Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2009


Репортаж

С 8 по 12 декабря 2008 года в Москве
прошел IV Всероссийский съезд психологов образования России

Съезды психологов образования:
от первого к четвертому

Такие мероприятия, как съезд психологов образования, воспринимаются как значимые события. От них мы ждем глобальных решений, которые смогут повлиять на нашу жизнь. Если посмотреть на тематику и решения съездов, то можно заметить, что они тесно связаны с нелегкой историей становления психологической службы образования в нашей стране.

Возникнув в начале восьмидесятых годов, служба пережила и бурное становление, и своеобразную эпоху застоя, и нелегкий период выживания во времена серьезных изменений системы образования. I Всероссийский съезд состоялся в июне 1994 года в Москве. Именно на нем психологи получили общественное признание.

Это был, пожалуй, самый многочисленный из четырех прошедших съездов: в его работе приняли участие более полутора тысяч делегатов из всех регионов страны. На съезде было отмечено, что психологическая служба становится составной частью всей системы образования, именно она «определяет стратегию педагогики развития». В то время психологическая служба образования была по-настоящему инновационной. У нее еще не было опыта, но было главное — поддержка со стороны государства, что позволило ей стремительно развиваться. Во многих регионах начали открываться психологические центры, практически во всех учебных заведениях появились ставки педагогов-психологов. Чтобы решить проблему острой нехватки специалистов, на базе педагогических вузов стали создавать курсы двухгодичной и даже девятимесячной подготовки педагогов-психологов.

На I съезде была сформулирована основная цель деятельности психологической службы системы образования: максимальное содействие психическому и личностному развитию детей разного возраста — интеллектуальному, эмоциональному, коммуникативному, поведенческому.

Большое внимание было уделено диагностике, которая воспринималась психологами как ведущий вид их деятельности.

Год спустя, в октябре 1995-го, в Перми прошел II Всероссийский съезд психологов образования. Выяснилось, что психологи, работающие в образовательных учреждениях, осознали себя членами профессионального сообщества. Они приобрели некоторый опыт, осмыслили свои задачи, цели и методы работы. На этом съезде были проанализированы и определены запросы к психологической службе со стороны педагогических коллективов образовательных учреждений.

В результате была уточнена цель деятельности психологической службы образования: максимально содействуя психическому и личностному развитию ребенка, уделять больше внимания психологическому здоровью детей дошкольного и школьного возраста. А приоритетным направлением деятельности педагогов-психологов была признана психологическая профилактика. Психологи впервые серьезно заговорили о необходимости более глубокого взаимодействия с педагогами и родителями.

III съезд психологов образования России состоялся лишь через восемь лет — в декабре 2003 года. Страна только что пережила непростой период, связанный с экономическим спадом, но психологи в образовании продолжали развиваться: активно шел поиск приоритетов в работе, определение собственной позиции как в системе образования, так и в обществе. Служба получила свою теоретическую базу, методические наработки. Появилась профессиональная пресса, в большом количестве стала издаваться научно-методическая литература, в том числе диагностические методики. Подготовка практических психологов образования (педагогов-психологов) приобрела массовый характер.

Была уточнена цель психологической службы: не просто отслеживание психологического здоровья детей, но создание психологически безопасной образовательной среды. На съезде был отмечен один из основных недостатков психологической службы образования — отсутствие не только психологической, но и общей культуры при построении теоретических и методических основ службы и подготовке специалистов. Было решено провести очередной съезд психологов образования России через пять лет, в 2008 году.

К сожалению, именно эти пять лет стали самым сложным периодом. Серьезные перемены в социальной и экономической сфере не могли не затронуть как систему образования в целом, так и психологическую службу в частности.

Принятие нового федерального закона «Об образовании» поставило психологов в зависимость от отношения к ним руководителей образовательных учреждений, а переход на региональную систему финансирования лишил поддержки на федеральном уровне. Возникла серьезная угроза самой службе практической психологии в системе образования, которая фактически осталась без нормативно-правового обеспечения. Кроме того, в это же время выяснилось, что в реформированном Министерстве образования и науки РФ не нашлось места не только для ранее существовавшего отдела, курировавшего психологическую службу, но даже для одного специалиста, отстаивающего интересы психологов на государственном уровне. Однако развитие психологической службы в системе образование и в этот непростой период продолжалось.

