Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2009


Наши дети

Швейная игла

Применение сказкотерапии в индивидуальном консультировании

Пришла ко мне ученица 11-го класса. Испытывает сильное волнение в процессе подготовки к экзаменам. Даже мысли об экзаменах вызывают беспокойство. Поскольку запрос был заявлен в конце первой встречи, было время подготовиться ко второй.

Психолог. Я всегда очень любила сказки. А пока ждала тебя, вспомнила одну и хочу рассказать тебе.

Одна швейная игла была очень трудолюбивая. Она любила шить. Ей всегда хотелось выполнить свою работу хорошо и, главное, вовремя, к намеченному сроку. Но чем больше торопилась и суетилась игла, тем труднее становилось шить. Иногда игла делала кривые стежки, и их приходилось переделывать. «Опаздываю, опаздываю», — думала игла. Бывало, она так высоко взлетала над тканью, что теряла нитку. Тогда нужно было останавливаться и вновь вдевать ее в ушко. «Опаздываю, опаздываю», — волновалась игла. Даже ночью, когда игла стояла в игольнице, она долго не могла успокоиться. Уж очень ей хотелось делать ровные и правильные швы. Игла так волновалась, что даже чуть-чуть звенела от напряжения.

— Успокойся, — раздался чей-то голос.

Это заговорила игольница.

— Прелестная швейная игла! Ты можешь очень хорошо шить. У тебя для этого всё есть. Твой острый носик ловко делает маленькие отверстия. В твое большое ушко легко вставлять нитку. Ты очень стройная, и тебя удобно держать. Тебе нужно просто спокойно шить.

— Но я же опаздываю, — возразила игла.

— Ты просто от волнения делаешь ошибки. Запомни, ты сможешь ловко шить. Поверь в свои силы и умения. Спокойно берись за дело: рассчитай расстояние, проколи ткань и тяни нитку. Ты всё успеешь!

На следующий день игла старательно приступила к работе. Вспомнив слова игольницы, она попробовала успокоиться. Окинув взглядом детали, игла принялась за свое дело. Нитку тянула аккуратнее, стежки делала ровнее. В этот день переделывать пришлось меньше и работа шла быстрее.

Игла задумалась. Может, игольница права? Главное — поверить в свои силы, все обдумать и спокойно приняться за дело.

Вот такая сказка. И, как в каждой сказке, в ней есть доля правды.

Ученица. Да, хорошая сказка. Интересно. Я тоже иногда в Интернете всякие истории нахожу, читаю.

Психолог. Мне показалось, что эта история нам подходит. Как ты думаешь?

Ученица. Да. Чем-то похоже.

Психолог. Похоже?

Ученица. Да.

Психолог. А чем похоже?

Ученица. Я тоже волнуюсь. Только ей легче. У нее одно дело. Когда одно дело делаешь, то знаешь, что делать. Ну как в спорте (занимается греблей — рассказывает подробности). А тут много предметов. И все надо…

Психолог. Когда много дел, труднее.

Ученица (говорит быстро). Да, не знаешь, за что браться. Ничего не понимаешь. Волнуешься. Кажется, не сдашь ЕГЭ — никуда не поступишь. И вообще, что я ни на что не гожусь.

Психолог. Волнуешься, когда не понимаешь…

Ученица. Да, объясняют алгебру, а я не понимаю. Сижу и думаю, что ничего не сдам.

Психолог. Не понимаешь, когда учитель объясняет?

Ученица. Да, у меня вообще с алгеброй плохо.

Психолог. Плохо понимаешь?

Ученица. Да, буду после Нового года с репетитором заниматься.

Психолог. А остальные предметы?

Ученица. С русским легче, по биологии справляюсь, а по химии — с репетитором занимаюсь. Иногда всё понимаю, а иногда сижу, она объясняет, спрашивает: «Всё поняла?» А я как будто вообще ничего не понимаю.

Психолог. Ты сразу после уроков занимаешься?

Ученица. Да, после седьмого урока еду на занятия.

Психолог. Может быть, ты просто очень устаешь. Ты сейчас в 11-м классе. У вас большая нагрузка, подготовка к экзаменам. Действительно очень напряженный график.

