Миляуша ШАЙХУТДИНОВА,
педагог-психолог ЦППРиК,
с. Буздяк, Республика Башкортостан
Об обиженном Олеге и ласковой Лене
Психологическое занятие с учащимися 6–7-х
классов
Цели занятия:
—
способствовать сохранению нервно-психического
здоровья детей;
— формировать навыки преодоления стресса;
— совершенствовать умение детей находить
выход из трудных жизненных ситуаций;
— обучить умению управлять собой в трудной
ситуации.
Форма проведения: учащиеся сидят в тесном
кругу.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Упражнение «А ты кто?»
Цели: знакомство, эмоциональный разогрев.
Выбирается доброволец, который возьмет на себя
роль «тренера памяти».
Один из участников представляется следующим
образом: к имени прибавляется прилагательное,
начинающееся с той же буквы. Например: «Привет, я
— замечательная Зина». Желательно, чтобы
прилагательное по возможности характеризовало
говорящего.
Потом игрок спрашивает любого члена группы: «А
ты кто?» Тот отвечает: «Привет, замечательная
Зина, я — обиженный Олег», обращается к
следующему и спрашивает: «А ты кто?» Третий
участник говорит: «Привет, обиженный Олег, я —
ласковая Лена». И так продолжается дальше.
В игру включается «тренер памяти». Прежде чем
говорящий задаст вопрос «А ты кто?», «тренер»
может указать на одного из ранее представленных
игроков и спросить: «А это кто?» В этом случае вся
группа должна ответить хором: «Это замечательная
Зина».
Игра продолжается до тех пор, пока каждый
участник не будет представлен и по меньшей мере
один раз назван всей группой в общем хоре.
Упражнение «Закончи фразу»
Цели: эмоциональный разогрев, активизация
умственной деятельности.
По кругу каждому участнику ведущий говорит
начало фразы, которую он должен закончить
(приложение 1).
Тест «Мое самочувствие» (приложение 2)
Цель: дать поразмышлять над собой, своими
привычками, индивидуальными особенностями
Упражнение «Ситуации, которые портят мне
настроение»
Детям предлагается вспомнить ситуации, которые
мешают им быть счастливыми. Ответы говорят по
кругу. Условие: не повторяться.
Сказка «Фламинго, или Скала Желаний» (приложение
3)
Обсуждение:
— Из-за чего переживало Облачко?
— Случалось ли когда-нибудь с тобой подобное?
— Почему мечты Облачка не разбились о Скалу
Желаний?
— Что помогло ему справиться с Ветром?
Упражнение «Кто или что может мне помочь в
трудной ситуации»
Дети предлагают пути выхода из трудных
ситуаций. Ответы говорят по кругу. Условие: не
повторяться.
Мини-лекция «Пути выхода из жизненных
затруднений»
Подводятся итоги сказанного детьми.
Обсуждаются примеры, к кому можно обратиться в
трудных ситуациях.
Основные мысли:
• Из любой ситуации есть выход (можно привести
шуточный пример – карикатура с изображением
цапли, глотающей лягушку: «Даже если тебя съели, у
тебя есть два выхода»).
• Все проходит. И это пройдет.
Способы снятия нервно-психического
напряжения
Цель: познакомить с понятием саморегуляции
и предложить эффективные способы снятия
нервно-психического напряжения.
1. Релаксация — напряжение — релаксация —
напряжение.
2. Спортивные занятия.
3. Контрастный душ.
4. Стирка белья.
5. Мытье посуды.
6. Пальчиковое рисование (ложка муки, ложка воды,
ложка краски). Кляксы. Потом поговорить о них.
7. Скомкать газету и выбросить ее.
8. Соревнование: свое напряжение вложигь в
комканье газетного листа, сделать этот комок как
можно меньше и закинуть подальше.
9. Газету порвать на мелкие кусочки, «еще
мельче». Затем выбросить на помойку.
10. Слепить из газеты свое настроение .
11. Закрасить газетный разворот.
12. Громко спеть любимую песню.
13. Покричать то громко, то тихо.
14. Потанцевать под музыку, причем как спокойную,
так и «буйную».
