Познай себя и сделай первый шаг
Элективный курс предпрофильного обучения
для учащихся девятых классов
общеобразовательной школы
Ниже представлены первые несколько занятий
первого цикла курса.
Занятия включают в себя профориентационные
игры и упражнения, теоретические блоки,
сюжетно-ролевые игры, беседы, диагностические
методики, анализ конкретных ситуаций,
психотренинг.
Цель первого цикла: помочь
старшеклассникам в подготовке к самостоятельной
жизни и формировании психологической культуры.
Задачи цикла
• Дать ученику знания о самом себе и научить
его получать эти знания самостоятельно.
• Помочь ученику стать более адаптированным.
• Развивать рефлексию как процесс познания и
понимания учеником самого себя и выяснения того,
что другие знают о нем и как понимают его
личностные особенности.
• Способствовать нравственному
самосовершенствованию ученика, его готовности к
социальному самоопределению и поиску жизненных
ценностей.
Продолжительность занятий: примерно 60–80 минут
в зависимости от сложности предлагаемых
упражнений и других конкретных обстоятельств
работы.
Условия проведения. Оптимальное количество
детей в группе — 10–15. Рекомендуется рассаживать
участников в круг. В конце каждого занятия
участники рисуют «рожицы» — эмоции, полученные
во время занятия (на специальном бланке).
Необходимым элементом последнего занятия
каждого цикла является получение от участников
«обратной связи».
ЗАНЯТИЕ 1. ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ СЕБЯ?
Цели:установление контакта со
старшеклассниками, создание положительной
мотивации к изучаемому курсу, принятие общих
правил поведения на занятиях.
Вводная беседа.
Обсуждение и принятие правил
Ведущий рассказывает участникам о целях и
задачах тренинга. Принимаются общие правила
поведения. (на ватмане вывешиваются на видном
месте и сопровождают каждое занятие).
Ведущий.Любая группа людей,
собирающихся совместно проделать определенную
работу и достичь цели, договаривается об
основных правилах, соблюдение которых помогает
получить желаемый результат. Для того чтобы
занятия проходили эффективно, необходимо
договориться о правилах, поэтому сначала
ознакомимся с теми правилами, которые обычно
используются во время подобных занятий. Мы их
сейчас обсудим и внесем необходимые коррективы.
Каждый пункт правил принимается голосованием.
Эти правила в равной степени относятся и к
ведущему — психологу, и к учащимся.
Правила поведения на занятиях
1. Не существует правильных и неправильных
ответов. Правильный ответ тот, который выражает
твое мнение.
2. Лучше промолчать, чем говорить не то, что
думаешь, или просто врать.
3. Нельзя давать оценку выступлению другого
участника, если он сам тебя об этом не попросит.
4. Нельзя вне занятий обсуждать то, что мы узнаем
друг о друге на занятиях, и то, как разные
участники ведут себя на них. Все, что происходит
на занятиях, должно остаться нашей общей тайной.
5. Слушать говорящего, не перебивать.
6. Право на личное мнение есть у каждого.
7. Сообщать о трудностях, мешающих участию в
работе группы.
Ведущий.В знак того, что мы
приняли правила нашей группы, поаплодируем.
Знакомство. Упражнение «Круги»
Участникам предлагается на листах формата А5
(трех цветов) нарисовать три круга, в которых
указать имя, позитивное качество на первую букву
имени, увлечение (хобби). По окончании задания
каждый представляется.
Анкета
Учащиеся письменно и анонимно отвечают на
следующие вопросы:
Что я знаю о себе?
Что я хочу узнать о себе?
Что приятного и неприятного было в моей жизни
за последнее время?
Данные этого задания используются психологом
для последующих занятий.
Итог занятия
Рефлексия «Рожица».
ЗАНЯТИЕ 2. ЛИЧНОСТЬ
Цели: познакомить с понятиями
«личность», «индивидуальность»; показать
неповторимость, уникальность личности; дать
представление о путях формирования личности.
Беседа «Личность и ее формирование»
Ведущий. О каждом из нас можно
многое сказать, но прежде всего каждый — это
личность, то есть человек, наделенный особыми
психическими свойствами, познающий и
преобразующий мир и занимающий определенное
место среди людей. Личностью не рождаются, а
становятся постепенно. Развитие личности
довольно медленный процесс. Чтобы стать
личностью, человек должен постоянно находиться в
обществе, вступать с ним в те или иные отношения.
