ДОШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ
№ 1 (21)
Ольга ЖИГАЛКО,
педагог-психолог ДОУ № 354,
г. Минск,
Республика Беларусь
Пять дружных гномов
Программа развития эмоциональной сферы
дошкольников с ОНР
Развитие ребенка теснейшим
образом связано с особенностями его чувств и
переживаний. Эмоции являются показателем
состояния ребенка. Зачастую дети находятся в
плену эмоций, поскольку не могут управлять ими.
Это приводит к импульсивности поведения,
осложнениям в общении со сверстниками и
взрослыми. Для детей с нарушениями речи к этому
добавляются незрелость эмоционально-волевой
сферы, двигательная расторможенность,
повышенная аффективная возбудимость или
повышенная тормозимость, неуверенность,
медлительность, несамостоятельность, а также
нарушения внимания, памяти, мышления и поведения.
В процессе коррекционно-развивающей работы
дети учатся осознавать и контролировать свои
переживания, понимать эмоциональное состояние
других людей, адекватно выражать эмоции.
Представленные в программе задания и упражнения
способствуют достижению поставленной цели.
Эта
программа развивающих занятий была составлена с
учетом содержания и требований программы, по
которой работает детский сад, уровня
подготовленности воспитателей, работающих в
логопедических группах, результатов
диагностических обследований, а также с учетом
возрастных, психологических и физиологических
особенностей детей с ОНР. Ценность данной
программы состоит, кроме прочего, и в вовлечении
родителей в эмоциональное развитие своего
ребенка посредством домашних заданий, которые
предполагают их выполнение вместе с ребенком, и в
использовании соленого теста для развития
эмоциональной сферы.
Методологические подходы:
— личностно-ориентированный,
— системно-деятельностный.
Основные принципы:
— гуманизации;
— здоровьесбережения;
— развития в деятельности и общении;
— системности;
— сотрудничества с семьей
Цель: формирование эмоциональной
стабильности, коррекция отклонений в развитии
эмоциональной сферы и социализация эмоций
дошкольников с нарушениями речи.
Задачи:
— способствовать осознанию, пониманию чувств и
эмоций;
— повысить устойчивость эмоциональных
состояний;
— помочь укрепить уверенность в себе, развить
самосознание;
— научить ребенка выражать свои чувства;
— помочь ребенку отреагировать имеющиеся
отрицательные эмоции (страх, гнев и др.),
препятствующие его полноценному личностному
развитию;
— обогатить эмоциональную сферу ребенка;
— способствовать творческой самореализации;
— учить доверять себе и другим.
Методы и приемы:
— психогимнастика;
— сюжетно-ролевые и другие игры;
— коллективная работа;
— обыгрывание эмоционального состояния;
— обыгрывание конфликтных ситуаций и обучение
детей выходу из них;
— выражение своего эмоционального состояния
через рисование, танцы, драматизацию, лепку из
соленого теста;
— сказкотерапия.
Этапы занятия:
1. Ритуал приветствия.
2. Разминка — воздействие на эмоциональное
состояние детей, уровень их активности
(психогимнастика, музыкотерапия, танцевальная
терапия, цветотерапия, телесная терапия,
пальчиковые игры).
3. Основное содержание занятия — совокупность
психотехнических упражнений и приемов,
направленных на решение задач данного занятия
(игротерапия, сказкотерапия, проигрывание
ситуаций, этюды, групповая дискуссия, упражнение
с лепкой из теста).
4. Рефлексия занятия — оценка занятия.
5. Ритуал прощания.
Продолжительность занятий зависит от
возраста: средний дошкольный — 15–20 минут,
старший дошкольный — 20–25 минут.
Количество занятий: 14.
Занятие № 1. Я и мое имя
Задачи:
— знакомство, развитие коммуникативных
навыков;
— повышение самооценки ребенка, улучшение
взаимоотношений между детьми;
— снятие психоэмоционального напряжения,
развитие способности понимать свое
эмоциональное состояние и умения его выразить;
— идентификация себя со своим именем,
формирование позитивного отношения ребенка к
своему «Я».
Материалы: волшебный стул, корона,
фонарик.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Приветствие. Игра «Эхо»
Ведущий. Давайте начнем наше занятие с
игры. Тот, кто сидит справа от меня, называет и
прохлопывает свое имя, а мы дружно за ним
повторяем.
Этюд «Солнечный зайчик»
(автор Н.Л. Кряжева)
Дети сидят в кругу. Ведущий может использовать
фонарик.
Ведущий. Солнечный зайчик заглянул вам в
глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу.
Нежно погладьте его ладонями: на лбу, носу,
ротике, щечках, подбородке. Аккуратно
поглаживайте, чтобы не спугнуть, голову, шею,
животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот —
погладьте его и там. Он не озорник, он любит и
ласкает вас, а вы погладьте и подружитесь с ним.
Улыбнитесь ему.
«Волшебный стул» (И.В. Шевцова)
Предварительная работа: психолог должен узнать
историю имени каждого ребенка, его
происхождение, что оно означает; изготовить
корону и «волшебный стул».
Ведущий. Дети, у каждого человека есть
имя, но имя это не просто слово, на которое
отзывается человек, имя — это волшебное зеркало,
которое может нам рассказать о человеке. Я сейчас
расскажу об имени каждого из нас, и тот, про чье
имя я буду рассказывать, должен сесть на трон и
надеть корону. Потому что это великая честь и
гордость — называться именем.