15. Смотреть на горящую свечу
16. Вдохнуть глубоко до 10 раз.
17. Погулять в лесу, покричать.
18. Посчитать зубы языком с внутренней стороны.
— Когда люди общаются, что может им поднять
настроение?
Упражнение «Комплимент в подарок».
Рефлексия.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Закончи фразу
Мне нравится ...
Терпеть не могу ...
Все люди ...
Люблю жизнь за ...
Волнуюсь, когда ...
Люди обижаются, когда ...
Моя жизнь ...
Я злюсь ...
Окружающие думают, что я ...
В людях не нравится ...
Мои друзья ...
Жизнь всегда ...
Никогда не ...
Думаю, стоить жить из-за ...
Радуюсь, когда ...
Люблю окружающих за ...
Моя школа ...
Весь мир вокруг ...
Страшно, когда ...
Я всегда ...
Не люблю, когда ...
Мне смешно, когда ...
Приложение 2
Тест «Мое самочувствие»
(Н. Стебенева, Н. Королева)
Инструкция: вам следует ответить «да» или
«нет» на утверждения, которые я вам сейчас
зачитаю. Постарайтесь быть максимально
откровенными. Информация, которую вы получите,
нужна прежде всего вам.
За каждый ответ «да» поставьте себе по одному
баллу и суммируйте их.
1. У меня часто плохое настроение, я плачу.
2. При встрече с человеком я избегаю смотреть
ему в глаза.
3. Часто я выгляжу сердитым, подавленным.
4. Большинство людей, которых я знаю или знал,
разочаровали меня.
5. Я почти не интересуюсь тем, что для других
является очень важным в жизни (спорт, работа,
отношение окружающих).
6. Последнее время я очень редко бываю веселым,
практически не смеюсь.
7. Я часто чувствую слабость, жалуюсь на жизнь
своим близким и знакомым.
8. В настоящее время у меня нет собственной
позиции по многим вопросам.
9. Я говорю, как правило, очень тихо, так, что меня
с трудом понимают собеседники.
10. Часто я не знаю, как ответить на тот или иной
вопрос собеседника, и просто пожимаю плечами.
Ключ к тесту
1–2 балла. Несмотря на некоторые жизненные
затруднения, вы видите жизнь в несколько розовом
свете. Это не так уж плохо, но до определенного
предела.
3–6 баллов. Ваше отношение к жизни в целом в
норме, но уже чувствуется определенная доля
скепсиса. усталость. Не рано ли?
7–10 баллов. Почти все, что с вами происходит,
вы воспринимаете негативно. Неужели в вашей
жизни совсем нет радостных мгновений?
Конечно, вы вправе не согласиться с данной
интерпретацией результатов. Но все-таки есть
смысл задуматься над полученной информацией. Тем
более что впереди у вас упражнения, которые
помогут вам лучше понять себя и измениться, если
в этом есть необходимость.
Приложение 3
Фламинго, или Скала Желаний
(О. Хухлаева)
Возраст: 9–13 лет.
Направленность: неуверенность, сомнения в
собственных силах, чувство неполноценности и
«незначительности». Ключевая фраза: «Я не такой,
как все».
В далеких жарких странах живут прекрасные
птицы, которые называются фламинго. Днем они
гуляют, гордо вышагивая по берегу реки, а вечером,
когда солнце катится к горизонту, они взлетают к
небу и парят под облаками. Закат окрашивает их
розовые крылья в багровый цвет, и любой, кто
когда-либо увидел такое, никогда этого не
забудет.
Тебе интересно узнать, откуда появились
фламинго? Тогда слушай.
Жило-было маленькое Облако. Оно, как и каждое
облачко, целый день летало по небу с другими
облаками — туда, куда дует ветер, и больше всего
на свете любило смотреть на закат.
Однажды мимо нашего Облачка пролетали
маленькие цветные птички. Они очень понравились
Облачку, и ему захотелось полетать с ними и
посмотреть на закат поближе, Облачко решило
поговорить с птичками.
— Куда вы летите, — спросило оно.
— Мы, птички, куда хотим — туда и летим,—
сказала одна.
— Да, да, — сказала другая.— Мы можем летать,
куда нам хочется.
