Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2009


Метод в теории и на практике

Фотография в контексте арт-терапии

 

Определение понятия

В настоящее время в зарубежной и отечественной литературе все чаще используются такие понятия, как фототерапия и терапевтическая фотография, а также разрабатываются методы, связанные с применением фотографии в контексте арт-терапии (фото-арт-терапии). Различные методы психологической работы с фотографией обладают значительным коррекционным, развивающим и профилактическим потенциалом применительно к деятельности школьных психологов. К сожалению, эти методы пока плохо известны широкому кругу отечественных специалистов и недостаточно ими освоены.

Фототерапия связана с лечебно-коррекционным применением фотографии, опирающимся на психотерапевтические отношения. Ребенок, например, может приносить на встречи с психологом свои фотографии с целью их обсуждения, либо создавать фотографии в ходе занятий, что помогает специалисту получить о консультируемом дополнительную информацию. Кроме того, показ и обсуждение снимков позволяют ребенку выразить свои чувства и представления. При этом, однако, фотография служит лишь инструментом психологического исследования, а контакт со специалистом и использование им различных приемов консультирования выступают необходимым условием и важным фактором психологических изменений.

В отличие от фототерапии, терапевтическая фотография не предполагает построения психотерапевтических отношений. Сам процесс создания фотографий — процесс творческого самовыражения — рассматривается как основной фактор психологической гармонизации и развития.

Использование готовых фотографий и фотосъемки в контексте арт-терапии (фото-арт-терапии) во многом напоминает фототерапию и также предполагает формирование психотерапевтических отношений, однако, в отличие от фототерапии, при этом большое значение придается творческой работе, связанной с созданием и преобразованием визуальных образов — с использованием как различных фототехник, так и изобразительных материалов.

Тайны фотографий

Описанию различных фототерапевтических методов посвящена работа J. Weiser «Техники фототерапии: исследование тайн личных фотографий и семейных альбомов». В книге представлены пять вариантов лечебно-коррекционного применения фотографии: работа с фотографией как стимульным материалом для исследования проекций клиента; создание клиентами фотоавтопортретов; работа с фотопортретами, созданными с помощью близких клиенту людей; работа с иными фотографическими образами, созданными клиентом, а также работа с семейными альбомами и иными биографическими фотоматериалами.

Теория и практика фототерапевтической работы представлена в ряде зарубежных и отечественных изданий (см. список литературы). В то же время применение многих фототерепвтических техник, таких, например, как работа с семейным альбомом, требует хорошего владения методами семейного консультирования (семейной психотерапии).

Большой интерес представляет социопедагогический метод, связанный с созданием фотографий, предложенный финским фотографом Мииной Саволайнен В качестве моделей и соавторов фоторабот выступают воспитанницы детских домов в возрасте 8–17 лет. (см. фото на с. 10). Этот метод в настоящее время используется в педагогике, социальной работе, психотерапии, организационной психологии. Суть метода заключается в том, что, используя готовые фотографии клиента и процесс его фотографирования, можно побудить его к изучению и осознанию своей жизни, различных ролей, семейных отношений и взглядов на жизнь. Специалист помогает клиенту понять себя и объединить бессвязные воспоминания в единое целое, улучшить взаимоотношения с окружающими, принять и осознать себя.

Данный метод основывается на равенстве фотографа и фотографируемого (клиента). Они выступают в качестве партнеров в процессе подготовки к фотографированию и проведения съемки. Власть и контроль над ситуацией, связанные с позицией фотографа, ослабевают благодаря творческому взаимодействию и диалогу. Важной задачей фотографа и фотографируемого является подчеркивание индивидуальности фотографируемого.

Ассоциативные карты

Образцы Спектро-карт

Широкий диапазон возможностей для психологической практики имеют ассоциативные фотографические карты. Такими картами могут выступать разные фотографические образы, предоставляемые ребенку на выбор с целью исследования его чувств и представлений. Некоторые специалисты создают свои наборы карт. Так, финский фототерапевт Улла Халкола создала авторский набор фотографических образов, назвав их «Спектро-картами». Набор состоит из 75 фотографий, которые можно использовать как индивидуально, так и в группе.