Примечание: имена тревожных детей лучше
называть в середине игры; в конце каждого
рассказа предложить детям придумать разные
варианты имени (нежные, ласкательные).
Игра «Мое имя»
Ведущий задает вопросы, дети по кругу отвечают:
• Тебе нравится твое имя?
• Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?
Ведущий. Известно ли вам, что имена
растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие, и
имя у вас маленькое. Когда вы подрастете и
пойдете в школу, имя подрастет вместе с вами и
станет полным, например: Ваня — Иван, Маша —
Мария.
Ритуал прощания
Ведущий. Нам уже пора прощаться.
Давайте скажем друг дружке «до свидания» и
назовем ласкательное имя. Например так: «До
свиданья, Машенька».
Домашнее задание родителям: на цветочке
написать уменьшительно-ласкательные имена,
какими вы называете ребенка.
Занятие № 2. Я и мое настроение
Задачи:
— развитие коммуникативных навыков;
— снятие психоэмоционального напряжения;
— первичное знакомство с настроениями и
эмоциями.
Материалы: заготовка радуги, бланк «Два
зеркала», цветные карандаши, эмоциональные
пиктограммы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Приветствие «Доброе утро»
Детям предлагается стать в круг и сказать: доброе
утро, небо (все поднимают руки, затем опускают), доброе
утро, земля (опускают руки низко к полу),
доброе утро всем нам (все разводят руки в
стороны, затем опускают).
Ведущий. Давайте вспомним, какое у вас
было домашнее задание. С кем вы его выполняли?
Расскажем друг другу, что у нас получилось.
«Паровозик с именем»
Ведущий. А сейчас мы с вами поиграем в
игру. Станьте друг за дружкой. Кто стоит первым,
тем именем и будет называться наш паровозик. Но
будьте внимательны: имя у паровозика будет
меняться.
Едем-едем по дорожке,
На паровозике — Алешка.
Когда дети начинают ехать и рассказывать
стихотворение, ведущий переставляет последнего
ребенка вперед, таким образом дети уже должны
говорить другое имя. Желательно, чтобы первыми
побыли все участники.
«Радуга настроений»
(Н.Л. Кряжева)
Ведущий. Давайте подумаем, на что может быть
похоже наше настроение. Мое настроение похоже на
солнышко, оно доброе и светлое.
Упражнение проводится по кругу. Дети
рассказывают, на что похоже их настроение (на
какое время года, природное явление, погоду).
А если мы каждое настроение раскрасим? У
Маши — красное, у Пети — синее и т.д. Что у нас
получится? Правильно, радуга. И действительно, не
бывает одного настроения, их целая радуга.
Можем мы раскрасить хорошее настроение?
А можем мы раскрасить плохое настроение?
Давайте и эмоциям мы назначим цвет, чтобы их
легче было понимать. Вот у меня рисунок с какой
эмоцией? Какой мы ему выберем цвет?
Дети рассуждают. На стене висит заготовка
радуги, на которую мы прикрепляем эмоцию к
соответствующему цвету. Эта радуга пригодится и
на следующих занятиях.
«Два зеркала»
Детям раздаются бланки, на которых изображены
два больших овала — один с красной каймой,
другой — с черной.
Ведущий объясняет, что это зеркала. Детям нужно
нарисовать в них себя: с плохим и хорошим
настроением.
Ритуал прощания
В волшебной вазе лежат настроения (конфеты с
пиктограммами эмоций). Дети выбирают то, которое
им нравится.
Домашнее задание с родителями
Раскрасить домики в Волшебной стране чувств в
цвета: красный, желтый, синий, зеленый,
фиолетовый, коричневый, серый, черный. Расселить
в цветные домики жителей этой страны.
Задание
1. Раскрась домики в цвета: красный, желтый,
синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый,
черный.
2. Рассели в цветные домики жителей этой
страны.
3. Раскрась карту.
Занятие № 3. Цветное настроение
На занятии используется соленое тесто (см.
«Школьный психолог», № 10/2008).
Занятие № 4. Знакомство с гномиками
Задачи:
— знакомство с эмоциями;
— развитие коммуникативной сферы, способности
договариваться;
— развитие моторики.
Материалы:
игрушка гномик, круг диаметром около 50 см, лист
А4 с разноцветными колпаками, пиктограммы,
гимнастическая дорожка, клей-карандаш.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Приветствие «Поздороваемся с гномиком»
Ведущий. Доброе утро, ребята! К нам
сегодня в гости пришел гномик. Давайте
поприветствуем его по-разному. Я его поглажу по
головке.
(Дети стараются поздороваться с ним, подергав
за ручки, погладив по спинке и др.)
А теперь тем способом, которым вы здоровались
с гномиком, поздоровайтесь с соседом справа.
Нам сегодня предстоит увлекательное
путешествие в страну гномов. Туда мы можем
попасть через портал (окно времени). Нужно
попасть в этот портал с закрытыми глазами.
Согласны? Давайте начнем.
Дети выстраиваются в колонну на расстоянии 3–4
метров от круга и поочередно стараются встать в
круг. Перед тем как закрыть глаза, каждый может
мысленно просчитать необходимое количество
шагов, которое он должен сделать, чтобы попасть в
портал.