Ученица. Ну, это да.

Психолог. Хорошо, что ты занимаешься спортом, это снимает напряжение.

Ученица (энергично, вдохновенно). Да, на тренировках обо всем забываешь. Настроение улучшается. Даже на физкультуре. Вчера после биологии было плохое настроение, а побегали по залу, и как-то все изменилась.

Психолог. Вот и во время занятий, когда чувствуешь, что перестала понимать объяснения, попробуй сделать перерыв. Как ты думаешь, возможно договориться с репетитором, чтобы вы делали двух-трехминутные перерывы?

Ученица (задумчиво). Ну да, она хорошая…

Психолог. Преподавателю тоже лучше, чтобы ты поняла объяснения. Поэтому она, скорее всего, согласится. Две-три минуты отдыха и расслабления тебе придадут сил. (Примеры расслабляющих упражнений.)

Ученица (уверенно). Да, надо попробовать!

(Объясняю, что все школьные учителя заинтересованы в том, чтобы ученики успешно сдали ЕГЭ, даже если говорят противоположное.)

Психолог. Если я правильно поняла, то трудности вызывают только химия и алгебра.

Ученица (спокойно). Да, с остальными справляюсь.

Психолог. По химии ты уже занимаешься с репетитором, а по алгебре будешь заниматься после Нового года?

Ученица. Да, мама сказала, что после Нового года начнем.

Психолог. Хорошо. Значит, сейчас и по поводу алгебры можно не волноваться. Получается, если мы немного успокоимся, спокойно оценим ситуацию, то сможем увидеть, что нужно сделать.

Ученица (быстро). Но я иногда не успеваю делать уроки. Всего так много.

Психолог. Помнишь, как в сказке, когда игольница говорит: «Спокойно берись за дело: рассчитай расстояние, проколи ткань и тяни нитку». Она как бы говорит игле, из каких этапов состоит ее работа.

Ученица (задумчиво). Да, действительно.

Психолог. А может быть, тебе тоже попробовать спокойно сесть и составить себе план занятий? Сначала посмотреть, сколько у тебя свободного времени по дням недели. Потом попробовать определить, сколько нужно времени для выполнения домашних заданий по предметам. Конечно, это будет не точное время, а плюс-минус 15 минут. И, составляя расписание занятий, оставь себе запас свободного времени. Чтобы можно было спокойно все сделать.

Ученица (быстро, энергично, радостно). Вы знаете, я однажды так сделала. В голове все вертелось, как много надо сделать. Я даже боялась что-нибудь забыть. Поэтому решила записать. Оказалось, что нужно сделать только литературу, русский и биологию. И всё! Записала, и выяснилось, что сделать нужно немного, а мыслей было столько, что казалось: ничего не успею!

Психолог. Так бывает. Ты записываешь, видишь объем работы, которую нужно сделать, и уже это успокаивает. Попробуй составить себе план занятий.

Ученица (уверенно). Да, я попробую.

Выясняется, что подготовка к ЕГЭ входит в программу и проблема заключается в выполнении домашнего задания. Проговорили еще раз этапы планирования: определение количества свободного времени, определение времени на выполнение заданий по каждому предмету, запас на отдых. Вспомнили про перерывы во время занятий. Договорились, что перед экзаменами еще раз встретимся и обсудим, как вести себя накануне и в ходе экзамена.

Девушка ушла в приподнятом настроении.

Ирина НОВИЧКОВА,
педагог-психолог ГОУ СОШ № 182,
Москва

Статья опубликована при поддержке познавательного журнала "ШколаЖизни.ру". В журнале Вы можете прочитать об израильском производителе косметических средств для кожи и волос "Дешели". В чём секрет косметики "DeSheli", отзывы о фирме desheli, цели компании, серия «Crystal Youth», серия «Diamond Treasures Brilliant Hair», «Diamond Treasures Skin Glory», «Diamond Treasures Men Gear Private Arsenal», салоны красоты. Узнать подробную информацию об этой компании Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://shkolazhizni.ru/.