Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №24/2008


Книжный шкаф

18 программ тренингов

Руководство для профессионалов

СПб.: Речь, 2008

Книг, посвященных психологическому тренингу, много. На эту тему психологи пишут с удовольствием, а издательства с удовольствием такие книги выпускают. Но хороших книг о тренинге по-прежнему мало. Та, о которой идет речь в этой рецензии, — хорошая. Объясню, почему.

Начнем с того, что авторы (а их тоже 18 — по числу представленных в книге тренинговых программ) подошли к делу серьезно и ответственно, как настоящие ученые, а не только как практики: у книги есть даже научный редактор. В результате эта работа является научно обоснованной и цельной. Все авторы придерживаются рамок одной научной школы, поскольку почти все они — сотрудники и выпускники факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета. Научный редактор В.А. Чикер признается, что большинство программ отражает бихевиоральный подход к тренингам, когда психологический анализ касается преимущественно поведенческих умений, а не глубинных личностных характеристик. Но вместе с тем в книге вы найдете описание очень широкого спектра программ — начиная от тренингов командообразования, лидерства и эффективной самопрезентации и кончая тренингом развития сплоченности школьного коллектива и танцевальным тренингом.

Статья опубликована при поддержке компании "B-CLINIC". Клиника пластической хирургии соответствует всем требованиям современной пластической хирургии во всём мире и даёт Вам гарантию высшего качества. Клиника предлагает такие услуги как пластика лица, липосакция шеи, маммопластика, интимная пластика у женщин и мужчин, общая хирургия и гинекология. Узнать подробную информацию о компании, посмотреть цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://b-clinica.ru/.

Все тренинговые программы структурированы одинаково: сначала излагается авторский концептуальный подход к тренингу данного типа, затем последовательно описывается содержание каждого дня, прилагается список литературы. Во второй части книги имеются приложения, которые могут оказаться очень полезными для читателей даже сами по себе, вне связи с тренинговыми программами: там много редких психодиагностических методик с ключами, а также авторских упражнений.

Книга адресована не начинающим психологам, а профессионалам, которые уже ведут тренинги. Поскольку почти все авторы не только являются ведущими различных групп, но и занимаются методической подготовкой психологов-тренеров, то и изложение материала отличается методической продуманностью, четкостью и стройностью. Однако, на мой взгляд, порой конкретная работа, осуществляемая тренером в группе, описана слишком скупо, не всегда удается представить себе, как именно осуществляется тот или иной ход в тренинге, как реализуется та или иная технология.

Неожиданной и несколько диссонирующей с остальным текстом оказалась 19-я глава: в отличие от предыдущих восемнадцати она не содержит описания тренинговой программы, а представляет собой… рецензию и называется «Какую книгу не надо читать начинающему тренеру». В этой главе подвергается жесткой (и, по-видимому, справедливой) критике книга В.Г. Пузикова «Технология ведения тренинга», вышедшая, между прочим, тоже в издательстве «Речь».

Что же касается самой книги «18 программ тренингов», то ее, конечно, стоит приобрести — все-таки под одной обложкой сразу восемнадцать добротных, качественных программ. Может быть, школьному психологу не придется проводить, скажем, тренинг продаж, но подавляющее большинство других описанных здесь тренингов вполне могут быть реализованы в образовательном учреждении.

Игорь ВАЧКОВ