Вот мы и в волшебной стране. Давайте сядем в
кружочек. Я побуду вашим экскурсоводом и
расскажу об этой стране.
Сказка о гномах (авторская)
Есть на свете необыкновенная страна. Попасть
туда нелегко, а взрослым туда дороги не найти, и
только самые умные и отважные дети могут туда
попасть. Почему умные и отважные? Потому что,
чтобы попасть в эту страну, нужно ей помочь.
Хотите? Ну тогда слушайте дальше. В этой стране
живут неразлучные друзья гномы. Они словно дети.
Гномы всегда вместе — играют, веселятся, грустят,
злятся. Иногда ссорятся, но очень быстро мирятся.
И стараются всегда прийти на помощь друг дружке.
Гномов зовут весельчак ЭХ, злюка УХ, плакса ОХ,
бояка ОЙ, удивляка ОГО. Все бы хорошо, и жили бы
они так, но только часто на их безмятежную
волшебную страну обрушиваются разные несчастья:
то заколдуют весельчака, то волшебный ветер все
перепутает. И гномы всегда, конечно же,
обращаются за помощью к детям.
Рассказ сопровождается демонстрацией
пиктограмм и мимикой.
Ведущий. И вот мы только прибыли в эту
страну, не успели даже толком познакомиться, как
с гномиками случилось несчастье: налетел ветер и
снес с гномиков их волшебные колпаки. Колпаки я
успела поймать, вот они (лист А4 с разноцветными
колпаками), но где чей, гномики забыли. Давайте
им поможем. Для этого необходимо под колпак
наклеить мордашку гномика.
Дети решают, где чей колпак, и приклеивают
нужную пиктограмму под него.
Ритуал выхода
Ведущий. Ну, вот и все. Помогли мы гномикам,
пора и домой. А чтобы выйти из страны гномов,
нужно проползти по волшебной дорожке.
Понравилось ли вам в стране гномов? Какой
гномик вам больше всего понравился? А чем помогут
нам гномики?
Домашнее задание: нарисовать любого
гномика из волшебной страны.
Занятие № 5 Знакомство с эмоцией радости
Задачи:
— знакомство с эмоцией радости;
— развитие умения узнавать эмоцию радости по
внешним проявлениям;
— формирование начальных рефлексивных
навыков.
Материалы: схематическое изображение
чувства радости, рисунок на тему чувства радости,
лист А3, старые журналы, ножницы, клей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Приветствие. Игра «Путаница»
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы
познакомимся с одним чувством. Давайте
поздороваемся ладошками и поиграем в игру,
которая нам поможет узнать, что за чувство
сегодня придет к нам в гости.
Выбирается водящий (один из детей), который
выходит за дверь. Остальные берутся за руки и
запутываются. Водящий должен распутать детей, не
разрывая рук.
Ведущий. Давайте сядем в круг и
обсудим. Понравилась вам игра? Какое чувство вы
испытывали, когда играли? Да, это чувство радости.
Испытывая это чувство, можно просто улыбаться,
можно прыгать, хлопать в ладоши. Испытывали вы
это чувство раньше? Ну конечно! Посмотрите — оно
изображено на доске.
Упражнение «Я радуюсь, когда…»
Каждый по кругу дополняет фразу: «Я радуюсь,
когда…»
Сказка про гномика-весельчака
Жил-был гномик-весельчак по имени Эх. Жил он в
волшебной стране гномов и был очень похож на
задорного, веселого и непоседливого ребенка.
Радовался он всему, что его окружало. С какой бы
ноги ни вставал он с утра, всегда испытывал
радость, выходил из своего разрисованного в
яркие краски домика и начинал улыбаться солнцу,
небу, росинке, дождинке, росточку, цветочку. И
конечно же, каждому гномику из волшебной страны.
Даже на лицах злюки и плаксы на какое-то
мгновение появлялись улыбки. Все любили
весельчака. Да, конечно, дельный совет он тебе не
даст, но зато всегда поделится хорошим
настроением. Не любила весельчака колдунья
Горья, так как не могла она радоваться. Долго
думала Горья, как забрать улыбку у весельчака Эх
и придумала. Наколдовала на камешек, чтобы,
оступившись, гномик потерял радость и чтобы
расколдовать его могли только веселые дети. Так и
получилось. Вышел однажды гномик из домика,
споткнулся о заколдованный камушек и потерял
радость. Горья не стала радоваться, так как она не
знала, как это делать. Но и весельчак Эх больше не
мог веселиться.
Ведущий. Ну что, поможем
гномику-весельчаку? Для этого нам необходимо
послать ему изображения лиц веселых детей. У нас
на столах лежат журналы. Найдите в них веселые
лица, вырежьте и наклейте на лист бумаги. Наш
веселый коллаж мы пошлем гномику, и он вернет
себе радость.
Понравилось вам занятие? О каком чувстве вы
сегодня узнали? Давайте посмотрим на нашу работу.
Вернет себе радость весельчак Эх? Да, так как мы
нашли много веселых лиц.
Домашнее задание: найти и принести
фотографию с радостным лицом.
Занятие № 6 Знакомство с эмоцией злости
Задачи:
— знакомство с эмоцией злости;
—развитие умения узнавать эмоцию злости по
внешним проявлениям;
—снятие напряженности, невротических
состояний;
— развитие сплоченности группы.