Как утверждает Улла Халкола, «ассоциативные Спектро-карты захватывают воображение, вызывают различные чувства и воспоминания и создают непринужденную обстановку для интерактивной деятельности. Карты настраивают на разговор. Из них можно создавать различные серии по своему усмотрению и, основываясь на этом, рассказывать истории или обсуждать различные вопросы. Спектро-карты входят в группу ассоциативных и символических карт, как, например, карты Таро и Чинг, но отличаются от них тем, что значение отдельных карт не фиксируется, а они толкуются свободно. Ассоциативные карты не имеют строгих правил применения; поощряется их творческое использование, обеспечивающее в ходе психотерапии рассмотрение различных жизненных ситуаций с новых точек зрения» (из личной переписки).

Спектро-карты были неоднократно использованы мной в процессе арт-терапевтических занятий с группами разного состава. Так, нередко карты выступают материалом для создания «повествований в картинках», когда участники занятий, выбирая несколько карт на основе ассоциаций с разными этапами развития какой-либо реальной или воображаемой ситуации, затем организуют карты в пространстве. Способ расположения карт, как правило, линейный, хотя могут быть использованы иные способы визуальной организации фотоматериала, например расположение карт по кругу или по спирали, что может в большей мере соответствовать представлению о развитии или повторяемости событий.

Практические психологи могут создавать свои комплекты фотографий наподобие тех, которые предложены финским фототерапевтом.

Визуальные размышления

Приведенные примеры использования Спектро-карт в контексте арт-терапии могут быть также отнесены к таким формам творческой работы, как фотоколлаж и фотоассамбляж, которые являются весьма популярными в практике фото-арт-терапии. Это, в частности, было подтверждено результатами международного исследования использования фотографии российскими и британскими арт-терапевтами (Копытин А.И., Платтс Дж., 2009).

Для создания фотоколлажей могут быть использованы как личные фотографии участников занятий, так и разнообразная полиграфическая продукция (иллюстрированные фотографиями журналы, газеты, наборы и альбомы художественной фотографии и др.). Работая в технике фотоколлажа, люди могут за относительно ограниченное время (20–40 минут) создавать ассоциативно насыщенные, комплексные образы.

Во многих случаях фотоколлаж представляет своего рода «визуальное размышление» автора, отражает его картину мира, отношение к себе и другим людям, разным социальным институтам, природе, своему прошлому, настоящему и будущему.

Коллаж также нередко включает определенную повествовательную основу, отражающую тот или иной актуальный или скрытый «жизненный сценарий» автора, процесс зарождения и развития определенных отношений, либо формирования и разрешения проблемной ситуации.

Очень ценным свойством фотоколлажа является то, что, допуская и стимулируя визуальные преобразования и создание самых разных комбинаций изобразительных элементов, он вызывает у многих людей чувство свободы и способности преодолевать сложившиеся стереотипы и преобразовывать реальность. Во многих случаях при создании фотоколлажа повышается активность воображения, благодаря чему образ приобретает фантастический, сказочный характер.

Большое сходство с фотоколлажем имеет ассамбляж с использованием фотографий. Ассамбляжи могут представлять собой расположенную на определенной плоскости, например на листе бумаги, группу предметов. Некоторые из таких предметов являются личными вещами клиента или участников группы, другие же могут быть найдены ими на улице или входить в оснащение арт-терапевтического кабинета. Наряду с этими предметами участники арт-терапевтических занятий могут использовать фотографические образы.

Одно из существенных преимуществ художественной практики, связанной с созданием ассамбляжей, заключается в том, что большинство предметов и образов используются в готовом виде. Создание авторской продукции возможно главным образом за счет отбора и расстановки объектов и готовых образов, а также наделения их определенным, подчас совершенно новым смыслом, аналогично тому, как это происходит при создании фотоколлажа.

В некоторых случаях предметы и фотографии могут использоваться в сочетании с графикой, живописью и лепкой. Так, например, участники занятий могут создать рисунок, играющий роль своеобразного «подноса», на котором затем располагаются различные предметы и фотографии. Создание композиций такого рода, как и при работе в технике фотоколлажа, может протекать как индивидуально, так и в парах и группах.

