Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2009


Методическая копилка

Юлия МУХИНА,
студентка 5-го курса Красноярского
государственного педагогического университета
им. В.П. Астафьева,
г. Красноярск

Творим волшебство

Обучение детей навыкам самопомощи (копинг-стратегиям) является актуальной задачей, так как стрессогенные ситуации случаются с детьми не только в семье, но и в школе и на улице. И каждый раз ребенок должен суметь справиться со своими переживаниями, со своими эмоциями и чувствами собственными силами.

Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, мы (с научным руководителем М.В. Сафоновой, кандидатом психологических наук, доцентом) пришли к мысли о необходимости создания в образовательных учреждениях, в частности в школе, комнаты психологической разгрузки («Волшебной комнаты»), целью которой, кроме собственно релаксации и социально приемлемого выхода негативных эмоций, будет обучение и закрепление навыков самопомощи у детей. В качестве средства такого обучения и помощи мы предлагаем использовать мультимодальную арт-терапию, включающую в себя такие зоны, как песочная, зона работы с пластилином, зона изотерапии, работы с «хламом», работы с водой, библиотерапии, игровой терапии, «телесная зона», зона работы с крупами, зоны музыкотерапии, сказкотерапии и фототерапии.

Важно обратить внимание на предварительную работу, которую следует провести с детьми, родителями и педагогами перед началом занятий в «Волшебной комнате» в школе. Она включает в себя уроки психологии для детей «Творим волшебство!», лекции и семинары для родителей и педагогов, в процессе которых надо раскрыть актуальность работы, ее принципы и содержание.

Мы бы хотели более подробно остановиться на программе уроков психологии «Творим волшебство!».

Программа рассчитана на курс обучения 2 месяца для учащихся начальной школы (7–10 лет) — 13 учебных часов по 2 часа в неделю.

Форма проведения учебных занятий — практическая. Максимальное количество учащихся в группе — 15 человек, в рамках общеобразовательной школы целесообразно проводить занятия в классах, разделенных на подгруппы.

Цель данной программы — обучение детей приемам самопомощи с помощью средств арт-терапии.

В процессе достижения цели реализуются следующие задачи:

• развитие эмоциональной сферы детей;

• развитие способности выражать эмоции вербально и невербально;

• формирование умения выражать негативные эмоции социально приемлемым способом;

• обучение приемам регуляции и саморегуляции.

Материалы: рисунки, изображающие эмоции; рисунки гномов; картина, изображающая эмоцию страха; художественные принадлежности; разные виды круп и предметов посуды из разных материалов; магнитофон, пластилин; таз, вода, шаль, подушки, мягкие игрушки. «Хлам»: природные материалы — кора, листья и семена растений, цветы, перышки, ветки, мох, камешки, ниточки, журналы, газеты, обои, бумажные салфетки, цветная бумага, фольга, пленка, текстиль, коробки от конфет, открытки, тесьма, веревочки.

Основное содержание курса включает в себя:

ознакомление учащихся

• с чувствами и эмоциями (познакомить детей с основными эмоциями, способствовать осознанию своих эмоций, отличий эмоций от чувств);

• с новыми копинг-стратегиями с использованием средств арт-терапии (фототерапия, сказкотерапия, библиотерапия, ароматерапия, изотерапия, игровая терапия, музыкотерапия, работа с пластилином, с водой, с «хламом», с крупами; обучение «расслабляться телом»);

формирование

• навыка самопомощи (умение выражать негативные эмоции социально приемлемым способом, приемы регуляции и саморегуляции);

• умения использовать полученные знания в разных ситуациях (обучение пользоваться в стрессовых ситуациях теми средствами, которые есть под рукой);

• расширение у детей диапазона копинг-стратегий.

Важное место в обучении детей навыкам самопомощи занимает осознание ими ее цели. Следует с самых первых занятий доводить до сознания учащихся, для чего выполняется данное упражнение, чего следует добиваться в работе над ним, как его надо выполнять, где и как можно использовать.