Уже на первом году жизни ребенка ведущим
видом деятельности (формирующим психику)
является эмоциональное общение с взрослыми, и
если ребенок по тем или иным причинам лишен этой
возможности, то это сказывается на уровне
психического развития.
Формирование личности определяется
биологическими данными, средой (природной и
социальной), воспитанием и обучением,
активностью самой личности, познанием, общением
и трудом (умственным и физическим).
Упражнение «Я — уникальный»
Ведущий. На Земле нет другого
человека, подобного нам, каждый человек
неповторим.
Ведущий передает налево и направо два мяча
разного цвета. Учащийся слева, получив мяч,
продолжает высказывание «Я, как все...», и при этом
он выбирает одну из социальных позиций (сын, дочь,
друг, учащийся, девушка, юноша). Позиции написаны
либо на доске, либо на больших карточках.
Учащиеся, получившие мяч справа, выполняют
аналогичные действия, продолжая высказывание «Я,
не как все...».
Когда в руках одного из участников встречаются
два мяча, ему предоставляется право выбора, какое
высказывание продолжать. В итоге психолог
подводит учащихся к выводу, что у всех нас есть
какие-то общие качества, а есть и уникальные,
неповторимые, присущие только одной личности.
Упражнение «Письмо себе, любимому»
Каждый пишет письмо самому близкому человеку,
то есть самому себе, любимому. Любимому, потому
что, не любя самого себя, нельзя свободно жить.
Время — 10–15 минут, можно включить тихую
музыку. После выполнения упражнения желательно
обменяться мнениями, с какими чувствами делали
это задание. По желанию можно пересказать или
зачитать свое письмо.
Это упражнение помогает человеку обратить
внимание на самого себя, осознать свою любовь.
Итог занятия
Закрепление пройденного материала. Обсуждение:
• Что такое личность?
• Личностью рождаются или становятся?
• В чем состоит индивидуальность и
неповторимость?
Рефлексия «Рожица».
ЗАНЯТИЕ 3–4. ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
Цели: научить решать свои жизненные
проблемы, показать важность ценностей.
Рисунок «Сложные жизненные ситуации»
Ведущий. «Если ты поймал сыну
рыбу, ты накормил его на сегодня. Если ты научил
сына ловить рыбу, ты накормил его на всю жизнь», —
гласит народная мудрость. Есть люди, которые
умеют выживать везде и быть счастливыми
практически в любой ситуации. Если человек любит
себя, мир, людей, если он внутренне свободен и
наполнен энергией, знает, для чего он живет, он
сам решит все свои проблемы. Помочь человеку
воспитать свою душу можно.
На рисунке, где изображено солнце и два
облака, на одном облаке напишите свое имя и
фамилию, на другом — имя, которым хотелось бы
называться. В центре солнца изобразите
символический автопортрет, на 3—4 лучах солнца
напишите качества, которые помогают вам
преодолевать сложные жиненные ситуации. Затем
рисунок следует передать соседу справа. Каждый,
получив чужой рисунок, пишет на одном луче
название качества, на его взгляд подчеркивающее
индивидуальность автора. Получив назад свой
рисунок, автор знакомится с результатами и, если
есть желание, комментирует его вслух.
Осмысление ресурсов собственной личности
Знаменитое высказывание Иммануила Канта «Годы
юности — самые трудные годы, ибо это годы выбора»
записано на доске. Часть учащихся должна
подтвердить, а часть — опровергнуть это
высказывание. По итогам дискуссии ведущий делает
вывод о влиянии индивидуальности на осознанный
выбор и об ответственности каждого за свои
решения.
Упражнение «Моя Вселенная»
В центре листа формата А4 нарисовать солнце и в
нем написать букву «Я». От центра (солнца)
прочертить линии — лучи солнца (18–20). Над каждым
лучом написать вопрос, а под лучом ответ:
Какие способности я у себя нахожу?
Какие книги я люблю читать?
О чем я мечтаю?
О чем мне приятно вспоминать?
О чем мне неприятно вспоминать?
Какой у меня характер?
Какое настроение у меня бывает чаще всего?
Что я умею делать лучше всех?
Что в жизни мне кажется наиболее
привлекательным ?
Чем я люблю заниматься больше?
Кем я хочу стать?
