, как положительные, так и не очень. Все они оказывались неоднозначными, акцентировалось то обстоятельство, что они не просто хорошие или плохие, а пытаются существовать в непростых условиях. Например, Снежная королева — просто одинока и мерзнет, животные в «Зимовье зверей» не хотят связываться с «плохим» медведем, а он не виноват, что большой, и пр.

Зима воспринималась как некое испытание на грани риска для жизни. Сами пришли к выводу, что в сказках смерть является все-таки метафорическым отражением перехода на новый уровень существования и понимания.

В процессе описания и анализа выбранных персонажей проявляется тревожность, связанная с ощущением одиночества, холода, отсутствия света и необходимостью преодолевать трудности.

Некоторое снижение напряжения отмечалось при описании примеров взаимопомощи и особенно момента, когда герой делает первый шаг к решению проблемы.

Особенное отношение возникло к «полученному бонусу». Почти все сошлись на том, что даже негативный опыт является полезным приобретением.

 

Основная часть

Ведущий. Теперь, разбившись на группы по 3–4 человека, попробуйте придумать сказочную историю, где есть трудности, которые мы с вами обнаружили в зимних историях: необходимость решать проблемы — как свои, так и других персонажей; холод, равнодушие, одиночество, лень и способы преодоления этих трудностей: взаимовыручка, нетривиальный подход к решению проблемы, самопожертвование.

Примеры сказок, придуманных участниками

Кусок пирога

Однажды люди задумали сделать на Новый год что-то очень доброе, от чего всем стало бы радостно и приятно. Но как можно сделать всех счастливыми? И тогда мальчик Луи предложил сделать огромный шоколадный пирог, каждый кусочек которого всем принесет счастье. Целую неделю все люди готовили: кто-то приносил продукты, кто-то месил тесто, кто-то взбивал крем. Словом, каждый делал, что мог.

И когда пирог был готов, все не могли нарадоваться на него: с разных сторон он был разного вкуса, с разными добавками и такой огромный и красивый, что стало жалко резать его на части.

— Но ведь не зря же целую неделю потратили на приготовление, как же не попробовать? — сказал Луи, и все согласились. Каждому достался кусочек пирога. Дети утверждали, что никогда не ели такого сладкого шоколадного пирога. Взрослые говорили, что он очень вкусный, потому что шоколад немного горчит. Кому-то понравился сладкий сливочный крем…

В общем, все удивлялись, как получилось, что все кусочки от одного пирога такие разные и почему же каждому достался кусочек с его любимым вкусом.

Все были счастливы и довольны. Народ расходился по домам, кто-то брал кусочек для друзей. Но когда все разошлись, на гигантском подносе остался один кусок пирога с ягодкой. «Интересно, — подумал Луи, — чей это кусочек? Вроде бы каждый получил свой кусочек счастья...»

Тогда Луи взял воздушный шарик, привязал к нему кусочек пирога и отпустил в небо. Пусть шарик принесет кусочек счастья еще кому-нибудь!

Новый год в стране N

В разных странах в разные времена, так или иначе, Новый год имеет похожее значение и проходит по похожим сценариям.

Так же празднование Нового года проходит и в стране N. Единственным уникальным событием стал конкурс на лучший новогодний салат, в котором с удовольствием участвовали все семьи небольшого городка. Каждый хотел отличиться. Кто-то смешивал то, что смешивать не принято. Кто-то делал традиционные любимые семейные салаты, а кто-то уделял больше внимания дизайну. Так, семья Л. приготовила целое произведение кулинарного и дизайнерского искусства. Салат выглядел так: вращающийся шар с острыми углами, внутри которого сами собой перемешивались ингредиенты.

В эту новогоднюю ночь все жители города с превеликим удовольствием поставили на камины и полки сосуды с порциями волшебного вращающегося салата. До следующего Нового года.

Новогодняя история

Жили-были Дедушка Мороз и Снегурочка. Жизнь их была как смена разных интересных моментов. Каждый Новый год они развозили долгожданные подарки хорошим и послушным детишкам.

Однажды у Деда Мороза и Снегурочки возникла небольшая проблема: они не успевали привезти и спрятать под елку подарок одному хорошему мальчику — Коле. Решить эту задачу им помог Снеговик, стоявший во дворе дома, где жил Коля. Дедушка Мороз смог связаться со Снеговиком через Жучку, которая прибежала и отдала Снеговику подарок для Коли. Снеговик успел спрятать подарок под елку. Коля был очень рад, когда увидел, что в Новый год он получил коричневого плюшевого мишку с красной ленточкой на шее, о котором мечтал целый год. На следующий день все дети вышли гулять, они резвились, водили хоровод вокруг елки, играли в снежки и рассказывали о своих сбывшихся мечтах.