Использование предметов в сочетании с фотографиями обеспечивает возможность перемещения предметов и образов в пределах композиции, что позволяет находить для них новые значения. Масштабы композиций определяются размерами предметов и фотографий. Одним из достоинств ассамбляжа является возможность его размещения в определенной среде (инсталлирование) с целью ее художественно-эстетического наполнения, определенного психологического воздействия на находящихся в ней людей, а также нового понимания смысловой нагрузки и функций предметов и образов — как составляющих эту среду, так и входящих в состав ассамбляжа. Ассамбляжи с использованием фотографий могут иметь тематическую основу либо создаваться на свободную тему.

Психотерапевтический
потенциал натурной съемки

Занятия фототерапией (фото-арт-терапией) и терапевтической фотографией могут включать съемку участниками занятий различных объектов и ситуаций. Съемка может производиться ими как в ходе занятий, так и между ними — в качестве своеобразного «домашнего задания».

Для поиска и фотографирования объектов, реализации определенного творческого проекта, связанного с созданием фотографий, может предоставляться разное время. В одних случаях это может быть, например, всего 30–45 минут. В рамках этого времени участники могут вести съемку непосредственно в кабинете или здании, где проводятся занятия, а также перемещаться в пределах относительно ограниченного, прилегающего к нему пространства. В других случаях для реализации творческого проекта, связанного со съемкой, может предоставляться несколько дней или даже недель.

В одних случаях съемка имеет свободный характер, то есть участники занятий выбирают и фотографируют все, что покажется им интересным, и лишь позднее могут определить тематику фотографий. В других случаях участники занятий заранее выбирают ту или иную тему из предлагаемых ведущим или формулируют собственную тему.

Предлагаемые ведущим темы для фотосъемки можно разделить на две большие группы. Одна группа включает темы, связанные с интересами и запросами участников занятий. Эти темы, как правило, ориентированы на исследование того или иного аспекта их системы отношений или затрагивают их личный опыт (например, «Мир моих интересов и увлечений»).

Варианты арт-терапевтического использования фотографии в школе

Принципы классификации Варианты применения
Частота
применения
• Однократно или эпизодически
• Более или менее регулярно на протяжении программы
• На каждом занятии
Кто участвует
в занятиях?
• Индивидуальные занятия
• Семейные занятия (включая детей)
• Групповые занятия
Кто участвует
в выполнении упражнений?
• Индивидуальные упражнения
• Парные упражнения
• Микрогрупповые упражнения
• Общегрупповые упражнения
Степень готовности фотоматериала • Готовый
• Создаваемый в ходе занятий
• Создаваемый между занятиями
Степень организованности работы группы и директивности ведущего • Неограниченная или весьма высокая свобода действий (участники занятий самостоятельно выбирают темы для съемки и обсуждений)
• «Мягкое» структурирование действий (заранее оговариваются темы для съемки и обсуждений, а также условия и правила выполнения заданий, хотя имеются возможности выбора, например, в силу малой конкретности темы)
• «Жесткое» структурирование действий (оговариваются темы и техники, а также условия и правила выполнения заданий; возможности выбора минимальны)
Тема для съемки и обсуждения • Связана напрямую с запросом
• Не связана напрямую с запросом
Сочетание с другими видами творческой деятельности • Сочетания с другими видами творческой деятельности не используются
• В сочетании с различными материалами и средствами изобразительной деятельности
• В сочетании с созданием художественных описаний (рассказов, сказок, сценариев)
• В сочетании с техниками телесно-ориентированной и танцедвигательной терапии
• В сочетании с техниками драматерапии
• В сочетании с техниками игровой психотерапии
• Последовательное или одновременное сочетание с несколькими видами творческой деятельности
Условия проведения съемки • В помещении (например, в арт-терапевтической студии)
• За пределами помещения (на природе, в городе, в тех или иных учреждениях)

В то же время деятельность участников занятий может быть достаточно эффективной и обеспечивать глубокое самораскрытие и в том случае, если она будет построена на основе общих тем (таких, например, как «Праздники», «Времена года», и др.). Это отчасти связано с «проективной» природой фотографии, когда, выбирая для съемки тот или иной объект или ситуацию, человек неосознанно «переносит» на них свои потребности и переживания.

В ходе проведения натурной съемки участники группы могут иногда работать совместно на ту или иную тему, создав пары или микрогруппы. В некоторых случаях с коррекционной и развивающей целью бывает очень полезно провести съемку в определенной среде, которая связана с внешними ресурсами. Так, например, съемка на природе (пейзажная съемка) сама по себе способна обеспечить сенсорную стимуляцию, вызвать положительные эмоции и эстетические переживания.