Материалы: листы А4, цветные карандаши,
платок.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Приветствие «Улыбка»
Ведущий. Здравствуйте ребята. Давайте
сегодня поздороваемся улыбкой. Улыбнемся, как:
— кот на солнышке,
— само солнце,
— хитрая лиса (Н.Л. Кряжева).
Молодцы, а сейчас изобразите голодного волка;
ребенка, у которого отняли мяч; колдунью Горью.
Какое это чувство? Да, это злость. Давайте
посмотрим на картинку. Нарисован какой мальчик?
Злой. Как мы можем узнать злость: хмурое лицо,
брови, глаза смотрят исподлобья, нет улыбки.
«Хвост дракона»
Ведущий. Шел дракон, наступил на хвост и
так на него разозлился, что давай за ним гоняться.
Звучит веселая музыка. Играющие становятся в
линию, держась за плечи. Первый ребенок —
«голова» дракона, последний — «хвост» (прицепить
платок последнему игроку). «Голова» пытается
поймать «хвост», а тот уворачивается. «Тело»
дракона неразрывно. Как только «голова» схватила
«хвост», она становится «хвостом». Игра
продолжается до тех пор, пока каждый участник не
побывает в двух ролях.
Сказка о гномике-злюке
Гномик Ух отличался от других скверным
характером. Чуть что не так, он начинал сразу
злиться, иногда даже мог кинуть что-нибудь на
землю или разорвать газету, если там написали про
плохую погоду. А если у него ничего не получалось,
например завязать шнурки в волшебных ботинках,
то он тогда злился на шнурки. Ух был очень умным
гномом и злился только по какой-нибудь причине, а
не просто так, и поэтому никто из жителей
волшебной страны на него не обижался. Все
принимали его таким, какой он есть, старались ему
помочь, хотя это и было очень трудно.
И вот однажды гномики волшебной страны
договорились идти за большую гору за волшебными
растениями. Сбор объявили на рассвете, а так как
нужно было собирать растения, пока не высохла
роса, они договорились никого не ждать. Все
пришли вовремя, опаздывал только Ух. Злюка не мог
попасть рукой в рукав плаща и уже начинал снова
злиться, как вдруг он услышал громкий треск, а
потом грохот. Он решил посмотреть, что случилось
на улице, стал открывать дверь, а она не
открывается. Оказалось, что упало старое дерево и
заблокировало выход из домика Ух. Ух как он начал
злиться, это надо было видеть: он кидался всем,
что попадало под руку, рвал всё на части, ломал
мебель. И никто ему не мог помочь, так как гномики
ушли за большую гору. И так он разозлился на все,
что его окружает, и забыл, что злиться надо в меру.
А если уж разозлился, то нужно найти такой способ
избавиться от злости, чтобы другим не причинять
вреда.
Ведущий. Ребята, гномики обратились к
нам за помощью, потому что поняли, что только мы
можем помочь злюке Ух. Давайте каждый нарисует
ситуацию, когда он злился.
А сейчас присядем все в круг, и каждый
расскажет про свою ситуацию. Мы вместе подумаем,
как можно бороться со злостью. А гномику напишем
письмо, в котором будут указаны способы борьбы со
злостью.
Занятие № 7. Злой ежик
Задачи:
— снятие агрессии;
— гармонизация межличностных отношений;
— стабилизация психических процессов, снятие
напряжения;
— развитие рефлексивных навыков.
Материалы: бесцветное тесто, гуашь,
ножницы, доска для лепки, бумага формата А3 для
коллективной работы, фотоаппарат, магнитофон,
аудиозапись со спокойной музыкой, вода, ветошь
для вытирания рук.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Приветствие. Игра «Сороконожка»
Ведущий. Доброе утро, ребята! Давайте
поприветствуем друг друга кивком головы и начнем
наше занятие с игры.
Сороконожка проснулась, открыла глазки,
потянулась и почувствовала, что у нее затекли
ножки. И она ручками стала их щупать Ведущий
гладит детей по коленям ладонями: «Мои ножки, мои
ножки — я сороконожка».
Когда психолог заканчивает, далее по кругу
продолжают все дети по очереди.
«Злой ежик»
Ведущий. Сегодня мы с вами сделаем самого
злого ежика. А какой ежик самый злой? Правильно,
тот, у которого много колючек. Возьмите кусочек
теста. Скатайте шарик. Сделайте в нем небольшое
углубление. Возьмите пальчиком гуашь
коричневого цвета и заполните это углубление
Зажмите два края и начинайте мять тесто, пока оно
полностью не закрасится. А теперь, когда оно
закрашено, скатайте шарик — это будет туловище,
вытяните двумя пальчиками носик. Возьмите
ножницы и, надрезая кончиками ножниц туловище,
сделайте колючки. Вот какие у нас получились
ежики — злые-презлые.
Я хочу рассказать вам одну историю, которая
произошла в сказочном лесу. Ее мне рассказал
маленький ежик.
Сказка «Ежик» (автор М.
Пляцковский)
Брел ежик по лесу. Видит — пень торчит. А на том
пеньке сидит Зайчонок и кашу манную из тарелки
ест. И не просто ест, а столовой ложкой. Съел
Зайчонок всю кашу и сказал:
— Спасибо, мама!
Подошла к Зайчонку мама Зайчиха, по головке
лапкой погладила и похвалила:
— Молодец! Какой у меня воспитанный сынок
растет!
