Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №24/2008


Личный опыт

Студенты в школе

В нашей школе проходят практику студенты психологических факультетов разных вузов и студенты педагогического колледжа. Студенты вузов отличаются от студентов педколледжа по многим параметрам — уровню знаний, умению учиться, самооценке, уровню притязаний, ответственности. Но самый главный — мотивация. У студентов педколледжа она может вообще отсутствовать. Надо заметить, что вместе с ребятами из педколледжа на практику ходит и их куратор, который осуществляет контроль за их деятельностью. Учитывая названные параметры, мы осуществляем разный подход к организации практики. Расскажу обо всем по порядку.

Идея взять студентов на практику в школу пришла из-за отстутствия «рабочих рук», которые бы помогали обрабатывать тесты, готовить наглядный материал для коррекционных занятий и проводить обучающие игровые мероприятия. Надо заметить, что школа у нас особенная — это школа полного дня, с углубленным изучением предметов в области искусства; у нас есть классы мальчиков, классы девочек и смешанные классы. Кроме того, есть дошкольное отделение, где занимаются дети с 3 лет. В школе работает много педагогов и воспитателей, которые часто консультируются с психологом по поводу различных учебных и воспитательных ситуаций. Так что объем работы у психолога был очень большой, особенно когда я работала одна. Через год появился второй психолог, и мы решили, что один будет работать со средней и старшей школой, другой — с дошкольниками и младшими классами.

Практика у студентов в образовательных учреждениях начинается, когда они учатся на третьем курсе, и длится год. Также у нас проходят практику в течение месяца и студенты 4-го курса. Обо всех особенностях школы мы рассказываем им на установочном собрании, которое проходит в вузе, поэтому к нам практически всегда приходят люди, интересующиеся вопросами гендерной психологии, возрастной психологии, психологии творчества.

К любому студенту можно найти подход. На нашем первом собрании в школе мы говорим студентам, в какой работе мы дадим им возможность попробовать себя. Это может быть:

• подготовка, проведение и обработка результатов диагностики;

• подготовка наглядных материалов для индивидуальных коррекционных занятий и для занятий по психологии (они проходят у нас как в начальной, так и в средней и старшей школе);

• индивидуальные занятия с ребенком (профилактика школьной неуспеваемости);

• проведение исследований (студенту — реферат или курсовая, школе — понимание процессов, происходящих в той или иной группе);

• проведение крупных познавательно-игровых мероприятий, таких как «Географическое путешествие», «Прощание с Азбукой», «Робинзонада» и др., в которых участвует дети, родители и педагоги.

Мы выслушиваем предложения студентов и находим оптимальное для всех решение. Главное для нас, психологов, — мотивация студентов, тогда и голова у них хорошо работает, и энтузиазма много, и работа выполняется быстрей и качественней.

Как вы сами понимаете, психолог играет важную роль консультанта, организатора и контролера. Не буду лукавить, это действительно требует большого терпения, знаний, ответственности, кроме того, необходимо иметь в своем арсенале книги, методики, которыми можно на время поделиться. Но появляются и большие плюсы:

• выполняется большой объем работы;

• у нас появляется время (как правило, спустя три месяца после начала практики) для того, чтобы посетить необходимые семинары, курсы и конференции, рекомендованные методическим центром или интересные нам самим;

• нам приходится постоянно актуализировать наши знания и умения, продолжать учиться;

• происходит постоянный обмен информацией и материалами;

• мы совершенствуемся в коммуникации, так как приходится общаться и договариваться с администрацией, педагогами, студентами, родителями и детьми;

• порой студенты видят проблему иначе, нежели мы, и это дает возможность найти оптимальное решение;

• и наконец, также не без помощи студентов мы усовершенствовали и упорядочили «технологический процесс» — оформление диагностических данных.

Некоторые работы студентов, проходящих у нас практику, получили признание на факультете, выигрывали конкурсы студенческих исследовательских работ.

С вузами происходит эффективная обратная связь — мы каждый год пишем информационное или благодарственное письмо, в котором перечисляем как положительные моменты практики, так и те трудности, с которыми сталкиваемся: к примеру, пробелы в определенных знаниях по психодиагностике, возрастной дифференциальной психологии. Как правило, к нашим замечаниям стараются прислушиваться.

Статья подготовлена при поддержке компании «Пласт Плюс». Качественные окна обеспечат тишину и уют Вашей квартиры. Компания «Пласт Плюс» специализируется на производстве пластиковых окон любой формы и сложности изготовления. На сайте, расположенном по адресу www.plast-plus.ru, вы сможете, не потратив много времени, заказать пластиковые окна по выгодной цене. В компании «Пласт Плюс» работают специалисты с огромным опытом работы с демонтажем и установкой окон.

