Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2009


Гильдия

Взгляд на простые вещи

Достаточно просторный зал. Парни в рубахах и девки с лентами в косах.Притопываю правой ногой и слегка кланяюсь. Девушка улыбается мне навстречу, давая понять, что приглашение принято. Я выбираю место в кругу, и мы встаем, взявшись за руки, готовые и к притопам, и к прихлопам. Гармонист перебирает пальцами мелодию, и особенное размашистое настроение тихонько просыпается где-то между моей и ее ладонями. Смолкает гомон, остаются только мелодия и пары, готовые плясать. По всему кругу парни переглядываются и…

Я подхватываю партнершу, кружу ее, лихо накидываю «петельку» и начинаю первое колено Алапаевской кадрили.

Источник сил для развития

Я помню, в детском саду мы часто играли в «каравай» — на каждый день рождения. Потом еще иногда в начальной школе, но уже не каждый раз. А после пятого не играли вовсе. Очередной раз обратился к этой игре уже будучи студентом, работая с детьми. Ребята любого возраста увлеченно водят хоровод и выбирают: «а вот эту люблю больше всех». Какие еще народные игры я знаю? В первом классе неизменно на прогулках мы бегали в «цепи кованые». Лет в двенадцать старшеклассники нас научили играть в «арам-шим-шим». Эта явно какая-то очень искаженная версия то ли «скамеечек», то ли еще какой-то поцелуйной игры нас смущала и забавляла. Помнится, мы с большим интересом прыгали в пятнашки на каждой перемене. Вот и все культурное богатство. Даже если добавить бессмертные салки и прятки, набирается в лучшем случае десяток игр. Ну и футбол.

Нельзя сказать, что из-за того, что мы редко играли, мало бегали и предпочитали прогулкам телесериалы, мы выросли какими-то неправильными. Сказать такое, конечно же, нельзя. Но когда сейчас, уже будучи взрослым, я знакомлюсь с той или иной русской забавой, становится страшно. Моих взрослых сил не всегда хватает на то, чтобы удерживать правила, придуманные для детей.

К чему это длинное вступление? Дело в том, что уже несколько лет мы с коллегами пытаемся научить детей играть. В наших народных играх мы видим источник сил для такого развития, о котором может только мечтать тренер олимпийской сборной России.

К значению среды

Мне кажется, эту проблему можно сформулировать как «экологичное развитие ребенка». Дело ведь в том, что родная культура имеет больше ресурса для всестороннего раскрытия нового человека. Формы и содержание, подобранные предками, передаваемые от матерей к детям, это тот самый алгоритм, который подходит именно нашему менталитету. Впрочем, это означает лишь то, что для каждой культуры есть своя логика воспитания, свои традиции, обусловленные климатическими, национальными, историческими факторами. Я не знаю, как там в Южной Африке с конькобежным спортом, но ни в Питере, ни на Урале я ни разу не встречал игру «убей крокодила первым».

Недавно в мою тренинговую группу попал мальчик из «народной школы». На вопрос, чем его школа отличается от остальных, подросток ответил, что ничем. Потом добавил, что танцами и песнями. «А еще на уроках рассказывают, как предки жили. Сначала говорили, что это учить необязательно, а потом всех заставили… Надоело уже… Гоняют на танцы да в хор. Сколько можно ногами дрыгать?!» Оказалось что для данного конкретного мальчика — скука все это, и вообще непонятно, к чему.

Опровергнем написанное выше. Нет алгоритма воспитания человека. Конкретного критерия «экологичности» развития нет, всё индивидуально. Каждый человек проходит свой путь овладения социальными нормами, развивает психические процессы и формирует личностно значимые качества. Все так. Для молодого человека, которого я только что привел в пример, не стало естественным знакомиться с девушками в танце, а не в чате. Или соревноваться в удали молодецкой взамен состязаний на PSP (игровые приставки к компьютерам). И мне кажется это возможным — может быть, культуру в их школе давали ломтиками, на уроках! А культура — это же естественный процесс. Из-под палки не вырабатывается внутренняя норма или мотивация к развитию, это так — выполнение учебного плана. Опять же возвращаемся к вопросу целостности. Вряд ли мужчина (например, вышеупомянутый подросток) пренебрежительно отзовется о русских кадрилях, если будет знать, что в основе народных танцев лежит боевое искусство, умение двигаться в схватке.

Народная культура — не панацея

Народная культура — тот контекст, который позволяет ребенку раскрыться максимально широко и полноценно. Развивать интеллект и внимание, восприятие и речь, самоотношение и уважительное отношение к старшим, критичность и креативность. У каждого биологического вида, у каждой расы, национальности, в каждой области, на каждой улице и в любой семье сложились свои воспитательные традиции. Всмотреться в их содержание, вычленить особенности различных взглядов на воспитание — кропотливая и важнейшая работа.