А Ежику, которого никто никогда не гладил так
ласково, вдруг стало грустно. До того грустно, что
он даже заплакал. Увидела Зайчиха, что Ежик
плачет, и спрашивает:
— Кто тебя обидел?
— Никто не обидел, — отвечает Ежик.
— А почему тогда у тебя слезинки на глазах?
— Потому, что вы Зайчонка… погладили… лапкой.
— Разве тебя мама не гладит?
— Не гладит. Никто меня не гладит.
— Я бы тебя, малыш, погладила, если бы… если бы
ты не был таким колючим, — пожалела ежика
Зайчиха.
— Конечно, она бы тебя погладила, — вмешался
Зайчонок. — Но можно очень даже просто лапу
уколоть.
— А если я не буду колючим? — вдруг спросил
Ежик.
— Тогда другое дело, — сказала Зайчиха. — Но
ведь это невозможно!
Ведущий. Может быть, с другими ежами
это невозможно, но наши ежики, хоть и злые, но
волшебные, и поэтому мы их запросто можем
погладить, чтобы они не чувствовали себя одиноко
и знали, что мы их любим. (Дети начинают гладить
ежиков. Упражнение проводится под спокойную
музыку.)
Спасибо, ребята! Наше занятие заканчивается.
До свидания!
Занятие № 8 Знакомство с эмоцией грусти
Задачи:
— знакомство с эмоцией грусти;
— развитие умения узнавать эмоцию грусти по
внешним проявлениям;
— снятие напряжения, стабилизация психических
процессов.
Материалы: воздушные шары, гуашь,
кисточки, фотоаппарат, магнитофон, аудиозапись
со спокойной музыкой, вода, ветошь для вытирания
рук.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Приветствие.
Игра «В магазине зеркал»
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Давайте
поздороваемся пальчиками и продолжим наше
путешествие по стране гномов и знакомство с ними.
Но сначала сыграем в игру. Представим, что мы
вошли в магазин зеркал. Одна половина группы —
зеркала, другая — гномики Эх и Ух. Гномики ходят
мимо зеркал, строят рожицы — зеркала должны
точно отражать движения и выражение лица
гномиков.
А теперь поставим стульчики в круг, и я вам
расскажу сказку.
Сказка о гномике-плаксе по имени Ох
Жил был гномик-плакса по имени Ох. Всегда ходил
грустный и зареванный. У него были длинные густые
ресницы, заплаканные красные глаза. И если бы не
пятна от постоянных слез на лице и серо-белый
цвет лица от грусти, то его запросто можно было
считать очень красивым. Только гномик-весельчак
его мог развеселить на мгновение. С плаксой
трудно было дружить, но зато все его жалели. Ему
даже солнце навевало грусть, а от дождя он просто
сразу начинал рыдать. Иногда он посылал
грустишки (воздушные пузыри) на Землю.
За его домиком протекал небольшой ручей, и он бы
давно высох, если бы не гномик. Ох с утра вставал,
вздыхал, садился на берег ручейка и начинал
плакать. Он мог плакать просто так, мог вспомнить
о чем-то и плакать, мог подумать о грозе и
зарыдать и даже мог себя жалеть, и тогда слезы
катились просто градом. Когда у него спрашивали,
почему он плачет, ведь можно грустить без слез, он
отвечал, что без его слез высохнет ручей.
Все мирились с плаксой, но однажды пришел конец
терпению Ручейка. И он воскликнул:
– Ну, сколько можно плакать?!
А гномик ему ответил:
– Если я не буду плакать, ты высохнешь, – и
зарыдал пуще прежнего.
– А если я найду подземный ключ, который будет
меня питать, или пробьюсь к роднику, ты
перестанешь плакать? — спросил Ручей.
– Да, — не подумав хорошенько, пообещал Ох.
Ручей нашел подземный ключ и перестал зависеть
от плаксы. Плакса Ох перестал выходить на берег
Ручейка. Но грусть не уходила, ее становилось все
больше и больше. Гномика стало распирать от
грусти и обиды во все стороны. Через несколько
дней он не мог уже протиснуться в дверь, а через
неделю надулся так, что головой стал подпирать
потолок. Жители волшебной страны подняли тревогу
и обратились к нам.
«Грустные шарики»
Ведущий. Дети, для того чтобы помочь
гномику, предлагаю взять воздушный шарик, надуть
его и нарисовать на нем эмоцию грусти.
(Схематическое изображение эмоции грусти на
доске. Рисовать можно кисточкой или пальцем.
Упражнение проводится под музыку.)
В каких ситуациях вы испытывали такое
чувство? Как вы с ним справлялись?
Посмотрим на наши шарики. Улучшилось наше
настроение после работы? Отлично. Так какой
рецепт мы напишем гномику-плаксе? Вместо того
чтобы надуваться самому, пускай надувает
волшебные шары, а если ему хочется, чтобы кто-то
загрустил, пускай пришлет ему такой вот грустный
шарик. Давайте сфотографируемся, а на обратной
стороне фотографии напишем рецепт гномику.
Домашнее задание: найти и принести
фотографию с грустным лицом.
Занятие № 9. Знакомство с эмоцией удивления
Задачи:
— знакомство с эмоцией удивления;
— формирование умения узнавать эмоцию
удивления по внешним проявлениям;
— развитие моторики;
— снятие напряжения.
