Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2009


Игротека

Рис. Е. Медведева

Волшебный мир бабочки

Игра для педагогов

Цель: знакомство с техниками арт-терапии как средством развития эмоционально-волевой и познавательной сферы ребенка.

Задачи:

• накопление положительного эмоционального опыта;

• сплочение группы;

• формирование умения встать на место другого, посмотреть на мирсразных сторон;

• развитие фантазии и воображения;

• снятие психоэмоционального напряжения и тревожности.

Участники: учителя-дефектологи, педагоги.

Время игры: 1 час 40 минут.

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ

Ведущий. Наша игра — о мире «особого ребенка» и тех ресурсах, которые помогут ему обрести крылья и отправиться в свободный полет навстречу жизни.

Представьте себе, что каждый из вас — маленькая личинка. Ваши руки связаны невидимыми ниточками, вы видите, слышите, но двигаться не можете. Представили? Опишите свои чувства. А теперь давайте посмотрим, что происходит с «куколкой», так похожей на особого ребенка.

(На роль «ребенка-куколки» выбирается взрослый. При помощи цветных платков взрослого «пеленают».)

«Куколка» не слышит, она не может воспринимать музыку, звуки природы, пение птиц, человеческую речь (ведущий завязывает участнику уши). В глазах «куколки» бездонная чернота, ей не суждено увидеть красоту окружающего мира (завязываются глаза). Сейчас она не может рассказать о том, что чувствует, как провела день и чему удивилась (завязывается рот). У нее нет крыльев, она не может потрогать, почувствовать (связываются руки). Она лишена ног и не может передвигаться, играть и путешествовать (связываются ноги).

Ведущийобращается к исполнителю роли:

— Что вы чувствуете?

Ведущий. А сейчас постепенно снимаем запреты. Что вам хочется освободить в первую очередь?

(Это упражнение является диагностическим — с его помощью можно узнать наиболее важные каналы восприятия участника.)

Итак, вы были маленькими личинками, но пришло время, и вы стали одной большой гусеницей (участники становятся паровозиком, двигаются друг за другом, преодолевая препятствия). Когда гусенице бывало одиноко, она скручивалась в клубочек и приобретала силу и уверенность (участники встают в тесный кружок). И настало время, когда у нее появилось вначале правое крылышко (крылышко чувств и эмоций, интуиции) затем левое крылышко — разума, и она взмахнула ими, обретя гармонию, и полетела (участники машут руками-крыльями). Так она превратилась в бабочку. Впереди у нее трудный полет, ветер будет трепать ее крылышки, букашки будут стараться найти в ней изъяны, но она не свернет со своего пути.

Первый полет бабочки — обязательно к воде, без которой невозможна жизнь. Вода, этот волшебный эликсир, созданный самой природой, – метафора человеческих чувств.

Ведущий подходит к большой круглой емкости голубого цвета с водой и круглыми мелкими шариками. Каждое следующее действие ведущий показывает, а участники повторяют.

1. Вода издает различные звуки (слышна капель, спокойное журчание, успокаивающий шум волн, шторм на море).

2. Иногда на воде возникают круги и появляются замысловатые узоры (круговые движения).

Примечание: если взрослые играют с детьми с особенностями психофизического развития, используется метод «рука в руке», можно использовать соответствующую музыку.

Авторская психогимнастика

Ведущий (включает музыку). В течение нескольких минут мы можем отдохнуть.

Захотела бабочка купаться (имитируется полет бабочки над водой – сгибается каждый палец). Села на стебелек (к указательному пальцу прикладывается ладонь, все дальнейшие движения происходят в воде). Капелькой росы она умылась (стеклянным шариком дотрагиваются до каждого пальца). Зашуршал по крыльям ветерок (поглаживания ладони о ладонь). Улыбнулась водной тихой глади (поглаживание ладонями воды). Усики смочила в глубине (каждым пальчиком дотрагиваются до шариков). И вспорхнула к небу (складываются ладони над водой). На ночь глядя, растворившись в неге и росе (попеременно сжимаются ладони.

Опыт общения «бабочки» приобретают в песке, здесь снимаются запреты, открываются тайны, здесь можно почувствовать себя творцом и созидателем целого мира, пережитые эмоции прикосновений к песку помогают достичь равновесия с собой и миром. Участникам предлагаются упражнения на тактильно-сенсорный опыт: прикосновение к песку ладошками, а также тыльной стороной руки, «Отпечатки крылышек» «Струйки песочного дождя», «Затейливые лабиринты и спирали»и т.д.

Ведущий. Расскажите, какие чувства вызвало у вас знакомство с миром песка?

Для «особого ребенка» взаимодействие с песком можно использовать не только как развивающие игры, но и как «заземление энергии» и для развития «ручного интеллекта». Мы с вами сейчас преобразим мир песка. Выберите любую игрушку, которая будет представлять вас в песочном мире. (Участники ставят игрушки в песочницу.) Подумайте, почему вы выбрали именну эту игрушку. Посмотрите, почти все эти предметы разные, так же и мы не похожи друг на друга, каждый уникален. Но у нас есть и много общего, и это помогает нам общаться и находить общий язык. (Обратить внимание на парные игрушки, повторяющийся цвет и т.д.) И это помогает нам в работе с «особыми детьми».

Деролинг

Участники убирают игрушки с песочного подноса.

Техника визуализации

Ведущий. Расслабьтесь, сядьте удобно, закройте глаза.

Наступила пора, наша бабочка выросла, несмотря на трудности у нее выросли крылышки. Для своих близких она стала самой красивой, самой легкой. И самой мудрой. Посмотрите, какая она: большая или маленькая, какого цвета, где живет. Бабочка взмахнула крылышками, но почему-то не смогла полететь. Подумайте, почему? Но вот она взмахнула крыльями еще раз… и полетела. Мир, который раньше казался большим, стал почему-то маленьким.

Но, каким бы интересным ни был полет, бабочку тянуло вернуться назад, туда, где был ее дом. Однако он был так далеко... Бабочка приземлилась на цветок. Рассмотрите его, это очень важно. Именно его нектар дал возможность бабочке вернуться домой. А теперь откройте глаза, напишите или зарисуйте цветок и бабочку.

(Участники рисуют.)

Мы, взрослые, во снах часто грезим, и сейчас вы увидите мир грез «особого ребенка» (показ корекционно-развивающего занятия с «особым ребенком» – видеозапись).

Сейчас вы станете творцами:

1) вспомните, какую бабочку вы видели и нарисовали;

2) выберите цвет картона, с которым ассоциируете свое настроение в данный момент;

3) выберите цветные нити, которые будут изображать контур бабочки (нити обозначают границы «Я»);

4) при помощи клея закрепите нити, смочите клеем ПВА-4 крылья бабочки;

5) разукрасьте крылья бабочки цветным песком; можно использовать обычный песок, затем приклеить его с помощью клея ПВА и расписать цветной гуашью.

Закройте глаза и протяните руку.

Ведущий приклеивает на руку участникам цветных бабочек (диагностическое упражнение – положение ладони символизирует доверие или недоверие к миру).

Откройте глаза. Мир не черный и не белый, он такой, каким вы его видите. Всё в ваших руках. Пусть эти бабочки останутся напоминанием о мире «особого ребенка».

Рефлексия.

Эрика ОСИПУК,
педагог-психолог,
г. Брест, Республика Беларусь