Необходимо делать акцент на возможности использования одних и тех же копинг-стратегий и в школе, и дома; и в компании, и одному; а также на использование в стрессовых ситуациях тех стратегий, которые можно применить в конкретный момент, не откладывая «выброс» отрицательных эмоций на какое-то время.

Формы текущего контроля отслеживаются во время занятия: умение применить полученные навыки, выбор социально приемлемой копинг-стратегии, во время опроса домашнего задания (проследить за собой).

Итоговый контроль (эффективность курса) проверяется с помощью тестирования на первом и последнем занятиях (Никольская И.М., Грановская Р.М. «Тест на определение способов преодоления детьми эмоционального дискомфорта» в модификации А. Фоминой). Результат: преобладание социально-приемлемых копинг-стратегий и расширение у детей их диапазона.

Таким образом, в программе были выделены следующие разделы:

1. Вводные занятия, включающие в себя знакомство с основными эмоциями и более подробно с отрицательными. Также на данном этапе проходит диагностика, результатом которой становится актуальный уровень развития копинг-стратегий у детей: их диапазон и частота употребления.

2. Обучение навыкам самопомощи средствами арт-терапии. На данный раздел отводится 4 практических занятия, в процессе которых дети закрепляют умение пользоваться уже привычными копинг-стратегиями и знакомятся с новыми. Знакомство идет по принципу от более знакомых, часто употребляемых средств арт-терапии, таких как изотерапия, музыкотерапия, до редко используемых, например работа с «хламом», крупами.

При этом, если у ребенка работа с каким-то материалом «не идет», делается акцент на том, что не все материалы подходят всем людям, но в то же время их использование зависит от каждой конкретной ситуации и от внутреннего состояния человека в этот момент.

3. Закрепление навыков самопомощи. Эта задача реализуется в течение 7 занятий: на первых двух дети работают со «своими» материалами (средствами арт-терапии), с теми, с которыми им легче управлять своим состоянием, эмоциями, выразить себя. Затем, на следующих трех занятиях, они используют навыки работы с оставшимися материалами, особый акцент делается на том, что «свои» материалы не всегда могут оказаться под рукой. На последних двух занятиях идет работа уже со всеми материалами, изученными на занятиях. Очень важно, чтобы была возможность разместить все изученные материалы, чтобы к ним был свободный доступ.

ВВОДНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Знакомство с основными эмоциями

Цель: развитие эмоциональной сферы первоклассников.

Задачи:

— познакомить детей с основными эмоциями;

— способствовать осознанию своих эмоций;

— развивать способность выражать эмоции вербально и невербально.

Материалы: рисунки, изображающие эмоции; рисунки гномов; картина, изображающая эмоцию «страх», игрушка-щенок, «Мойдодыр» К. Чуковского.

1. Организационный момент.

2. Знакомство с основными эмоциями (5 минут)

Ведущий. К нам сегодня в гости пришли пять гномов из сказки «Белоснежка и семь гномов». Они пришли рассказать нам немного о себе. Когда гномы идут с работы, они любят рассказывать друг другу истории из тех, что случаются с ними за день.

Один рассказывает, а другие слушают. И так по очереди. Все наши гномы — абсолютно разные, как и мы сами. Один любит веселые истории, аж глазки блестят, стоит начать рассказывать что-нибудь веселое! А вот его приятель больше любит истории грустные. Прижмется бочком, слушает и очень рассказчику сочувствует. Третьему гному нравятся истории сердитые. Брови насупит, кулачки сожмет и слушает затаив дыхание историю, в которой есть какой-нибудь злодей или обидчик. Сердится, сопереживает! Четвертый гном предпочитает истории страшные. Пряниками не корми — дай послушать и испугаться! Только ушки мелко дрожат! А последний гном ну очень любит удивляться. Поэтому и истории он любит слушать про нечто ранее неслыханное, невиданное. Когда он слушает, у него лицо вытягивается от удивления и рот приоткрывается, а глаза становятся круглые-круглые!

Во время рассказывания сказки изображение каждого гнома появляется на доске.