Люблю ли я и умею ли я трудиться?
Часто ли я в чем-либо сомневаюсь?
Чего во мне больше: уверенности в себе или
робости?
Понимаю ли я юмор, шутки?
Испытываю ли я иногда чувство стыда, раскаяния?
Ощущаю ли я в себе хотя бы минутную злобу,
зависть, подозрительность?
Как я отношусь к себе?
Ведущий подводит учащихся к выводу, что
«звездная карта» каждого ученика показывает,
сколько у него возможностей, насколько он
уникален, что является общим для всех, что
помогает человеку достичь успеха в жизни.
Беседа «Наши недостатки»
Ведущий. Почти у каждого
имеются недостатки, которые мешают нам жить, но с
которыми мы почему-то миримся.
Если недостатки представить в виде дракона,
то можно сделать вывод, что у каждого есть «свой
дракон», выращенный в домашних условиях.
В один прекрасный день почти каждый решается
убить «своего дракона». Но это дело безнадежное,
так как на месте одной отрубленной головы
незаметно вырастает другая. И мы приучаемся жить
со «своим драконом», хотя со временем он все
больше портит нашу жизнь и жизнь наших близких.
Для борьбы с «драконом» почти всем нужны
помощники — друзья. Они очень важны в нашей
жизни. Способность иметь друзей зависит от того,
насколько мы умеем находить хорошее в окружающих
нас людях.
Упражнение «Телеграмма»
Психолог раздает бланки «телеграмм» с
написанным именем адресата, где надо написать
адресату самое хорошее, что можно о нем сказать.
После выполнения задания психолог собирает все
телеграммы и раздает их адресатам, они же,
получив послание, высказывают вслух свои
впечатления по желанию.
Итог занятия
Закрепление пройденного материала. Обсуждение:
• Какое самое ценное ваше качество?
• Что помогает вам решать проблемы?
• Отличаются ли ценности ваших друзей от ваших
ценностей?
Рефлексия «Рожицы».
Публикация статьи произведена при поддержке интернет-магазина VORHouse, предлагающего деревянную мебель для дачи и детские деревянные домики, качели и песочницы для полноценного и интересного детского отдыха. Деревянный домик, выполненный, как и вся остальная продукция, из экологически чистой древесины, может быть как шалашом, так и домиком на ножках для детей постарше. На сайте магазина, расположенном по адресу http://www.vorhouse.ru, вы сможете увидеть весь ассортимент предлагаемой продукции и аксессуаров к ней. Вместе с садовой мебелью и игровыми домиками от VORHouse на даче точно будет весело!
ЗАНЯТИЕ 5–6. САМОРЕАЛИЗАЦИЯ
Цели: научить открывать свои
способности и использовать их.
Беседа «Сад нашей души»
Ведущий. Личность можно
сравнить с огромным садом, в котором растут самые
разные цветы, кусты и деревья. Сад велик и
многообразен, он растет и меняется. Может
показаться, что он растет сам собой. Но это не так,
он растет нашими стараниями. Не найденная или
забытая способность зачахнет и пропадет.
Самореализация — процесс удовлетворения
человеком своей потребности быть тем, кем он
может быть. Потребность в самореализации есть у
каждой здоровой личности. Широкие возможности
для этого дает творческая деятельность.
Самореализацию можно разделить на мужскую и
женскую. В мужской главное — преобразование,
освоение нового пространства, а в женской —
забота о сохранении достигнутого, того, что уже
есть, заинтересованность в более глубоком
освоении имеющегося пространства. В
самореализации конкретного человека есть и
мужские и женские черты, но те или другие
преобладают.
Л. Маслоу предложил восемь путей
самореализации, то есть способов поведения,
ведущих к ней:
— раскрывать и выражать себя с детским
простодушием, без застенчивости и без
самомнения;
— представлять себе жизнь как процесс
постоянного выбора (лгать или оставаться
честным, уединяться или двигаться вперед и расти
и т.д.);
— давать возможность своему «Я» проявляться;
— брать на себя ответственность за
происходящее с тобой, за свои достижения и
промахи;
— быть способным честно высказывать
собственное мнение, независимое от мнения
окружающих;
— развивать свои способности, трудиться ради
того, чтобы сделать хорошо то, что хочешь сделать;
— стремиться к высшим переживаниям (любовь
или вдохновение нельзя купить или получить,
дождавшись своей очереди);
— познавать самого себя, пытаться понять: что
для тебя хорошо, а что плохо, какова цель твоей
жизни.
