|
Неделя плюс…Очень хочется поделиться с вами большой радостью — мы провели «Неделю психологии» в гимназии! И для педколлектива, и для ребят это не было обычным мероприятием в череде школьных дней. Все почувствовали нечто совершенно особенное и в формате мероприятий, и в их содержании. Думается, что такие Недели стоит проводить ежегодно. Итак, неделя психологии «Неделя плюс...» заявлена, и отступать некуда, она должна состояться! Некоторые идеи и предложения взяты из газеты «Школьный психолог», другие рождались в тиши кабинета в наших умных головах. План мероприятий расписан на каждый день, и, учитывая, что это наш дебют, было решено не перенасыщать Неделю, чтобы, во-первых, исполнить все намеченное, а во-вторых, не испугать не избалованных психологическими изысками ребят и педагогов. Получилось то, что получилось! Понедельник — девиз: «Пусть в твоей жизни не будет черных полос!»
Вторник — девиз: «Пусть мы разные, и что ж! только ты меня поймешь!»
Среда — девиз: «И ты поднимешься!»
Четверг — девиз: «Я здесь, а ты там»
Пятница — девиз: «А кому сейчас легко?»
Суббота — девиз: «Отдыхай!»
Статья опубликована при поддержке официального сайта службы размещения "Здоровый отдых". Санаторий им. М.Ю. Лермонтова Пятигорск предлагает Вам многопрофильную медикаментозную базу, комфортабельное размещение отдыхающих, индивидуальное меню, спортзалы, а также культурная программа, детская игротека, салоны красоты и многое другое. Качественное обслуживание, дружелюбный персонал, доступные цены. Узнать подробную информацию о санатории, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: sanatorii-lermontova.ru. ПонедельникВ понедельник ранним утром гимназия стала преображаться: на стенах мы развесили цитаты психологов, философов, короткие притчи, афоризмы и пр. К слову сказать, эти листочки очень преобразили и обогатили пространство холлов и гимназических рекреаций. Было заметно, что ребят заинтересовали тексты. Педагоги подходили с просьбой дать им распечатки цитат и высказываний. Когда Неделя закончилась, количество вывешенных файлов значительно уменьшилось. Но нас это почему-то не огорчило, а даже наоборот! Стало понятно, что время от времени нужно обновлять экспозицию. На следующей перемене появился «забор», о котором не раз упоминалось в разной педагогической периодике. Но то, что произошло в реальности... Во-первых, мы поняли, что он должен быть раза в два-три длиннее! Во-вторых, мы предполагали, что необходимо будет присутствие кого-то из психологов, чтобы разъяснить назначение «забора». Но наши дети оказались «продвинутыми», и сразу в ход пошли заранее подготовленные фломастеры. Первые записи были сделаны на листочках в виде объявлений: «Ищу друга...», «Пропало настроение...», затем, как и полагается, писать стали на самом «заборе». На следующий день мы вывесили итоги первого дня — «фразы на заборе»:
Дорогие наши дети! Как часто мы, взрослые, не даем вам возможности просто сказать о том, о чем вам хочется поговорить. Некоторое количество выбывших из строя фломастеров «диагностировало» накал страстей у «забора». И мы, организаторы Недели психологии, безмерно благодарны ему — он задал тон всей нашей затее. А дети и взрослые гимназии — не только педагоги, а именно все взрослые: повара, техперсонал, служба охраны — поняли, что о тихой и спокойной жизни на неделю, пожалуй, придется забыть. К концу дня «забор» выглядел как и положено: он был весь исписан, в некоторых местах ободран, но чьей-то заботливой рукой подправлен! Одним словом, красота! А вот «забору» в учительской повезло меньше, надписи на нем были редкими и скромными, так они и провисели до конца недели. Ну что ж, тоже своего рода диагностика... ВторникЗапланированным событием этого дня был коллаж «Мой класс — мой дом», который стал домашним заданием для всех классов. Оперативность, легкость и изящество исполнения некоторых работ просто поражали! Коллажи вывешивались сразу же по мере сдачи их в кабинет психологической службы гимназии. Было видно, с каким интересом ребята рассматривают презентации своего или другого класса. Сколько улыбок, приятных воспоминаний, забавных реплик! И опять, ну что с этим поделать, коллажи тоже оказались диагностическим материалом: и на командообразование, и на лидерство, и на степень сотрудничества. Некоторые классы выполнили задание точно в назначенный срок, другие — в конце Недели, а третьи так и не смогли сделать работу, перессорившись по поводу того, кто на коллаже будет сидеть в машине на переднем сиденье, а кто стоять в обнимку с Брэдом Питтом. Думается, что тот, кто хоть раз