Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2009


Книжный шкаф

Новые педагогические технологии

Учимся работать над проектами

М.А. Ступницкая
Ярославль:
Академия развития, 2008

«Образование — это то, что остается, когда все выученное забыто». С этой фразы Б.Ф.Скиннера начинается новая книга Марии Ступницкой. Современная отечественная школа продолжает наполнять головы учеников гигантским объемом информации. Но, к сожалению, она не учит самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения, привлекать необходимые ресурсы, гибко реагировать на новые вводные. Иными словами, не учит всему тому, что позволяет называть человека образованным, даже если (или — даже когда) забыто все выученное.

Мы продолжаем считать наше образование едва ли не лучшим в мире и при этом стараемся не обращать внимания на результаты международных исследований образовательных достижений учащихся. Согласно этим результатам российские школьники ни разу не смогли подняться выше 27-го места из 30. «А между тем, — пишет М.А.Ступницкая, — будущему гражданину недостаточно одних только теоретических знаний — бурно развивающаяся наука приводит к их стремительному устареванию».

Одним из способов решения возникшей проблемы является активное внедрение в педагогическую практику деятельностных технологий обучения, в частности проектной деятельности. В последнее время в специальной литературе появились интересные работы в рассматриваемом направлении, которые подготовили в основном психологи: М.Р.Битянова, А.В.Леонтович, А.И.Савенков и другие. Наверное, в этом есть определенная логика. Психологи в данном случае не «зашорены», им не нужно постоянно выступать в роли ретрансляторов, воспроизводя одну и ту же информацию, полученную в школе и вузе.

Читателям «Школьного психолога» заочно должна быть знакома рецензируемая книга — главы из нее были впервые опубликованы именно в «ШП» (№ 23/2007). Появлению этих глав, а также самой книги предшествовала большая практическая работа, проведенная в школе, на курсах повышения квалификации учителей и школьных психологов.

Что такое проект, как эффективно организовать проектную деятельность в школе, какие документы регламентируют эту работу, как оценивать креативность учащихся в работе над проектами, чем отличается отечественный подход к проектной деятельности от зарубежного, — на эти вопросы доходчиво отвечает автор.

Безусловным достоинством книги является то, что она предназначена для всех участников образовательного процесса: глава для организатора проектной деятельности, главы для учителя, учащихся, родителей. Каждая из них направлена на достижение одной цели — развивать у школьников специфические проектные умения: распознавать проблему и преобразовывать ее в цель предстоящей работы; определять перспективу, планировать необходимые шаги, а в дальнейшем — точно реализовать имеющийся план; найти и привлечь нужные ресурсы, а также проанализировать пропущенные ошибки и осуществить самопрезентацию собственной компетентности.

Успех очного курса по организации проектной деятельности в школе, который вот уже несколько лет ведет М.А. Ступницкая, победы в конкурсах проектов школьников, подготовленных ею, — вот что называется «практика, проверенная временем».

Вадим РОДИОНОВ