Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2009


Наши дети

ППП в цифрах и фактах

О предстоящем исследовании представлениий подростков о себе и своем будущем, его задачах О. Гобова и Е. Игнатова рассказали в статье «Психологический портрет поколения. Типология представлений о себе» («Школьный психолог, № 6/2007). В № 1/2008 они представили результаты исследования в статье «ППП в масштабах одной страны». Предлагаем вашему вниманию продолжение этой работы.

 

РФ КАК ШКОЛЬНЫЙ КЛАСС

Позволим себе перефразировать выражение Льва Николаевича Толстова о счастливых и несчастливых семьях. Применительно к нашему исследованию можно было бы сказать: «Все слабые классы одинаково неинтересны, а каждый хороший класс интересен по-своему».

В слабом классе все одинаково не хотят учиться, ведут себя безобразно, не уважают ни учителя, ни друг друга. И в хорошем классе тоже может не быть повального увлечения учебой, но есть интерес к новым знаниям, к людям, складываются отношения с учителем, внутри класса кипит важная жизнь, их многое «цепляет».

Будут ли различаться «слабые» и «сильные» классы с точки зрения ПП по представленности типов или по соотношению их? На основе проведенной методики «Цель. Дело. Мечта» у нас есть возможность построить профиль класса и профиль школы. Профиль — это соотношение типов психологического портрета внутри класса или школы. Хороший класс — это когда ядро класса состоит из цельных личностей и эффективных функционеров, а вокруг ядра находят свои орбиты и «запредельные мечтатели», и светские дамы, и домохозяйки. Тогда класс, как большая единая семья, будет живым и интересным. А вот если большинство класса составляют ребята, которых по нашей методике можно причислить к группам «неопределившиеся», «закрытые» и «разнобой», а цельная личность кажется «белой вороной», тогда появление любого «негативщика» может сделать класс совершенно неуправляемым.

А каким классом выглядит наша страна с точки зрения ППП?

В целом профиль по всем школам, принявшим участие в проекте, такой (см. табл. 1).

Таблица 1

«Класс РФ», безусловно, хороший, работоспособный и интересный, чего нельзя сказать об отдельных школах и даже городах, его составляющих. Но в целом ситуация радует. В переводе на реальный класс в 30 человек будет примерно так.

4 человека — цельные личности, для которых жизнь и работа неразделимы;

10 — эффективные функционеры-трудоголики, карьеристы, основа и надежда любой процветающей фирмы;

3 — деловые люди, предприниматели;

1–2 — общественные деятели, совесть класса;

2–3 — домохозяйки, мамочки заботливые;

2–3 — «разнобой», увлеченные до страсти, причем многими делами одновременно;

5 — неопределившиеся;

по одному — эмигрант, светская дама, негативщик, запредельный мечтатель.

Это усредненный российский класс. Здоровое ядро — 20 человек конструктивных личностей и 10 человек неконструктивных, где пятеро неопределившихся всегда готовы пристроиться к большинству.

Не в каждой психологической методике среднестатистическое значение показателей принимается за желаемую норму, от которой ведется отсчет отклонений. Но в нашем случае именно такой профиль можно рассматривать как наиболее типичный и гармоничный. При этом как бы мы сами, как авторы, ни любили цельных личностей, мы понимаем, что целый класс цельных личностей может превратить жизнь в нечто невыносимое. Именно сочетание и представленность каждого типа делает класс живым, интересным, работоспособным и развивающимся.

ПО ГОРОДАМ И ВЕСЯМ

Какой же разброс существует между разными школами и городами! Самые большие группы составляют «неопределившиеся» и «эффективные функционеры», это самые наполненные группы во всех школах. А наибольший процент по этим группам — 24 и 38 соответственно, самый маленький — 12 и 19%. При этом в масштабах одного класса любая из групп может оказаться вообще нулевой (то есть не иметь ни одного представителя), но в масштабах школы, а тем более города каждая группа наполнена. Например, «цельных личностей» — от 6 до 22%, «общественных деятелей» — от 2 до 10%. Самый большой разброс данных по группе «деловой человек» — от 1 до 21%. В малочисленных группах, таких как «эмигранты», «светские дамы», «негативщик» и «запредельный мечтатель», разброс значительно меньше — от 0 до 6%.