Публикация статьи произведена при поддержке магазина "FlowersStore". Цветы от - FlowersStore - это всегда свежие и красивые цветы, которые доставят бесплатно в течение 3 часов. Круглосуточный сервис по доставке цветов, цветочные композиции, букеты и цветочные корзины, составленные профессиональными флористами, возможность безналичного расчёта. Вы можете заказать анонимную доставку или приложить поздравительную открытку, а также конфеты, торты, шарики и игрушки. Выбрать цветы и их оформление, ознакомиться с условиями доставки и ценами Вы сможете на сайте: http://flowersstore.com.ua/.

Анализ воспитательных средств, появившихся раньше термина «воспитание», преподносит нам экстракт опыта, практики, а не рассуждений и домыслов. Люди меняются, конечно же, но меняется и культура — если она еще жива. Вот только тут уже срабатывает принцип «из песни слова не выкинешь», пока не обратишь внимания на тот путь, который проделал народ для того, чтобы помочь конкретной матери воспитать вот этого ребенка. Это загадочное слово «народ» нельзя включить в тему лекций, изучить по книжке, создать в отдельно взятом пространстве.

Переходя от общего к частному, отметим следующий нюанс. Ребенок приходит на психологический тренинг с конкретной проблемой (даже если не формулирует ее прямо) — научиться общаться со сверстниками, договариваться с родителями, сдавать экзамены. И психолог предлагает ему участие в играх, в упражнениях. Предлагает анализ игрового взаимодействия… Но ведь многие упражнения, как я уже писал, взяты из отечественной культуры, в которой ребенок вроде бы рожден. Русский — в русской культуре, швед — в шведской. Не подлежит сомнению, что любой народный опыт содержит в себе предпосылки для формирования у носителей культуры умения жить в своем обществе.

Резюмируя, можно сказать, что культура, естественно, динамична. Конечно же, для нас не подойдут все воспитательные методы, описанные в трудах этнографов. Разумеется, выбирая упражнения для тренинга, психолог руководствуется не только интуицией, но и наукой. Вопросы о целостности культуры выходят за границы заявленной темы. Хочется просто акцентировать внимание на том, что с течением времени воспитательная среда должна прогрессировать, изменяться, приспосабливаясь к темпу современных детей. Но на деле получается иначе — психолог, ведущий детские тренинги, использует средства вековой давности. Как раз потому, что именно этого ребенку и не хватает.

Бабка Ёжка и другие

Возможно, выход в том, чтобы насыщать повседневную жизнь каждого ребенка оттенками народной культуры. Так, например, обходя стороной некоторые отечественные мультфильмы, хочется отметить ленту «Бабка Ёжка и другие». Вот уж действительно современные технологии, наполненные проверенным содержанием! Используются образы, взятые из родного фольклора. Самобытность мультфильма чувствуется и в самой анимации, и в диалогах, и в сюжете. К сожалению, найти подобные произведения в наше время непросто, но можно. Главное  — понимать, что искать, интуитивно выбирая на прилавках «экологически чистый продукт» для развития ребенка.

Другое направление — погружение в культуру целиком, с головой. Не мимолетное чтение сказки или игра в прятки, а гармоничное путешествие, расширяющее картину мира. Здесь уже идет речь о клубах или школах народной культуры. О тех местах, где ребенок знакомится с культурными ценностями напрямую, через ее носителей.

Уже собирая материал для этой статьи, я обратил внимание на то, что организаций, изучающих славянскую культуру, в нашем городе не так уж и мало. Даже если рассматривать только те, которые открыты для детей: Дом фольклора, музыкальные ансамбли, центры народного творчества… Но часто бывает, что ребенок, занимающийся в подобных клубах, получает знания о традициях как что-то безжизненное, засушенное: «так было, так жили, таков уклад». И только.

Мне же представляется, что ребенок должен чувствовать свободный дух, настроение, состояние, которое возникает в коллективе только тогда, когда люди действительно живут по правилам, о которых поют и рассказывают в сказках. И такие организации есть, и настроение это можно почувствовать.

…Танец продолжается. От кружения стены уже поменялись местами. Единственная постоянная точка в пространстве — глаза партнерши, которую я держу горячей рукой. Мы улыбаемся. Ноги двигаются совершенно автоматически, попадая в гармонию, в ритм музыки, будто бы на коленках моих расположены уши, как у кузнечика. Плечи расправлены, я подхватываю партнершу и увлекаю ее вновь по кругу, на следующую фигуру заводной кадрили. После очередного «плетня» подхватываю девушку за талию и, пока кружимся, заглядываю в глаза: не устала ли? Бодрый стук каблуков выводит замысловатую трель и успокаивает меня: «нет, не устала». «Так это же здорово, — оттопываю я. — Живем, значит!»

И вывожу партнершу на новый круг.

Сергей ГОГЛЕВ,
психолог гимназии № 70,
г. Екатеринбург