О наблюдении за наблюдающим
Перенос и контрперенос в контексте
профессиональной рефлексии
Любые межличностные
отношения сопровождаются феноменами переноса и
контрпереноса, сочетание которых так же
уникально, как и сами взаимодействующие
субъекты.
Уже в 1909 году З. Фрейд отмечал, что перенос
возникает спонтанно во всех человеческих
отношениях подобно тому как это происходит в
отношениях пациента и психоаналитика. Причем в
психоаналитической работе, консультировании,
различных видах психотерапии и арт-терапии этот
феномен проявляется наиболее ярко.
По словам К. Юнга, перенос — это альфа и омега
терапии.
В определении содержания понятия «перенос»
акцентируем бессознательные тенденции,
установки, чувства, фантазии, которые возникают в
психике субъекта в виде серии ситуаций,
отражающих детский опыт в отношениях со
значимыми людьми в прошлом, но привнесенный в
актуальное межличностное взаимодействие в
настоящем времени.
В психотерапевтических отношениях клиент
приписывает консультанту (психологу,
арт-терапевту) черты, свойственные другим людям в
других обстоятельствах и времени.
В случае положительного переноса специалист
идеализируется клиентом. «Мы считаем, — пишет
Р.Гринсон, — что позитивный перенос существует,
когда пациент испытывает по отношению к своему
аналитику любое из следующих чувств: любовь,
нежность, доверие, влюбленность, симпатию,
заботу, преданность, восхищение, увлеченность,
страсть, желание, тоску по нему или же почтение»
(R. Creenson, 1967, цит. по Р. Чессику).
Отрицательный перенос выражается в искажениях
с негативной направленностью, возникает при
актуализации испытанных в детстве чувств
отвержения и враждебности. По словам Гринсона,
«негативный перенос может быть выражен в форме
ненависти, гнева, недоверия, отвращения,
антипатии, неприязни, негодования, обиды,
зависти, нерасположения, презрения, досады и тому
подобного».
Перенос — бессознательный процесс. И хотя
чувства клиента по отношению к консультанту
могут быть вполне сознательными, но сам факт, что
они привнесены из других, более ранних отношений,
не осознается, подчеркивает Р. Кочюнас.
Таким образом, как пишет Динора Пайнз, находясь
в состоянии переноса, мы обращаемся к человеку не
как к нему самому, а как к какому-то другому
человеку и впоследствии испытываем дискомфорт
от того, что реакция этого человека противоречит
нашим ожиданиям. Люди склонны превратно
воспринимать настоящее, когда они увязли в
эпизодах прошлого.
Как известно, осознание — переломный момент на
пути к «психологическому исцелению». Причем
процесс осознания переноса в равной степени
важен для обоих участников
психотерапевтического альянса. При этом
специалист может приблизиться к пониманию
клиента, его прошлого, увидеть, каким образом
ранний опыт проецируется на отношения клиента в
настоящем, а также построить гипотезу и
определить перспективы психологической работы.
По существу, это и есть контекст
профессиональной рефлексии.
Заметим, что с позиций социальной психологии
рефлексия означает не только знание и понимание
субъектом самого себя, но и осознание им того, как
он оценивается другими индивидами (концепция
«отраженного», или «зеркального» Я), способность
мысленного восприятия позиции «другого» и его
точки зрения на предмет рефлексии.
Следовательно, каждому специалисту (психологу,
педагогу, арт-терпевту) необходимо быть готовым к
проявлениям мощных чувств, как позитивных, так и
негативных, возникающих на иррациональной
основе. Подобные проявления, пишет Р. Чессик,
могут привести ко многим ошибкам, отступлениям и
неудачам в психотерапии, если терапевты не будут
их ожидать и не будут работать с ними, либо будут
так озабочены своими собственными потребностями
и проблемами, что не смогут ясно воспринимать то,
что происходит.
Поэтому необходимо рефлексировать проявления
переносных реакций, а также, пишет Д. Пайнз, и в
клинической практике, и в преподавательской
работе внимательно отслеживать эмоциональные и
аффективные отношения двух людей, вовлеченных в
процесс взаимодействия, «осознавать границу
между чувствами и установками наших пациенток и
нашими собственными».
Логично предположить, что работа с другими
людьми, оказание им психологической помощи,
поддержки непременно требует от специалиста
понимания самого себя, своего внутреннего мира,
собственных мотивов, потребностей, противоречий,
осознания зоны эмоциональных проблем и
позитивных сторон своей личности. «Если я не
слышу, что происходит во мне, не воспринимаю
этого из-за моей собственной защитной реакции, не
дающей возможности осознать свои чувства, тогда
и приходит неудача», — обоснованно утверждал К.
Роджерс.
Термин «контрперенос» употребляется для
описания почти всех эмоциональных реакций
специалиста на личность участника
взаимодействия. Причем такие реакции могут быть
как помехой, так и источником лучшего понимания
другого человека.
Психологическая и педагогическая практика —
особая область проявления переноса и
контрпереноса. С одной стороны, эти понятия
обозначают те осознаваемые и неосознаваемые
реакции на личность специалиста, которые
возникают в психике клиента. С другой стороны —
реакции на личность клиента, возникающие в
психике специалиста. Отношения между ними
рассматриваются как диалог двух личностей, в
котором проявляется все многообразие их
человеческих качеств, включая сознательное и
бессознательное.