Психотерапевтический и социопедагогический потенциал натурной съемки был уже отчасти проиллюстрирован на примере работы финского фотографа Миины Саволайнен, хотя девушки и женщины, с которыми она работает, как правило, выступают в позиции фотографируемых.

Натурная съемка стимулирует сенсорные процессы, эмоции и мыслительную деятельность. Она нередко приводит к переживанию яркости и чувственного богатства мира, катарсиса и глубокого удовлетворения, а также к осмыслению жизни, обогащению культурного и эстетического опыта участников занятий. Такая работа сопровождается активизацией взаимодействия со средой — различными природными объектами, людьми, культурными феноменами, позволяет изменить старые и освоить новые модели поведения, характеризующиеся большей открытостью к контактам, инициативой и ответственностью.

В некоторых случаях можно ориентировать участников занятий на создание жанровых фотографий, связанных с фотографированием разных моментов городской жизни, ситуаций, связанных с социальным взаимодействием. Возможна постановочная фотография, в том числе, портретный жанр (например, фотографирование участниками группы друг друга).

Одним из жанров съемки может также являться натюрморт, связанный с выбором и фотографированием неодушевленных объектов, а также построением из них композиций на определенную тему.

Формы творческого самовыражения

Варианты фото-арт-терапевтической практики могут также меняться в зависимости от того, какими еще формами творческой деятельности дополняется создание и показ фотографий. Так, создание снимков может сочетаться с изготовлением иллюстрированной фотографиями «книжки». Также фотография может сочетаться с сочинением историй или мини-сценариев, что связано с литературным творчеством.

Фотографирование может дополняться применением техник телесно-ориентированной и танцедвигательной терапии, когда, например, съемка производится во время движения участников группы или создания ими «галереи эмоциональных состояний». Это дает им возможность увидеть и осознать особенности телесной экспрессии, понять «язык тела» и мимики.

И наконец, фотография может применяться в сочетании с элементами драматерапевтического подхода и предполагать ролевое перевоплощение, использование костюмов и грима и пр. Для большего удобства восприятия разные варианты психотерапевтического использования фотографии представлены в таблице.

Различные методы фототерапии, фото-арт-терапии и терапевтической фотографии широко представлены в рамках программы дополнительного образования «Арт-терапия в образовании, медицине, бизнесе» (Институт практической психологии «Иматон»).

Публикация статьи произведена при поддержке профессионального фотографа Дмитрия Арсланова. Если Вы ищите высококлассного свадебного фотографа в Челябинске, то больше не надо вводить в поисковые интернет-системы такие запросы, как "свадебный фотограф свадебная фотография", и тратить время на утомительный поиск достойного предложения. Воспользовавшись предложением Дмитрия Арсланова, Вы получите услуги опытного специалиста, который поможет на долгие годы запечатлеть самые яркие моменты свадебного торжества. Увидеть примеры работ Дмитрия Арсланова и ознакомиться с его рабочим календарем можно на сайте http://вашефото.рф

Литература

Фототерапия: использование фотографии в психологической практике // Под ред. Копытина А.И. — М.: Когито-Центр, 2006.

Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. — М.: Когито-Центр, 2006.

Копытин А.И., Платтс Дж. Руководство по фототерапии. — М.: Когито-Центр, 2009.

Berman L. (1993) Beyond the smile. The therapeutic use of the photographs. London: Routledge.

Entin A. (1992) Family icons: photographs in family psychotherapy // The newer therapies. A sourcebook (eds L.E. Abt and I.R. Stuart). New York: Van Nostrand Reinhold.

Krauss D.A. A summary of characteristics of photographs which make them useful in counseling and therapy // Camera Lucida. 1980, 1 (2), 7-11.

Weiser J. (1993) Phototherapeutic techniques: exploring the secrets of personal snapshots and family albums. San Francisco: Jossey-Bass.

Zilbach J.J. (1986) Young children in family therapy. New York: Brunner/Mazel.

Александр КОПЫТИН,
кандидат медицинских наук,
председатель
РОО «Арт-терапевтическая ассоциация»,
Санкт-Петербург