Ежегодно в декабре Федерацией совместно с Министерством образования и науки РФ проводятся национальные научно-практические конференции «Психология образования». Для повышения качества психологической литературы, издаваемой в России, Федерация начала проводить всероссийский конкурс психологических изданий. В 2007 и 2008 году, совместно с Министерством образования и науки РФ при поддержке ведущих вузов и психологических факультетов в Краснодарском крае прошли всероссийские фестивали инновационных психолого-педагогических программ и проектов, в рамках которых были подведены итоги конкурсов «Педагог-психолог России — 2007 и 2008».

Очередной, IV Всероссийский съезд психологов образования России по времени совпал с отчетно-выборным съездом ФПО России, который проходит раз в пять лет. Поэтому два этих значимых мероприятия состоялись совместно.

В этом году на съезд психологов образования приехали 706 представителей из 78 субъектов Российской Федерации а также Азербайджана, Белоруссии, Украины и стран Балтии.

По насыщенности научной программы это было одно из самых содержательных мероприятий: за три дня его научной программы прошло 23 секционных заседания, 12 круглых столов и 11 семинаров. Отличительной особенностью съезда стали два пленарных заседания. В помещении Департамента образования г. Москвы прошло традиционное заседание, на котором выступили с докладами А.А.Левитская (директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки РФ), Л.Е.Курнешова (первый заместитель директора Департамента образования г. Москвы), А.Г.Асмолов (доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО), В.А.Иванников (доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО) и В.В.Рубцов (доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО).

Второе пленарное заседание, с участием И.И.Калины (заместителя министра образования и науки РФ), сразу перешло в формат круглого стола, на котором шел нелегкий поиск «точек соприкосновения» и согласование дальнейших направлений развития психологической службы между руководителями Минобрнауки РФ, ФПО России и ведущими учеными.

На съезде были обсуждены основные направления стратегии развития службы практической психологии образования в современных условиях, опыт психологического обеспечения образования в региональных программах развития образования, роль практической психологии в социокультурной модернизации образования, комплексный подход в организации помощи детям и многие другие важные для психологов вопросы.

Результаты длительной и серьезной работы всех участников съезда нашли отражение в его резолюции, которая после утверждения в Министерстве образования и науки РФ будет разослана во все органы управления образованием и руководителям местных и региональных отделений ФПО России.

На отчетно-выборном съезде Федерации психологов образования России присутствовали сто два делегата, которые представляли семьдесят восемь ее отделений.

Съезд утвердил отчеты президента ФПО России, исполнительной дирекции и ревизионной комиссии и избрал новый состав руководящих и рабочих органов этой общественной организации. Кстати, членами высшего руководящего органа ФПО России — ее президиума — были избраны люди, хорошо известные читателям «Школьного психолога»: главный редактор газеты И.В.Вачков, наш постоянный автор М.Р.Битянова и ваш корреспондент О.В.Решетникова. Президентом Федерации психологов образования России единогласно был переизбран В.В.Рубцов.

Основными положениями, которые вошли в проект резолюции съезда, стали конкретные предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы психологов образования:

— использовать Концепцию психологического обеспечения системы образования в Российской Федерации на период до 2012 года в практической деятельности;

— с учетом современных требований к службе практической психологии образования и на основании указанной концепции внести изменения и дополнения в следующие нормативные документы:

.приказ Минобразования России от 22.10.1999 № 636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации»;

.постановление Правительства Российской Федерации от 31.07.1998 № 867 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи»;

— включить проект по разработке модельных методик финансирования ППМС-центров в условиях перехода на нормативное подушевое финансирование в перечень проектов для реализации в 2009 году в рамках ФЦПРО на 2006–2010 годы;

— внедрить в практику образования мониторинг службы практической психологии образования для оценки деятельности региональных психологических служб и проводить его с цикличностью раз в два года;

— ежегодно проводить всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов-психологов.

Наверное, должно пройти какое-то время, чтобы мы смогли осмыслить итоги прошедшего съезда, оценить его роль в развитии психологической службы образования. А нам остается надеяться, что основные положения его резолюции будут учтены при подготовке коллегии Министерства образования и науки РФ по развитию психологической службы, на решения которой мы все возлагаем большие надежды.

Ольга РЕШЕТНИКОВА