Тамбов
10 октября в Институте психологии ТГУ им.
Г.Р. Державина в рамках III Международной
научно-практической конференции «Практическая
психология: от теоретических исследований до
инноваций» состоялся круглый стол «Перспективы
психологической службы региона»
Основная его задача была
сформулирована так: «Определение эффективных
путей развития психологической службы региона».
Первой взяла слово Н.А. Коваль (зав. кафедрой
социальной психологии, доктор психологических
наук, профессор). Она обратила внимание на
неблагополучие в нынешнем состоянии молодежи в
Тамбовской области, подтвержденное данными
исследования Центра психолого-педагогической
реабилитации и коррекции, который выявил три
наиболее распространенные формы зависимости у
молодых людей: наркозависимость, игровая и
межличностная зависимость. Последние два вида
особенно четко оформились в особую группу
начиная с 2004 года, когда появился новый вид
зависимости — игромания. Сейчас она
составляет 33 % от общего количества обращений по
проблемам зависимости.
Нина Александровна определила ключевую задачу
психологов региона — разработка новой модели
преодоления деструктивных внутрисемейных
отношений. Необходимость развития и
совершенствования приемной семьи как формы
устройства детей, оставшихся без попечения
родителей, — еще одна проблема, продиктованная
высокой степенью социальной дезадаптации
выпускников учреждений для детей-сирот.
Участники активно включились в обсуждение путей
решения этих проблем, отметив значимость
совместной деятельности психологов различных
ведомств: образования, здравоохранения,
социальной службы и правоохранительных органов.
В ходе развернувшейся дискуссии были намечены
пути преодоления разрозненности психологов,
работающих с детьми, через создание системы
психологической службы образования в масштабах
города и области. Педагоги-психологи области
отметили, что должна быть создана многогранная
система поддержки различных категорий детей,
способствующая тому, чтобы образование стало
доступным для всех.
Ученые и практики были единодушны во мнении, что
пока еще не создана теоретически обоснованная и
экспериментально проверенная прикладная
психолого-педагогическая модель, способствующая
укреплению психологического здоровья школьника.
Наиболее продуктивным видом повышения
психологической компетентности всех участников
образовательного процесса является, по мнению
собравшихся, систематическое преподавание
психологии с первого по одиннадцатый классы.
Этот вид работы осуществляется в привычной для
детей обстановке внутри классного коллектива.
Вооруженный психологическим знанием о себе и
других, школьник сможет адекватно оценивать себя
и окружающих, выстраивать и регулировать систему
ценностей, изменять свое отношение к людям, что
позволит сохранить и укрепить психологическое
здоровье, создаст условия для полноценного
бесконфликтного развития личности ребенка.
На базе МОУ СОШ № 31 г. Тамбова уже открыта
областная экспериментальная площадка
«Психологическое здоровье — основа личностного
развития школьника», которая предусматривает
создание и проверку программы преподавания
психологии с учетом возрастных особенностей
развития школьников.
И.В. СМОЛЯРЧУК,
доцент ТГУ им. Г.Р. Державина
Н.В. ВЯЗОВОВА,
доцент ТГУ им. Г.Р. Державина