Беседа «Механизмы психологической зашиты»
Ведущий. Каждый наш день — это
смешение добра и зла. Мы постоянно вынужден
противостоять неудачам, стрессам, конфликтам,
опасностям, защищаться от них. Природа дала
человеку механизм, позволяющий закрыться,
спрятаться от опасностей. Это механизм
психологической защиты — подсознательная
система моделей поведения, сформированная на
основе жизненного опыта человека. Она ограждает
его от отрицательных эмоций, страха, тревоги,
возникающих на основе травмирующей информации
из внешнего мира.
Классическую характеристику вида защит дал
австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд.
Виды психологической защиты
Отрицание— стремление избежать
информации, вызывающей тревогу.
Идеализация (обесценивание)—
попытка человека найти идеального защитника от
всех бед и удачное решение проблем.
Проекция— человек
бессознательно переносит свои чувства, желания
на другое лицо.
Рационализация— человек
осознает и использует только ту часть
информации, которая может характеризовать его
поведение как правильное и одобряемое.
Замещение— перенос действия с
недоступного объекта на доступный.
Сновидение— вид защиты, при
котором недоступное действие переносится в
другую форму — сюжет сновидения.
Ведущий. Психологические
защиты помогают личности построить барьеры на
пути неблагоприятных влияний. Но это явление
относительное. Надежнее программа аутотренинга,
когда человек учится управлять своими чувствами,
эмоциями и мыслями — владеть собой. Преодолению
страха и беспомощности помогает активная
позиция в преодолении ситуации. Решительность
для многих — своеобразная защита от тревог в
окружающем мире.
Можно предложить детям записать 10 наставлений
Р.В. Овчаровой:
1. Не унывай! Унывающий обречен на неудачи.
2. Не бойся! Трус обречен на поражение.
3. Трудись! Другого пути к успеху нет.
4. Думай! Думай до поступка, думай, совершив
поступок, и научишься не совершать ошибок.
5. Не лги! И ты будешь иметь друзей. Не обманывай
себя и помни о психологической защите.
6. Научись смотреть на себя и свои поступки как
бы со стороны, глазами других, и ты многое
поймешь.
7. Оставайся всегда и во всем самим собой, иди
своим путем. В этом случае ты состоишься как
личность и достигнешь желаемого результата. В
противном случае ты всегда будешь попутчиком и
придешь к тому, чего хотят другие, а не ты сам.
8. Избегай злых людей, ибо зло заразительно.
9. Будь благодарен родителям, бабушкам,
дедушкам, людям, сделавшим тебе добро.
Неблагодарность — тяжкий грех. Слушай
старших, и ты избежишь многих бед.
10. Перечитывай эти наставления. В них мудрость
народов и веков.
Итог занятия
Закрепление пройденного материала. Обсуждение:
• Что значит реализовать себя?
• Что способствует самореализации?
• Что мешает прийти к успеху?
Рефлексия «Рожицы».
ЗАНЯТИЕ 7–8. САМООЦЕНКА
Цель:определение и анализ уровня
самооценки.
Беседа «Самооценка как важнейшая
составляющая личности»
Ведущий. Самооценка — оценка
человеком собственных качеств, достоинств и
недостатков. Термин «самооценка» подчеркивает
оценочный характер представлений о себе, где
присутствуют элементы сравнения себя с неким
внешним эталоном, другими людьми или
нравственным идеалом. Самооценка может быть
адекватной, заниженной и завышенной.
Адекватная самооценка — человек реально
оценивает себя, видит как свои положительные, так
и отрицательные качества. Он способен
адаптироваться к изменяющимся условиям среды.
Низкая самооценка свойственна людям, склонным
сомневаться в себе, принимать на свой счет
замечания, недовольство других людей, переживать
и тревожиться по малозначительным поводам. Такие
люди часто не уверены в себе, им трудно дается
принятие решений, необходимость настоять на
своем. Они очень чувствительны.
Высокая самооценка — человек верит в себя,
чувствует себя на «коне», но иногда, будучи
уверен в своей непогрешимости, он может попасть в
сложную ситуацию, когда требуется отказаться от
привычного взгляда на вещи и признать чужую
правоту.