Герой

Он прошел сквозь Зимний лес и убил Дракона. Он освободил Священные Эльфийские леса от Орков и спас свою принцессу. И вот он вернулся… Герой без имени, тень своих побед. С чем он пришел? С добром или злом? Зачем он вернулся? В его селении об этом не знали, да в общем-то и не хотели знать.

Но Алисии было все равно! Она выбежала навстречу герою и обняла его. Но он лишь отстранил ее руки и тихо произнес: «Я подружился с Врагом врагов. Да, милая, это Дьявол… Нет, моя принцесса, я не продал ему свою душу, я подружился с ним!» Он так громко прокричал это, что жители ближайших домов повысовывались из окон, но, убедившись, что ничего интересного не происходит, попрятались обратно.

По лицу безымянного победителя катились слезы. Он их вытирал рукавом.

— Представляешь, я принес ему голову Дракона… Он сказал:: «Милая зверушка! — и похлопал меня по спине. — А ты молодец! Спас деревню, жители которой изничтожили семью этого Дракона, чтобы неповадно было летать, и вообще… А теперь ты пришел просить меня помочь тебе освободить Эльфийские леса от грязных Орков. Вернее, Леса, которые в неравном бою у сонных Орков отвоевали Эльфы и присвоили себе. Ты же именно это пообещал своей принцессе? Той самой, которая отравила своего мужа и умертвила сына, чтобы никто не мешал ей восседать на троне. Конечно, мой Герой без имени, я помогу тебе». И он помог, моя принцесса, он мне помог! Но я сыт его правдой! Прощай.

И он исчез в метели и секущем холодном ветре. А принцесса не могла понять: на ее лице растаявшие снежинки или слезы? Наверное, это был снег. Принцесса разучилась плакать.

Ведущий. А теперь давайте попробуем выполнить коллаж из белой бумаги, который проиллюстрировал бы ваше самое сильное переживание, появившееся в процессе работы над сказкой или в ходе ее презентации и обсуждения.

Техника работы

На белом фоне ватманского листа формата А4 из белой тонкой мятой бумаги выполняются объемные аппликации. При необходимости уменьшить размер бумага не режется, а рвется руками, что позволяет дополнительно перевести имеющийся негатив в «ручной труд». Надо отметить, что первые «помятые» листы оказались непригодны к использованию: их с большим энтузиазмом практически изжевали.

Компоненты коллажа приклеиваются к фону, после чего получившуюся картину можно подкрасить акварелью или гуашью.

Обсуждение

У участников возникли затруднения, связанные с необходимостью озвучить свои сокровенные эмоции и переживания. Пришлось с одной из трех подгрупп (самыми резвыми) начать обсуждение сначала картины, потом связать картину с текстом. Причем разговор мы начали шепотом, постепенно вокруг собрались остальные участники, громкость сама собой нормализовалась.

Приходится отметить, что не все коллажи являются буквальной иллюстрацией авторских сказок. почти во всех коллажах отсутствуют персонажи, возможно, потому, что им уже уделили достаточно много времени и сил. Получилось, что в декоративных картинах главной темой стала сама зима. Участники как бы восполнили некие пробелы в описании зимы средствами изобразительного искусства. Тем не менее в иллюстрации к сказке «Кусок пирога» появилась Баба-яга как существо, остро нуждающееся в простых житейских радостях, таких, как вкусный тортик… В иллюстрации к сказке «Новый Год в стране N» пресловутый салат превратился в изображение солнца как животворящей основы. В «Новогодней истории» темой иллюстрации стало расстояние, удаленность. В сказке «Герой» темой работы стал путь. Причем, как объяснили авторы, в картине присутствуют равноправно свет (белый снег) и тьма (ночное небо), а путь проходит как бы между этими пространствами, принадлежа им обоим.

Примерные вопросы для обсуждения

• Удалось ли в полной мере отразить в сказке основные «зимние трудности» и способы их преодоления?

• Кто из персонажей вашей сказки действует так, как могли бы действовать вы сами?

• Помогло ли создание картины полнее выразить свои чувства?

• Что было легко и что трудно при написании сказки?

• Что было легко и что трудно при работе над картиной?

• Нравится ли вам сказка и иллюстрация, которые вы создали?

• Хочется ли вам что-то сделать со своими картинами?

Примечание. Декоративные панно были аккуратнейшим образом сфотографированы самими участниками и с гордостью повешены в аудитории.

Ольга СОКОЛОВА,
доцент кафедры
специальной педагогики МГПУ