Материалы: платок, заводная игрушка,
соленое тесто, гуашь, вода, ветошь, скалка или
круглый карандаш для раскатывания теста и
формочки, стеки, магнитофон, запись спокойной
музыки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Приветствие
«Эмоциональная разминка»
Ведущий. Здравствуйте ребята! Давайте
поздороваемся пожатием рук и продолжим наше
путешествие по стране гномов и знакомство с ними.
Но сначала сыграем в игру.
Когда я буду говорить «радость», вы будете
прыгать и хлопать одновременно; «злость» —
топать и хмуриться; «грусть» — наклоните голову
и опустите руки.
Молодцы, у вас все замечательно получается.
Располагайтесь поудобнее. У меня для вас есть
сюрприз, его прислал гномик, к которому мы
сегодня отправимся в гости. Посмотрим его? (Под
небольшим платком на стуле лежит заводная
игрушка. Когда дети будут готовы, заведите ее и
снимите платок.) Что нам прислал гномик? Какое
чувство он хотел, чтобы мы испытали? Это чувство
называется удивление. А прислал нам этот подарок
гномик-удивляка Ого. Он хотел, чтобы мы удивились
и порадовались, так как удивление всегда
приходит неожиданно и с радостью.
А сейчас я хочу рассказать вам сказку.
Сказка о гномике-удивляке Ого
Гномик Ого жил в волшебном домике. Каждое утро
домик принимал разные необычные формы, тем самым
удивляя жителей страны гномов. Да и удивляка
устраивал всем разные сюрпризы. Это что-то вроде
Деда Мороза, только ему не надо ждать Нового года,
чтобы сделать другим подарок. Он мог и цветок
достать зимой, и снег летом, словом, сделать все,
чтобы всех удивить и порадовать. Все любят этого
гномика, потому что он не только жизнерадостный,
но и очень любознательный, а ведь самые
удивительные вещи находятся рядом с нами.
Ведущий. Вы думаете с гномикам что-то
произошло, он потерял удивление и просит нам
помочь? Нет, он прислал нам сюрприз и записку, в
которой просил и нас сделать какой-нибудь
сюрприз, чтобы удивить друг дружку и своих
близких. Ну что, готовы вы сделать какой-нибудь
подарок? Его можно сделать из соленого теста.
Игрушки из теста
Ведущий. Выберите формочку, с помощью
который вы хотите сделать сюрприз, возьмите
гуашь любого цвета. Скатайте шарик из кусочка
теста. Сделайте в нем небольшое углубление.
Возьмите пальчиком гуашь и заполните это
углубление, теперь зажмите два края и начинайте
мять тесто, пока оно полностью не закрасится.
Раскатайте тесто с помощью скалки и формочкой
выдавите фигурку. Остатки теста аккуратно
уберите с помощью стека. Теперь фигурку можно
украсить тестом других цветов.
Сложим наши фигурки на стол, сфотографируем
их и пошлем гномику Ого, чтобы он посмотрел, как
мы выполнили его просьбу, удивился и порадовался.
А теперь давайте обсудим: с каким чувством мы
сегодня познакомились? Что такое удивление? Кого
вы будете удивлять своим подарком?
Домашнее задание: удивить и порадовать
кого-нибудь из родных.
Занятие № 10 Знакомство с эмоцией страха
Задачи:
— знакомство с эмоцией страха;
— развитие умения узнавать эмоцию страха по
внешним проявлениям;
— получение опыта конструктивного
сотрудничества;
— уменьшение тревожности; развитие
уверенности в себе;
— осознание своих страхов, снятие страхов.
Материалы: веревка, анкета Захарова,
картинка страха из пособия «Наши эмоции», листы
А4, карандаши, краски гуашевые и акварельные,
кисточки, вода, стаканчики, мусорная корзина.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Приветствие. Игра «Обрыв»
Ведущий. Здравствуйте, ребята! К нам
сегодня в гости придет новое чувство. Вы его
узнаете, когда мы поиграем в игру «Обрыв».
У стены выкладывается веревка, символизирующая
край обрыва. Команда выстраивается у стены и по
одному переправляется на противоположный конец
веревки. В результате должна получиться та же
линия, но в другом порядке.
Ведущий. Дети, постройтесь в линию
перед обрывом. Он очень узкий, а внизу пропасть.
Первый становится на край обрыва, следующий
должен пройти через него, и так до конца.
Помогайте, поддерживайте друг друга.
Трудно было выполнять это задание? А страшно
было? Вы уже, наверное, догадались, что сегодня у
нас в гостях чувство страха. Чувство страха
приходит к нам неожиданно, как удивление, но без
радости. Вот посмотрите, у меня на картинке дети
испугались грозы. А вы боитесь чего-нибудь?
«Боюсь — не боюсь»
Ведущий. Я вам буду называть страхи, а вы
мне будете отвечать «боимся», если страшно, «не
боимся» — если не страшно.
«Нарисуй свой страх»
На столе лежат листы бумаги, краски, карандаши.
Дети выбирают, чем хотят нарисовать свой страх,
какие цвета при этом используют. Во время
рисования для усиления чувства страха можно
поставить соответствующую музыку.
Кто нарисовал, со своим рисунком возвращается в
круг. По желанию, дети рассказывают о своем
страхе.