Сказанное определяет специфику
рассматриваемых процессов в арт-терапии, а
именно:
• перенос проявляется не только в
эмоциональных реакциях, особенностях поведения
и высказываниях участника арт-терапевтической
сессии, но и в создаваемых им образах;
• контрперенос может быть вызван как
вербальным взаимодействием участника, так и
результатами его творческой деятельности.
При этом арт-терапевт является активным
посредником во взаимодействии клиента с
изобразительными материалами и продуктами
собственного творчества. Перенос и контрперенос
могут наблюдаться в трех аспектах: клиент <—>
средства и продукты его художественного
творчества; клиент <—> арт-терапевт;
арт-терапевт <—> продукты (образы)
художественного творчества клиента.
Обращаясь к символическим или метафорическим
смыслам, содержащимся в собственных
произведениях, возможно получить интуитивное
откровение, инсайт.
Согласно теории Л.С.Выготского, эмоциональная
связь действительности с воображением
проявляется двойным образом. Всякое чувство
стремится воплотиться в определенные образы, то
есть эмоции, и как бы подбирает себе
соответствующие впечатления. Однако существует
и обратная связь воображения с эмоцией, когда
образы воображения порождают чувства.
Известно, что фантазии, изображенные на бумаге,
облегчают вербализацию переживаний. В процессе
художественной работы снижается защита, которая
обычно есть при вербальном, привычном контакте.
С большой долей вероятности можно
предположить, что обращение к эмоциональной
сфере человека посредством аллегорий и метафор
актуализирует присущие личности эмоциональный и
поведенческий паттерны. Поэтому полученная
художественная продукция представляет
значительный интерес не только в аспекте
терапии, но и в плане профессиональной рефлексии.
Предметом размышлений для специалиста могут
стать такие характеристики и признаки, как
композиция, общий колорит рисунка, сравнительная
насыщенность в изображении позитивных и
негативных эмоций, а также степень преобладания
тех или других. В этом же контексте важно оценить
работу с позиций трудоемкости процесса
рисования. Насколько этот процесс был
энергичным, как много сил потрачено на создание
задуманного образа? Полностью ли закрашен
рисунок, или остались пустые места? Что можно
сказать о степени интеграции элементов
изображения? Как долго длилась работа над каждым
из визуализированных чувств, какие при этом
возникали затруднения?
В итоге постепенно приобретается ценный опыт,
смелость исследовать и анализировать
собственные эмоции, доминирующие чувства. Помощь
в их осознании составляет психотерапевтический
ресурс арт-терапевтических техник.
Как заметила студентка педагогического
факультета УлГПУ, «арт-терапия раздвигает
границы обучения. Это увлекательный процесс
самопознания и самосовершенствования, создание
образа себя».
В настоящее время специалисты придают большое
значение исследованию явлений переноса и
контрпереноса в обучении. Это связано с тем, что
учитель и ученики вступают в достаточно
интенсивные эмоциональные взаимоотношения, в
которые привносят собственный жизненный опыт,
осознаваемые и неосознаваемые чувства, ожидания.
В образовательной практике перенос возникает
самопроизвольно как явление, главным образом,
бессознательное. Может переживаться как эмоции,
побуждения, фантазии, отношения, идеи или же
защиты, которые, как правило, неуместны в
настоящем, хотя в прошлом представлялись вполне
адекватными реакциями.
В зависимости от характера чувств человека
(например, нежно-дружеские или злобно-ревнивые)
перенос принято рассматривать в характеристиках
позитивный — негативный.
Словом, педагог (психолог) привносит в
педагогический процесс индивидуальные черты,
обусловленные теоретической подготовкой,
опытом, а также личностными особенностями. Его
индивидуальность во многом определяет конечные
результаты работы.
Для людей «помогающих» профессий, связанных с
тем или иным позитивным воздействием на личность
другого человека (будь то психотерапия или
обучение и воспитание детей), личностный рост,
как писал К. Роджерс, и развитие рефлексии во
многом определяют успешность их
профессиональной деятельности.
Людмила ЛЕБЕДЕВА,
доктор педагогических наук,
Российский государственный
социальный университет,
Москва
Публикация статьи произведена при поддержке компании «Аккуратный переезд». В широкий спектр предложений компании «Аккуратный переезд» входит такая услуга, как грузоперевозки СПб-Москва. Опытные грузчики и водители компании быстро, аккуратно и недорого осуществят транспортировку грузов любых габаритов. Подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами и рассчитать стоимость грузоперевозки можно на официальном сайте компании «Аккуратный переезд», который располагается по адресу http://Akkurat-Pereezd.ru
ЛИТЕРАТУРА
Выготский Л.С. Психология искусства /
Предисл. А.Н. Леонтьева; ред. В. Иванов]. – 2-е изд.,
испр. и доп. – М.: Искусство, 1968.
Кочунас Р. Основы психологического
консультирования. – М., 1999.
Пайнз Д. Психоаналитический диалог: перенос
и контрперенос. – [http://www.psychol-ok.ru/lib/pines/bistg/bistg_03.html]
Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред.
Б.Д. Карвасарского. – СПб.: Питер, 1999.
Роджерс К. Взгляд на психотерапию.
Становление человека. – М.: Прогресс, Универс, 1994.
Роджерс Н. Путь к целостности:
человеко-центрированная терапия на основе
экспрессивных искусств. – Alien Art Studio, 1997. – [http://rogers.hpsy.ru/publication.php].
Чессик Р. Перенос и контрперенос / Журнал
практической психологии и психоанализа. – 2006. –
№ 6.