— Возьмите меня с собой, — попросило Облачко.
— Ха-ха-ха, — засмеялись птички, — да ты же не
умеешь летать, и у тебя это никогда не получится.
Ты просто маленькое глупое Облако, которое летит
туда, куда дует Ветер, — сказали птички и улетели.
Облаку стало очень грустно. Потянулись серые
дни. Оно больше ничему не радовалось и только
медленно и лениво передвигалось по небу. Оно
почти ни с кем не разговаривало и все время
думало: «Какое я несчастное, неуклюжее, серое
Облако. Я даже не умею летать». А ночью ему
снилось, что маленькие разноцветные птички
летают вокруг него, смеются и говорят:
«Маленькое, глупое, неуклюжее серое Облако».
Однажды вечером, когда приближался закат,
Облачко, как всегда, летало по небу и,
задумавшись, не заметило, что оно давно
отделилось от других облаков и его гонит уже
совсем другой ветер. Когда оно это заметило, то не
стало сопротивляться.
«Какая разница,— подумало Облако — Я ведь все
равно не умею летать, буду одиноким серым
Облаком».
Солнце уже окрасило небо в розово-красные тона,
как вдруг невероятно сильный Ветер подхватил
облачко и очень быстро понес к самой большой
горе.
— Как ты посмел забраться на мою территорию?!
Вы, облака, только мешаетесь нам — ветрам. За это
я разобью тебя о скалу, — сказал Ветер.
Облачко пыталось справиться с порывом Ветра,
сказать, что это какой-то случайный, озорной
ветерок занес его сюда, но Ветер не хотел ничего
слушать. Облачко подумало: «Ну и пусть я
разобьюсь о скалу, я все равно не смогу никогда
летать».
Ветер нес его с огромной скоростью, скала была
все ближе и ближе. Облако решило в последний раз
посмотреть на закат. Ему показалось, что сегодня
закат особенно красив.
«Неужели я его больше не увижу, — подумало
Облачко и испугалось. Ему вдруг очень захотелось
жить и видеть закат каждый день. — Что же мне
делать?.. Надо попробовать улететь от ветра».
В этот момент Ветер со всей силы кинул его в
скалу. Облачко оттолкнулось и пыталось улететь,
но Ветер схватил его и с силой швырнул опять.
Облачко подумало: «Мне надо постараться, у меня
обязательно получится». Оно опять оттолкнулось и
попробовало улететь. Ветер снова схватил Облако,
разогнался и кинул его на скалу.
«У меня все получится. Я не сдамся»,— решило
Облако, почувствовало себя невероятно сильным.
Оно собрало все свои силы, оттолкнулось и взмыло
в небо. Оно постаралось вытянуться, как птица.
Ветер сначала растерялся, но спустя секунду
опять погнался за Облаком. Облако старалось
лететь скорей, оно тянулось за уходящими лучами
солнца. Оно подумало: «Вот бы сейчас крылья, я бы
улетело прочь от Ветра». И вдруг у облака
появились крылья. Оно превратилось в прекрасную
птицу и полетело очень быстро. Ветер не успевал
за птицей, начал отставать, устал и перестал за
ней гнаться. Произошло чудо, потому что Облачко
столкнулось с волшебной Скалой Желаний, о
которую мечты либо разбиваются, либо становятся
реальностью.
Облачко думало: «Какое же это чудо. Я птица, я
могу летать, я могу летать, я могу полететь к
самому солнцу». Ему было легко, хорошо и очень
весело. Оно никогда не видело закат так близко.
Вечернее солнце окрасило его перья в розовый
цвет. Маленькие цветные птички, увидев его,
сказали: «Какая красивая птица и как хорошо она
летит». Маленькое серое Облако превратилось в
прекрасную розовую птицу, которую люди назвали
фламинго.
ЛИТЕРАТУРА
Фопель К. Сплоченность и толерантность в
группе. — М.: Генезис, 2003.
Стебенева Н., Королева Н. Путь к успеху //
Школьный психолог. — 2003. — № 29.
Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. Лабиринт души:
терапевтические сказки. — М.: Академический
проект, 2008.