Процесс самореализации и самооценка тесно
связаны друг с другом и влияют друг на друга:
ощущение нереализованности себя снижает
самооценку, а заниженная самооценка
препятствует полной самореализации.
Исследование самооценки
Ведущий.Все человечество
состоит из оптимистов и пессимистов. А по
отношению к себе, к своим способностям и
возможностям все люди могут быть разделены на
две группы:
1) уверенных в себе, имеющих высокую степень
самооценки;
2) мало уверенных в себе, имеющих заниженную
самооценку, которая существенно мешает им в
жизни.
Если у первых все хорошо, то вторые не прочь
изменить свою жизнь. Как же обрести уверенность в
себе и повысить степень самооценки? Необходимо
самому приложить максимум усилий. А поможет в
этом программа, разработанная английским
психологом Клер Райнер и адаптированная Е.Л.
Тарасовым.
Подводим учащихся к выводу, что человек
способен к различным вариантам самонастроя: он
может настраиваться как на успех, так и на
неудачу. Оптимист настраивается только на то, что
ему полезно, на то, что ему необходимо, на то, что
приведет его к желаемому жизненному успеху.
Итог занятия
Закрепление пройденного материала. Обсуждение:
• Что такое самооценка и какова ее связь с
самореализацией?
• Что дает каждый из типов самооценки ее
обладателю?
• От чего зависит формирование самооценки?
Рефлексия «Рожицы».
ЗАНЯТИЕ 9. КАК БОРОТЬСЯ СО СТРЕССОМ
Цели: выявить, подвержены ли учащиеся
стрессу, и научить способам преодоления
стрессовых ситуаций.
Беседа «Как справиться со стрессом»
Ведущий. В литературе много
пишут о причинах возникновения стрессов. Это
чувство вины, утрата ценностей, ненависть к учебе
и др. Многие ненавидят школу, которая становится
серьезным стрессогенным фактором. Что делать?
Выход следующий: меняйте стиль жизни, меняйтесь
сами!
Хочется привести слова Уолтера Рассела:
«Если делать то, что вы ненавидите, из-за
ненависти в организме начинают вырабатываться
разрушительные токсины, и в результате этого вы
начинаете страдать от хронического
переутомления или заболеваете. Вам нужно любить
все, что вы делаете. Или, иначе, делайте то, что
можете делать с любовью. Так гласит древняя
восточная мудрость. Делайте все с радостью,
делайте все самым лучшим из известных вам
способов. Любовь к учебе, урокам, которые вам
придется выполнять, пополнит запас физических и
душевных сил, спасет от утомления, от болезни,
известной под названием «скука».
Обратите внимание на состояние своего
физического и психического здоровья.
Физиологические признаки стресса: бессонница,
головные боли, сердцебиение, боли в спине, в
желудке, в сердце, несварение желудка, спазмы.
Психологическими признаками стресса являются
рассеянность, расстройство памяти, тревожность,
плаксивость, излишнее беспокойство,
беспричинные страхи, раздражительность. Это
приводит к потере уверенности в себе, к
возникновению различных заболеваний,
психическим расстройствам и к лекарственной
зависимости.
Что делать, чтобы нейтрализовать стресс?
Во-первых, при стрессах быстро расходуется
запас витаминов в организме, особенно группы В.
Многие врачи советуют принимать ежедневно
витамины, но помните о передозировке. Все должно
быть в меру!
Во-вторых, очень полезны физические
упражнения. Ходите в спортивный зал, делайте
зарядку, танцуйте, пойте, гуляйте по городу,
посещайте бассейн, баню.
В-третьих, необходима психическая и
физическая релаксация. Попробуйте следующие
способы: слушайте расслабляющую музыку, смотрите
на ночное небо, облака, мечтайте.
В-четвертых, для гармоничной жизни
необходима поддержка семьи, друзей. Ходите на
психологические тренинги, не уклоняйтесь от
семейных торжеств, знакомьтесь с новыми
интересными людьми. Уделяйте внимание родителям,
бабушкам и дедушкам, сестре или брату, ведь они
особенно нуждаются в вашей любви, заботе, ласке.
Упражнение «Друг к дружке»
Ведущий.Вам необходимо
свободно перемещаться по аудитории и выполнять
мои команды. Когда я скажу: «Друг к дружке», — вы
должны найти себе пару. После того как вы найдете
пару, я дам задания.