Сказка о гномике-бояке Ой
Бояка Ой тоже жил в волшебной стране гномов. Так
его называли, потому что он боялся всего, что его
окружало. Боялся темноты, резких звуков, страшных
снов, жуков и пауков. Он боялся даже рассказать
про свой страх другим гномам. Но они и так всё
понимали, когда видели, как он вздрагивает,
видели, что у него целую ночь в домике горит свет.
И как они ни старались ему помочь, как они его ни
ограждали, он все равно боялся. И вот однажды
бояке приснил сон, что страх уйдет, если его
нарисовать, а потом выбросить. И начал он
рисовать свои страхи. Если бы он не выбрасывал
свои рисунки, целую выставку можно было бы
организовать.
«Мусорная корзина»
Ведущий. Давайте и мы попробуем сделать
так же, как гномик Ой: смять и выбросить наши
страхи в корзину.
Домашнее задание с родителями: нарисовать
самый страшный сон.
Занятие № 11. Я и другие
Задачи:
— развитие способности понимать друг друга;
— развитие наблюдательности;
— развитие коммуникативных навыков;
— уменьшение тревожности; развитие
уверенности в себе.
Материалы: магнитофон, танцевальная
мелодия, игра-занятие «Найди друзей», платок,
сундук, картинки с предметами (20 шт).
ХОД ЗАНЯТИЯ
Приветствие. Игра «Зеркало»
Ведущий. Здравствуйте ребята! Давайте
пожмем друг дружке руки, и поиграем в интересную
игру. Я девочка, которая танцует перед зеркалом, а
вы — мое зеркало. Повторяйте за мной движения.
Психолог становится перед детьми и начинает
выполнять движения под музыку. Дети повторяют.
Можно ли увидеть в зеркале наши внутренние
качества? Например, что мы добрые, смелые или
ленивые, обидчивые? Нет, а что можно увидеть в
зеркале? Наши эмоции. Давайте посмотрим, какие
эмоции испытывают дети в парке.
Игра «Найди друзей»
Ведущий. Давайте посмотрим, какие
эмоции испытывают дети в парке. (Используется
дидактическая игра-занятие «Найди друзей».)
Молодцы, теперь мы можем с уверенностью
сказать, что понимаем эмоциональное состояние
других, можем определить, что они чувствуют.
«Волшебный сундук»
Ведущий. Сейчас попробуем
рассказывать с помощью жестов. В сундуке лежат
картинки, но словами про них рассказывать нельзя,
их только можно изобразить руками.
Каждый по очереди, не глядя, берет картинку и
показывает с помощью жестов, что на ней
изображено. Остальные угадывают.
«Найди друга»
Дети делятся на две группы. Одной группе
завязывают глаза, дают возможность походить по
помещению, затем предлагают найти и узнать друга.
Узнать можно, ощупывая волосы, одежду, руки. Когда
друг найден, игроки меняются ролями.
Обсудить, что понравилось на занятии, что
узнали нового. Как можно понять других людей?
Занятие № 12 Добрые слова
Задачи:
— преодоление барьеров общения;
— развитие способности самостоятельно
принимать верные решения;
— снятие напряжения, стабилизация психических
процессов.
Материалы: мультфильм «Просто так»,
видеомагнитофон.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Приветствие
Ведущий. У мальчика был друг. Летом они
расстались. Мальчик остался в городе, а его друг
уехал с родителями на юг. Скучно в городе без
друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по
улице и вдруг видит, что на остановке из автобуса
выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг
другу!
Давайте поздороваемся сегодня как друзья,
которые давно не виделись.
Дети с помощью объятий и улыбки показывают
радость от встречи с другом.
«Рассказ о добре»
Как-то в ненастный день маленькая птичка,
которая, наверное, устала бороться с сильным
ветром, пролетая мимо одного из домов деревни,
влетела в открытое окно. Случилось так, что в этой
комнате лежала девочка по имени Маша, которая не
могла ходить. Маша очень обрадовалась, увидев
маленькую гостью. Девочка кормила птичку и нежно
заботилась о ней, пока погода не улучшилась.
Утром птичка улетела. На следующий день, к
великому удивлению и радости Маши, птичка
вернулась, взяла угощение и снова улетела. На
другой день все повторилось снова, и так птичка
не пропускала ни одного утра, чтобы не прилететь
на завтрак.
Но однажды маленькая гостья не появилась.
Бедная Маша подумала, что птичка погибла. Она
ждала ее и каждый день готовила для нее угощение,
но все напрасно. Спустя неделю птичка прилетела
снова, но на ее грудке была видна рана. Маша
заботилась о птичке и лечила ее, пока она
полностью не выздоровела. Девочка наблюдала, как
она клевала из маленькой тарелочки, и они стали
большими друзьями. Но однажды случилось нечто
необычное!
Как-то утром в комнату Маша вошла тетя.
Маленькая девочка еще спала. И тут тетя увидела
на волосах Маша кусочек розовой ленточки. Она
удивилась: как эта ленточка могла попасть сюда? И
когда Маша проснулась, то сказала, что ничего не
знает. Пока они разговаривали, в открытое окно
залетела птичка, и в клюве у нее был другой
подарок — обрывок яркой шерстяной нитки. Птичка
положила нитку на подушку и упорхнула.
– О добрая, милая маленькая птичка! —
воскликнула Маша. — Ты хочешь сказать мне:
«Спасибо!»