собственными руками делал коллаж, не забудет «вкус» этого удовольствия. Пожалуй, к этой форме психологической работы мы прибегнем еще не раз! И задумки уже есть. СредаВ этот день гимназисты-выпускники посетили «Ярмарку вакансий учебных и рабочих мест», которая регулярно проводится в нашем городе. Ребята не только узнали о том, где и какую специальность можно получить в городе и области, но и в ком конкретно нуждаются работодатели, какие профессии востребованы на нынешнем рынке труда. ЧетвергОб игре «Тайный друг» возвестило объявление: «Вы любите получать подарки? А может быть, вы больше любите их дарить? Сегодняшняя игра для тех и для других. Позвольте себе стать счастливее...» В красиво оформленный почтовый ящик можно было опустить любое послание с пожеланием, признанием и просто добрым словом в адрес хорошего человека. Обычно подобную игру проводят в феврале в День святого Валентина. Но обменяться словом поддержки и участия можно и нужно, не будучи привязанным к какой-то дате. Сообщениями обменивались не только дети, психологи в этот день тоже получили несколько приятных посланий от Тайного друга! ПятницаПятница началась бурно. Еще до начала занятий староста класса в кабинете психологов выбирал конверт с заданиями, в котором было всего три вопроса, но каких! • Сколько ступенек на центральной лестнице? • Какие теоремы любят учителя математики? • Сколько всего первоклассников в гимназии? • Какие тайны хранит лаборантская по биологии? • Какие цветы любит получать в день рождения секретарь Вероника? (Заодно узнать, когда у нее день рождения.) • Сколько ребят из 11-го «А» регулярно тусуются в ночных клубах? И т.д. Все ответы необходимо было сдать «до 15 ч. сего дня». И они не замедлили появиться! Некоторые были точны и скрупулезны, другие же изящны, ироничны. Было забавно наблюдать, как эта игра «завела» всю гимназию. Взрослые солидные юноши выспрашивали у хорошенького секретаря Вероники о любимых цветах, а восьмиклассники пересчитывали в кабинете психологов количество умных книг. А к чему все это? Наверное, к тому, что в этой игре мы были все вместе: педагоги, дети, повара, служба охраны, техперсонал. Если желаете «провернуть» подобное дело, не забудьте предупредить заранее всех вышеупомянутых взрослых о том, что в вашем «государстве идет перепись», чтобы ребята не натолкнулись на недоумение или недовольство. И это оправданно — у каждого из нас своя работа, и к этому надо относиться с уважением. Заканчивалась пятница «Игрой по станциям» для 5–6-х классов. Решено было организовать пять станций — по количеству классов-участников: 1. «Мы — команда». 2. «Коммуникатор». 3. «Автопортрет группы». 4. «Лидер и его команда». 5. «Храм тишины». На каждой станции ребят ждал тренер, предлагавший 3 тренинговых упражнения. Класс-команду сопровождал «путевой лист», где тренер делал отметку о прохождении станций. И опять как тут не упомянуть о диагностике! Педагоги, помогавшие нам в качестве тренеров на станциях, в один голос говорили, как просто было в игре увидеть, организован ли класс как единая команда, есть ли у этой команды лидер, могут ли они — команда и лидер — в новой для них ситуации найти ресурс для творческого восприятия предлагаемых обстоятельств. Необычные пока для нашей гимназии тренинговые игры позволили педагогам по-новому взглянуть на своих ребят и на саму игру — не только как на средство для детского развлечения, но и как на диагностическое средство, как на способ обучения навыкам взаимодействия. А психологи могут добавить, что это приятное занятие еще и замечательная психотерапия — для тех, правда, кто играет по правилам. Так и подошел к концу наш пятый день недели психологии «Неделя Плюс...». СубботаСубботний день, как и было объявлено, стал днем отдыха от дел и заданий, любезно предлагаемых психологами в течение предыдущих пяти дней. Зато немало пришлось потрудиться самим психологам — нам хотелось показать свои способности в арт-терапии. В субботу утром ребята рассматривали коллаж, выполненный психологической службой гимназии. Здесь были и «свеженькие» фотографии, и надписи из газет и журналов типа «Минздрав предупреждает: спасайся, кто может!» или «Держи хвост морковкой! Главное — вовремя разглядеть тайные знаки!». Вот и закончилось маленькое путешествие в большой мир психологии. И пусть это было больше похоже на шутку, игру, но мы-то с вами знаем, что именно в игре легче всего поделиться своими переживаниями и чувствами, прожить полученный опыт. Благодарим всех, поделившихся своими бесценными наработками по проведению Дня или Недели психологии. А. КАРГИНА,
|