Совсем по-другому складывается работа со студентами педколледжа. С ними, как с малыми детьми, — надо поддержать, чтобы часто не падали, подать руку, чтобы преодолеть препятствие, успокоить и подбодрить, когда что-то не получается. Многим ребятам элементарно не хватает знаний, уверенности в своих силах, сообразительности и раскрепощенности. У группы «куратор + студенты» свои формы отчетности и взаимоотношений, поэтому школьный психолог поначалу подключается к работе группы как консультант, тем более что нам их «поручила» администрация школы. Студенты после уроков проводили с младшими школьниками тематические занятия, посвященные дружбе, конфликтам, сотрудничеству.

Первые два месяца прошли очень трудно. У ребят практически ничего не получалось, их авторитет в глазах детей падал, и необходимо было срочно что-то предпринимать. Тогда на осенних каникулах мы провели для них тренинг для раскрытия творческих способностей. Тренинг проводили без куратора группы, и это дало свой результат — сами ребята увидели, что могут больше, появилось желание узнать, почему и как происходят определенные процессы. Следующие занятия с учениками прошли у них гораздо лучше.

Но этого все равно было мало. Даже такие элементарные вещи, как приветствие, установление правил работы и прощание, не всегда получались, что уж говорить о каких-то целях и результатах. И мы стали репетировать каждое занятие, озадачивали неожиданными вопросами или поступками, играя роль детей. Видя, как мы работаем, куратор тоже подключился к нам, мы нашли общий язык, а ребята посмотрели на него с другой стороны. Таким образом, функция контроля стала качественно другой. Мы вместе разрабатывали идеи о том, что и как можно провести, а потом каждый сам прописывал все детали.

Тренинг, проведенный в осенние каникулы, произвел такое сильное впечатление на студентов, что они рассказали о нем в педколледже. Появились желающие поучаствовать в аналогичном тренинге. Тогда мы нашли базу в Подмосковье и организовали выезд туда студентов. На выезде были как теоретические, так и практические занятия. Зная, что студенты педколледжа часто слушают лектора, как говорится, «вполуха», мы предупредили их о том, что все, о чем говорится на занятиях, им очень пригодится на итоговой поисковой игре. Они должны будут отвечать на вопросы, и если ответ правильный, то команда быстрее придет к финишу, а если нет, то она идет по более длительному пути, должна ответить на большее количество вопросов.

У ребят после мероприятия возникли сильные положительные эмоции, появилась уверенность в своих силах, необходимые знания были усвоены. После второго тренинга занятия, которые проводили студенты педколледжа в школе, отличались продуманностью, интенсивностью, завершенностью. Во втором полугодии они должны были работать в средней и старшей школе, но мы за них были уже спокойны, так как на тренинге отработали с ними различные ситуации, которые часто возникают в старших классах.

На следующий год нам, к сожалению, удалось провести только один тренинг, и это сказалось на подготовке ребят — они предлагали стандартные решения, приходилось многое объяснять, заинтересованность в работе появилась не у всех. Большим препятстивем стало отсутствие взаимопонимания с куратором некоторых студентов.

Для организации эффективной практики студентов педколледжа необходимо сделать следующее:

• добиться усвоения ими необходимых знаний по диагностике, общей, возрастной психологии, педагогике;

• обязательно провести курс упражнений по развитию речи и ораторского мастерства;

• найти способ налаживания эффективных взаимоотношений в группе «куратор, студенты, психолог»;

• давать творческие задания, относящиеся к школе (студенты блестяще провели мероприятие «Внимание — дорога» с помощью компьютерной графики, сказок, караоке).

Главное — всегда с уважением относиться к студентам и способствовать такому же уважительному отношению к ним со стороны педагогов, родителей, учеников. В школе этого можно добиться следующим образом:

• обращаться к ним по имени, отчеству, особенно при учителях, детях, родителях;

• объяснить, как на восприятие человека человеком (особенно ребенком) влияет одежда;

• внимательно выслушивать их предложения и не критиковать и настаивать, а советовать;

• разделять рабочие и нерабочие взаимоотношения (некоторые студенты до сих пор ходят к нам в школу, совершают совместные походы и поездки).

Организация практики студентов педколледжа намного сложнее, чем студентов вузов, но по эмоциональному накалу и переживаниям гораздо интереснее.

Да и мы сами еще молодые специалисты. Первых студентов взяли сразу после окончания института. Сначала боялись, что у нас нет такого авторитета, как у педагогов. Но у нас было и преимущество — мы понимали, что нужно студенту от практики, нам легко было найти общий язык.

Сейчас школам начисляют рейтинговые баллы за организацию студенческой практики, сотрудничество с вузами. Это то, что может заинтересовать администрацию. К большому сожалению, отменили начисление процентов (от 25 до 50) к зарплате специалистам, ответственным за студенческую практику в школе, поэтому основная мотивация теперь — повышение своего профессионального мастерства как психолога и как педагога.

Поэтому советуем — берите студентов, с ними интересно!

Ольга БОРИСОВА,
педагог-психолог ГОУ СОШ № 1332
с углубленным изучением предметов
области знаний »Искусство»,
Москва