Сегодня гномы пришли к нам, чтобы помочь нам разобраться в том, чем отличаются эмоции от чувств.

Вот этого гнома у нас зовут «Ворчун». Скажите, какой он?

Дети. Сердитый, недовольный.

Ведущий. А если Белоснежка испечет его любимый пирог, еще и напишет сверху кремом его имя? Какой он будет тогда? Что он будет испытывать?

Дети. Радость, удовольствие.

Ведущий. Он теперь навсегда таким останется? Радостным? Довольным?

Дети. Нет, только пока пирог ест. А потом, опять станет ворчливым, потому что он такой есть.

Ведущий. То, что человек испытывает постоянно к другим людям, — называется чувствами, а то, что мы испытываем в какой-нибудь конкретной ситуации, — эмоциями. Например: вы любите своего котенка. Очень любите! Но вот он начал играть, бегать, прыгать по комнате и… опрокинул стул! И вы на него очень рассердились! Стали гневаться!

Что в этой истории будет чувством — любовь или гнев? Почему? А эмоцией?

 

3. Радость (6 минут)

Ведущий. Наш гномик хочет узнать, а знаем ли мы, что такое «радость»?

Дети:

— Радость — это когда всем весело, когда все радуются.

— Бывает радость большая, а бывает — маленькая.

— Это когда у всех праздник.

— Это когда никто не плачет. Ни один.

— Это когда нет войны.

— Это когда все здоровы.

— Это я, потому что мама мне говорит: «Ты — моя радость»!

Ведущий. А сейчас давайте расскажем гномику, что мы делаем, когда нам весело. (Дети рассказывают.) А теперь в паре друг другу покажите, как радуетесь друг другу при встрече. Расскажите, с помощью чего вы это показали.

Выразительные движения — объятия, улыбки, смех, радостные восклицания.

 

4. Страх (6 минут)

Ведущий. Ребята, посмотрите на эту картину. Какое настроение у героев этой картины? Как вы это узнали? Можем ли мы узнать настроение человека, не видя его лица? Как меняются движения человека в разном настроении? Как меняется голос?

Сейчас мы с вами будем слушать историю и показывать эмоции.

Это произошло совсем недавно с очень хорошими друзьями. Однажды у Даши был день рождения, и она пригласила к себе весь свой 1-й «Д». В самый разгар веселья (дети показывают эмоцию радости) в комнате раздался грохот. Дети насторожились, а кто-то успел испугаться. Ой, кто это? (Эмоция страха.) Все побежали в угол смотреть, что же это такое. (В углу, заранее спрятанный под газетами, лежит игрушечный щенок). Что же они увидели? Газеты двигались!!! (Эмоция страха.) Вдруг газеты рассыпались, и там оказался маленький щенок. И все засмеялись! (Смех.)

Давайте все-таки решим, что же нам делать, если мы испытываем страх? (Ответы детей, если их мало — помощь психолога.)

Мы можем включить любимый мультфильм, можем просто рассмеяться, а можно представить, как мы надули из нашего страха мяч и выкинули подальше! А затем самое главное — нужно это сделать! Давайте, это сделаем!

 

5. Гнев (6 минут)

Чтение отрывков из произведения К. Чуковского «Мойдодыр», где автор описывает гнев Умывальника и Крокодила. Вопросы к детям:

— Почему рассердились Умывальник и Крокодил?

— Как описал автор гнев Умывальника? А Крокодила?

Ведущий. Давайте покажем друг другу в паре эмоцию гнева.

Выразительные движения — брови сведены, глаза широко раскрыты, пальцы рук сжаты в кулаки.

Что же мы можем сделать, если испытываем гнев? Можем также надуть из него шар и закинуть далеко-далеко. Можно взять яйца, представить, что они «злобные», и пожарить из них «гневный омлет». И как только он будет готов, гнев вместе с паром испарится. А можно нарисовать свой гнев и улыбнуться. И самое главное, не только представить — но сделать!