Итак, начали: «Друг к дружке!» Теперь пожмите
друг другу руку, прикоснитесь друг к другу — нога
к ноге, нос к носу, голова к голове, ухо к уху, щека
к щеке... Снова двигайтесь по залу и ищите новую
пару.
Игра продолжается в новых парах.
Обсуждение:
•Поделитесь своим настроением.
•На что направлена данная игра?
•С кем и когда можно ее применять?
Дискуссия в малых группах
Материал: 4 листа ватмана, фломастеры,
карточки по числу участников с четырьмя разными
словами (на каждой карточке по одному),
обозначающими четыре шага нейтрализации
стресса.
Ведущий.Вам необходимо
разделиться на 4 малые группы следующим образом.
У меня в руках шкатулка, в которой лежат карточки
со словами. Каждый возьмет из шкатулки карточку и
найдет тех, кому досталось такое же слово. Искать
надо тихо, любым невербальным способом.
Каждая «нашедшаяся» группа показывает
пантомиму на свое слово.
Слова: витамины, упражнения, релаксация,
семья.
А теперь образуйте 4 группы, выберите таймера,
секретаря, спикера, председателя. Сейчас я вам
раздам вопросы для обсуждения. Используйте при
проведении дискуссии принципы мозгового штурма
и соблюдайте правила группы. На работу вам дается
2 минуты.
Задание 1-й группе: закончите предложение:
«Стресс — это...»
Задание 2-й группе: как можно противостоять
стрессу?
Задание 3-й группе: приведите примеры
стрессовых ситуаций.
Задание 4-й группе: что делать, если вы попали
в стрессовую ситуацию?
А теперь я попрошу спикеров доложить о
групповых идеях, выработанных в ходе обсуждения.
Итог занятия
Рефлексия «Рожицы».
ЗАНЯТИЕ 10. КАК БОРОТЬСЯ СО СТРЕССОМ
(окончание)
Цели: выявить, подвержены ли учащиеся
стрессу, и научить способам преодоления
стрессовых ситуаций.
Упражнение «Дождь в джунглях»
Ведущий.Давайте встанем в
тесный круг. Представьте, что вы оказались в
джунглях. Погода сначала была великолепная,
светило солнце, было очень жарко и душно. Но вот
подул легкий ветерок. Прикоснитесь к спине
впереди стоящего человека и совершайте легкие
движения руками. Ветер усиливается (давление на
спину увеличивается). Начался ураган (сильные
круговые движения). Затем пошел мелкий дождь
(легкие постукивания по спине партнера). А вот
начался ливень (движение пальцами ладони вверх —
вниз). Пошел град (сильные постукивающие движения
всеми пальцами). Снова пошел ливень, застучал
мелкий дождь, пронесся ураган, подул сильный
ветер, затем он стал слабым, и все в природе
успокоилось. Опять выглянуло солнце.
А теперь повернитесь на 180 градусов и
продолжим игру.
Обсуждение:
• Как вы себя чувствуете после такого массажа?
• Приятно или нет было выполнять те или иные
действия?
• Поделитесь своими ощущениями и настроением.
Упражнение «Сердце нашей группы»
Материал: лист ватмана, цветная бумага,
ножницы, фломастеры, карандаши, клей или скотч.
Ведущий.Возьмите лист ватмана,
вырежьте большое сердце и прикрепите его к стене.
А теперь каждый из вас возьмет цветную бумагу,
вырежет сердечко и напишет на нем пожелания
участникам группы.
Обратите внимание на это огромное белое
сердце. Оно не живое, не бьется и не трепещет. Но
мы сейчас оживим его и вдохнем в него жизнь! Для
этого надо немного. Просто взять и прикрепить
свои маленькие сердечки на это большое сердце.
Посмотрите, как оно на ваших глазах оживает! И это
наше групповое сердце будет биться с нами все
наши занятия!
Обсуждение:
• Какие чувства и эмоции вызвало у вас это
упражнение
• Понравилась ли вам это упражнение?
• Что вам нравится в этом сердце?
• Легко ли было сказать что-нибудь приятное?
• Нравится ли вам то, что написано на других
сердечках?
Итог занятия
Рефлексия «Рожицы».
Юлия МАРТЫНЕНКО,
педагог-психолог МОУ ГСШ № 1 им. Г. Лазарева,
г. Городовиковск, Республика Калмыкия