Отдельный разговор по группе «домохозяйки». Хотя самый большой процент по этой группе равен 21 — это исключение, средний по городам — 6–7%. И этого до слез мало. Причем именно за последние 10 лет процент «домохозяек» — девочек, которые смысл жизни видят в семье и в воспитании детей, катастрофически снижается. Это подтверждается и рядом других исследований, проведенных совершенно не похожими на наши методами.

Парадоксальным нам кажется факт значительного различия в показателях по 7–8-м и 9–11-м классам. Вот сводная таблица показателей по группам Психологического портрета 7–8-х классов по школам всех городов — участников проекта (см. табл. 2).

Таблица 2

Сравнивая эти показатели с предыдущей таблицей, построенной по ответам учащихся 9–11-х классов, даже без скрупулезной математической обработки мы обнаруживаем существенные различия по группам «цельные личности», «неопределившиеся», «закрытые», «домохозяйки» и «эффективные функционеры».

К старшим классам часть ребят, принадлежавших к группам «цельные личности и «функционеры», перекочевывает в неопределившиеся, закрытые и домохозяйки. Получается, что к выпускным классам подростков, которые не имеют определенного представления о своем будущем, становится в два раза больше, чем таких же неопределившихся в 7–8-м классах...

Такую же тенденцию мы наблюдали в своем многолетнем исследовании в г. Красногорске. Хотелось бы организовать дискуссию по обсуждению причин дезориентации старшеклассников и узнать мнение наших коллег-психологов.

Следующим, не менее парадоксальным фактом показалось нам отсутствие связи между особенностями профиля школы и количеством населения в городе. Профиль школ Хабаровска, где население приближается к миллиону, не отличается принципиально от профиля школ г. Райчихинска, население которого чуть больше 20 тысяч человек. Миллионная Казань близка по профилю к стотысячному Норильску. В то же время профили сходных по величине города Мелеуза и поселка городского типа Белый Яр Сургутского района Тюменской области Ханты-Мансийского автономного округа отличаются кардинальным образом, почти в два раза, по всем основным группам психологического портрета.

Хочется обратить внимание на то, что предлагаемые нами типы — это типы представлений старшеклассников о своем будущем, и не более того. Это не типы личности и не типы характера. Они формируется из бытующих в настоящее время в обществе функциональных ролях-образах и усваиваются новым поколением по мере социализации.

Важной темой выступает тема устойчивости типов. Проведенное в течение нескольких лет на одних и тех же классах исследование ППП подтвердило устойчивость типов представлений учащихся о своем будущем. Иначе говоря, «эффективный функционер» в 8-м классе и в 9-м, и в 10-м классе оставался «эффективным функционером». То же можно сказать и о «разнобое», «деловом человеке», «светской даме». А вот «неопределившиеся» в разные периоды своей жизни все-таки приходят к определенности. И задача воспитания личности состоит именно в том, чтобы помочь молодому человеку найти свой путь — сформировать привлекательное представление о своем будущем и реализовать его. Представления — гибкая структура, на нее можно воздействовать, влиять. Именно через нее, на наш взгляд, может происходить педагогическое воздействие на формирующуюся личность.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Если ядро класса состоит из цельных личностей и эффективных функционеров и, кроме того, в нем находят свое место и запредельные мечтатели, и деловые люди, и светские дамы, и домохозяйки, то с таким классом работать интересно. При такой структуре (центральное ядро и много разных орбит вокруг) классный руководитель имеет возможность сконцентрироваться, в первую очередь, на интересах цельных личностей.

Для цельных личностей и эффективных функционеров очень важно создавать и организовывать такие события и ситуации, в которых они могли бы убедиться в истинности намеченных путей и понять, что адекватность их выбора будет определять успех и удовлетворенность взрослой жизнью.

Многие классные руководители при планировании какого-то совместного выезда поручают решить организационные вопросы родителям своих учеников. Таким образом, старшеклассники лишаются возможности развивать свои деловые качества: предприимчивость, инициативность, коммуникабельность. Мы рекомендуем классным руководителям больше доверять своим ученикам, но именно тем, кто видит себя в будущем предпринимателем, хочет иметь собственное дело.

Безусловно, группа девочек, которая определена нами как группа «домохозяйки», — самая послушная и покладистая в каждом классе.