Просмотр мультфильма «Просто так»
Проигрывание ситуаций
Дети
делятся на пары. Каждому предлагается ситуация, в
которой он должен изобразить самого себя. После
разыгрывания дети меняются ролями с партнером,
то есть играют роль своего партнера. Затем
ведущий предлагает детям вместе найти выход из
ситуации, беседует о том, каких людей можно
назвать добрыми. Желательно, чтобы дети сами
предлагали варианты ответов.
Для проигрывания можно брать вымышленные
ситуации или те, которые происходили с детьми в
реальной жизни.
Примеры ситуаций
— Ребята из группы играют в интересную игру. А
ты опоздал в детский сад, и игра уже началась.
Попроси, чтобы ребята и тебя приняли в игру. Что
ты будешь делать, если они не захотят принять
тебя?
— Тебе очень хочется поиграть такой же
игрушкой, как у одного из ребят. Попроси ее.
— На прогулке ты увидел, что двое ребят сейчас
начнут драться. Твои действия?
«Похвали меня»
Ведущий. Дети, давайте попробуем сказать
друг другу добрые слова. (Тон задает психолог,
показывает своим примером, как это делается.)
Что такое доброта? Какие поступки называют
добрыми? Трудно или легко говорить добрые слова?
Домашнее задание родителям: написать, как и
кто дома хвалит ребенка.
Занятие № 13 Дружные гномики
На занятии используется соленое тесто (см.
«Школьный психолог», № 10/2008).
Занятие № 14 Путешествие в страну гномов
Задачи:
— развитие коммуникативных навыков;
— формирование чувства единения с группой;
— гармонизация межличностных отношений;
— уменьшение тревожности; развитие
уверенности в себе.
Материалы: фотографии детей с эмоциями
грусти и радости, материалы прошлых занятий с
фотографиями, конверт-приглашение, правила
страны гномов, заготовка дома, клей, ножницы,
краски, камешки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Приветствие.
«Поменяйтесь местами те, у кого…»
Ведущий. Здравствуйте ребята! Мы сегодня
отправимся в увлекательное путешествие в страну
гномов. Нас туда пригласили самые дружные гномы,
так как мы всегда им помогаем. Они прислали нам
приглашение. Вот оно в конвертике. Но сначала
сыграем и игру.
Дети садятся в круг на стулья, в центре круга
стоит ведущий. Ведущий называет какую-то
особенность внешности, одежды, характера,
поступков и др. После слов ведущего дети, у
которых есть названная особенность, должны
встать со стула и занять свободное место. Ведущий
тоже пытается занять пустой стул. Тот, кому не
досталось стула, становится ведущим. Игра
повторяется.
Ведущий. В конверте от гномиков не
только приглашение, но и правила волшебной
страны, в которой они живут. Я вам их зачитаю, и
если вы согласны, то подпишитесь под ним. Это
условие гномов. Как только последний из нас
поставит свою подпись, мы сразу же перенесемся в
страну гномов.
Правила страны гномов
• Помогай другим. Если умеешь что-то делать —
научи и их.
• Если кто-то попал в беду, помоги ему чем
можешь.
• Делись с другими. Играй так, чтобы самое
лучшее хотелось отдать другу.
• Останови друга, если он делает что-то плохое.
• Избегай ссор, споров по пустякам; играй
дружно, будь скромен, если у тебя получилось
лучше, чем у других; умей порадоваться успехам
товарища.
• Умей спокойно принять помощь, советы и
замечания от других ребят.
Дети подписываются, как умеют, под правилами.
«Фотовыставка»
Ведущий. Посмотрите, а гномы
подготовились к нашему приходу. Они, оказывается,
видели всю нашу работу, как мы старались им
помогать.
Все фотографии и материалы, которые дети делали
для гномов, развешиваются на стене. Психолог
включает детей в обсуждение фотографий, тем
самым актуализируя воспоминания о пройденных
занятиях.
Коллаж «Новоселье»
Ведущий. А вот и приготовленный для
нас волшебный домик (заготовка из бумаги) и
фотографии, которые вы приносили. Ну что, будем
заселяться! Для этого вам необходимо выбрать
одну из двух фотографий. Ее нужно приклеить в
окошко той комнаты, которую вы хотите занять в
волшебной стране гномов, а домик вместе
раскрасьте, как вам хочется.
Дети приклеивают фотографии, «селят» их в
домик, рисунок которого лежит на столе. Затем они
раскрашивают этот дом красками.
«Пещера желаний»
Ведущий. В стране гномов есть еще
пещера, подойдя к которой и бросив туда камушек,
можно загадать желание. Пойдемте туда.
Пещера делается из подручных материалов,
например стула и покрывала, перед ней лежат
морские камушки. Дети подходят, бросают их в
пещеру и загадывают желания.
«Ласковый дождик»
Ведущий. Станьте в круг, повернитесь
друг к дружке спиной, положите руки на плечи,
представьте, что пошел волшебный дождик.
Капельки сначала были редкими — кап… кап, а
потом дождик усилился — кап-кап-кап. И перенес
нас обратно, домой. Погладьте друг дружку и
скажите «спасибо» за необычное путешествие.
Понравилось вам путешествие? Давайте
вспомним правила страны гномов и возьмем их с
собой в нашу жизнь, будем стараться жить дружно и
мирно.
Спасибо. До свидания.