 

6. Грусть (6 минут)

Ведущий. Жили-были на свете две подружки — Обидка и Грустинка. Они всегда ходили вместе и искали себе друзей. Обидка была зеленого цвета, очень пушистая, а ладошки у нее были липкие — поэтому она могла приклеиваться к прохожим.

А Грустинка была синяя с красным носиком и очень худенькими ножками. Ее часто уносило ветром, но на лапках у Грустинки были присоски, с помощью которых она цеплялась за все, что попадалось на пути.

Давайте изобразим обиду и грусть. Вы сегодня выходили на улицу — и они к вам приклеились. Я даже вижу их. (Подходит к ребенку и показывает.) Обидка сидит у тебя на левом плече, а Грустинка — на правом. Давайте их снимем, и пусть они летят дальше.

Психолог вместе с детьми начинает комично снимать Обидку и Грустинку, делая вид, что ему очень трудно это делать.

Ведущий. Теперь в паре — сначала один грустит, а второй говорит ему ласковые слова, а затем меняемся ролями.

А сейчас закройте глаза и пофантазируйте. Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его. Медленно, по одному пальчику сожмите ладонь, спрячьте его. Подышите на него, согревая своим ровным спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и тепло дыхания. Раскройте ладонь, и вы увидите, что птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилетит к вам.

7. Удивление (4 минуты)

Ведущий. Однажды гномы возвращались домой. Они были в гостях на дне рождения. Настроение у всех было замечательное. Неожиданно один из гномов вскрикнул от удивления и встал на колени — прямо на тропинке рос цветок, а на нем сидела бабочка — самая красивая в мире! Он такой еще не видел!

Покажите, как вы удивляетесь.

Выразительные движения — раскрытый рот, брови приподняты, глаза широко открыты. Одной рукой ребенок может придерживать щеку или прикрывать рот, как будто хочет сдержать удивление. От удивления человек может вскрикнуть или замереть.

С каким человеком можно сравнить по жестам, по позе удивленного человека?

Дети. С радостным.

 

8. Подведение итогов (4 минуты)

На доску вывешиваются плакаты с изображением эмоций. Дети угадывают, какие эмоции изображены на них.

Затем показываются эмоции, мешающие общению и помогающие ему.

Ведущий. С помощью чего можно выражать эмоции?

Дети. Эмоции можно выражать с помощью жестов, мимики, движений, интонации.

Обучение навыкам самопомощи средствами арт-терапии
(работа с пластилином)

Цель: обучение приемам самопомощи средствами арт-терапии.

Задачи:

— формировать умение выражать негативные эмоции социально приемлемым способом;

— обучать приемам регуляции и саморегуляции.

Материалы: пластилин, доски для лепки, художественные принадлежности, письменные принадлежности.

 

1. Организационный момент.

2. Повторение (10 минут)

 

Ритуал «Передай радость по кругу».

Игра «Узнай эмоцию»

Ведущий. Давайте вспомним, какие способы преодоления грусти, страха и гнева мы нашли на прошлом уроке?

Кто из вас применял эти способы за прошедшую неделю?

 

3. Работа с пластилином (25 минут)

Ведущий. А теперь садимся за стол. Сегодня мы с вами узнаем еще несколько способов преодоления отрицательных эмоций. Кто уже догадался, с чем мы сегодня будем работать? Правильно, с пластилином.

Сначала вы возьмете у меня из рук кусочек картона того цвета и формы, которые соответствуют вашей эмоции на данный момент. Положите его перед собой.

Сейчас те, у кого было плохое настроение с утра, лепят свою эмоцию – ту, что вы испытываете (гнев, грусть, страх). А остальные лепят любую из трех отрицательных эмоций. Друг другу не говорим, потом будем угадывать! Не обязательно лепить человека, может быть, для вас эмоция — это какая-то определенная фигура, или комок, или блин, или просто форма чего-нибудь. Не забывайте: цвет тоже имеет значение — берите тот цвет, который соответствует вашей эмоции. Цвет мы с вами уже выбрали, старайтесь подобрать такой же, хотя бы приблизительно. Но если у кого-то настроение уже изменилось, можно взять другой цвет, который больше подходит.