Как правило, эти старшеклассницы ориентированы на добросовестную учебу, получение высшего образования, но главная ценность их взрослой жизни — создание собственной семьи. С ними классному руководителю общаться приятно и легко, они — опора учителя, но формировать из них ядро класса — большая ошибка. Нельзя ориентироваться на их запросы и интересы, потому что они навяжут всему классу ролевые и половые игры, а развитие интеллектуальных способностей и профессиональное самоопределение учеников отойдут на второй план. Если в классе мальчиков и девочек приблизительно поровну и если мальчики демонстрируют мужские модели поведения, то баланс в ролевых и половых играх может быть устойчивым.

Но если мальчиков меньше, чем девочек, и среди них нет явных лидеров, то класс рискует оказаться во власти матриархата со всеми вытекающими отсюда последствиями. К сожалению, чаще всего именно такая ситуация и устраивает классного руководителя: четкая иерархия, распределение обязанностей, формальные взаимодействия в учебном процессе, не отражающие сложившихся реальных отношений внутри класса.

Первоочередную помощь классный руководитель может и должен оказывать группе несамоопределившихся учеников. Особенно в выпускных классах! Только объединившись с родителями таких учеников, каждый классный руководитель может выстроить эффективную стратегию помощи.

Во-первых, классный руководитель должен быть хотя бы в курсе того, какую профессию советуют выбрать старшекласснику его родители и близкие родственники. Это необходимо сделать для того, чтобы не усугублять положение ученика разнонаправленными советами. Во-вторых, пригласить с разрешения родителей психологов для проведения тестирования, на основе которого можно будет определить круг профессий, соответствующий уровню развития способностей учеников. В-третьих, научить подростков работать со справочниками об учебных заведениях, проводить регулярно классные часы по поиску информации об определенных специальностях и учебных заведениях, где эти специальности можно получить, о рынке труда и перспективности той или иной профессии.

СИСТЕМА РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА
НА ОСНОВЕ ДАННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯ

Каждый школьный психолог, участвующий в социально-психологическом исследовании «Психологический портрет поколения», по-своему осмысляет результаты и по-своему на их основе выстраивает свою профессиональную деятельность.

Здесь мы предлагаем некоторые варианты структурирования данных исследования и возможные подходы к разработке систем развивающей работы школьного психолога.

Некоторые школьные психологи предпочитают опираться непосредственно на данные по типологии и, в зависимости от выявленных исследованием «слабых» мест учебного заведения, выстраивают порядок своих действий.

Так, например, если в школе преобладает «закрытый тип», психолог ставит перед собой профессиональные задачи построения доверительных и открытых отношений между учениками школы и взрослыми: психологом, педагогами, родителями. Эта стратегия успешно реализуется через индивидуальные психологические консультации, тематические беседы и диспуты, что значительно изменяет профиль психологического портрета учеников этой школы.

Психолог может работать с целыми классами и полученные данные по результатам исследования перестраивать в картины класса.

Таким образом структурированная информация позволяет школьному психологу понимать все ситуации, происходящие в классе, сквозь призму психологического портрета класса и действовать профессионально и целенаправленно.

Результаты методики «Психологический портрет поколения» позволяют отслеживать динамику изменений представлений о своем будущем внутри каждого типа и динамику переходов учеников из одного типа представлений в другой. Такая информация позволяет школьному психологу выстраивать профилактическую развивающую систему, основанную на изменениях представлений ученика о себе, о том, какие способы выбирает тот или иной ученик для того, чтобы успешно адаптироваться в будущем.

Безусловно, каждый психолог может по-своему профессионально распорядиться полученной информацией. Главное — это четкость ваших собственных представлений о школе, классах, типах и, конечно же, об учениках.

Кроме рекомендаций, разработанных для классного руководителя, мы можем предложить школьному психологу программы тренингов и индивидуальных консультаций для каждой группы психологического портрета. Для овладения методикой и анализом данных необходимо пройти обучение либо очно — на семинаре, либо дистантно — направив заявку на наш сайт.

Наш проект на этом не заканчивается, он расширяет свою географию. В проекте «Психологический портрет поколения» может принять участие ваша школа.

Наш сайт: www.mechta-deti.ru

Наш e-mail portretrf@mail.ru

Елена ГОБОВА,
Ольга ИГНАТОВА