Берите небольшие куски пластилина, чтобы было легче разогреть их в руках.

(Дети лепят эмоцию.)

Вам нужно придумать то, что вы слепили, — предмет это или живое существо. И рассказать историю про то, что с ним случилось, из-за чего оно испытывает такую эмоцию.

А теперь давайте угадаем, кто какую эмоцию лепил. Автор слушает, исправляет, если неправильно. Если кто-то изменил цвет еще до лепки, то объясните, в какую сторону изменилось ваше настроение, и расскажите придуманную историю.

У кого поделки похожи? А у кого разные?

(Дети рассматривают поделки и высказывают свое мнение.)

Сейчас нам нужно изменить нашу отрицательную эмоцию на положительную. Как мы можем это сделать?

В прошлый раз мы «перерисовывали» эмоцию, а на это раз мы ее будем «перелепливать». И сразу же придумывать историю о том, что с этим существом могло случиться, почему у него настроение изменилось.

Давайте включим веселую, радостную музыку, проверим еще раз ее волшебную силу. И расскажем по кругу свою историю и посмотрим на поделки друг друга. У кого поделки похожи? А у кого разные?

(Дети рассматривают поделки друг друга и высказывают свое мнение.)

Теперь возьмите кусочки картона того настроения, которое стало сейчас у вашего существа или предмета.

Изменилось ли оно? В какую сторону?

У кого, пока вы лепили и придумывали истории, улучшилось настроение?

 

4. Подведение итогов (5 минут)

Ведущий. Какие новые способы преодоления отрицательных эмоций вы узнали сегодня?

Какие из них можно применять дома, а какие в школе? Где их легче применять?

Сегодня я вам дам домашнее задание. Мы с вами уже выяснили, что поднимать настроение, избавляться от грусти нам помогают музыка и чтение книг. Вам дома нужно будет написать список с названиями песен, стихов, книжек, которые вам поднимают настроение. Только названия, приносить их не нужно! И конечно, применяйте дома способы преодоления отрицательных эмоций, которые вы узнали на уроках!

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта «Английский Онлайн». Зарегистрировавшись на сайте интернет проекта «Английский Онлайн», который располагается по адресу www.e-english.ru, Вы сможете воспользоваться бесплатными учебными материалами по изучению английского языка. Английский для начинающих, от интернет проекта «Английский Онлайн» - это бесплатный курс, состоящий из текстовых уроков и аудио подкастов, позволяющий в самые быстрые сроки освоить английскую грамматику, набрать необходимый словарный запас, говорить и понимать по-английски. Благодаря услугам интернет проекта «Английский Онлайн», Вы сможете изучать английский язык в удобное для Вас время и в комфортной обстановке, а возможность записаться на онлайн уроки в виртуальном классе, проводимые под руководством опытного Педагога, позволит повысить эффективность обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2007.

2. Вежновец И. Программа «Развитие эмоциональной сферы» // Школьный психолог. — 2006. — №17.

3. Игровая терапия: искусство отношений: Г. Лэндрет. Пер. с англ. / Предисл. А.Я. Варга. — Международная педагогическая академия, 1994.

4. Лебедева Л.Д. Арт-терапия детской агрессивности // Начальная школа. — 2001. — №2.

5. Медведская С. Конкурс чувствоведов // Школьный психолог. — 2006. — №22.

6. Никольская И.М., Бардиер Г.Л. Уроки психологии в начальной школе. — СПб.: Речь, 2004.

7. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. — СПб.: Речь, 2000.

8. Фоминова А. Как улучшить настроение? // Школьный психолог. — 2006. — №2.

9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. — СПб.: Речь; ТЦ Сфера, 2001.

10. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психокоррекции. — М.: Академия, 2001.

11. Ярославцева Л. «Птица радости». Психокоррекционные занятия с тревожными детьми младшего школьного возраста // Школьный психолог. — 2007. — №6.