Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2009


Газета в газете

ДОШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ
№ 2 (22)

Ольга ШАЛЫГИНА,
студентка МГППУ,
психолог ГОУ
«Детский сад № 1003»,
г. Москва

Зимние приключения

Занятие по формированию
математических представлений
в подготовительной группе детского сада

 

Занятие может быть проведено также с первоклассниками, имеющими трудности в организации внимания, не умеющими планировать и контролировать свои действия.

Количество детей не должно превышать 14 человек. Занятие проводится в достаточно просторном помещении, где дети могут встать в круг или построиться в ряд.

Оборудование: карточки с арабскими цифрами от 0 до 12, «часы» — циферблат с вращающимися стрелками, рисунок кнопочного телефона, серая ткань, магнитофон с записью «голоса зимы».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий. Ребята, к нам в детский сад пришло какое-то странное письмо. Послушайте!

Не здравствуйте и не привет,
Я злой волшебник Снегоед,
Как Зиму русскую увидел,
Красавицу тот час похитил,
Ее в темнице усыпил,
А снег и иней проглотил.
На санках, лыжах и коньках
Не суждено вам веселиться
Зимою этой. Только злиться,
рожать, болеть, грустить и ныть –
Вот ваша участь. Не забыть
Сказать: не жду от вас ответ.
Всего плохого! Снегоед.

Ах, вот почему так долго нет снега! Что же делать? Ребята, смотрите, в конверте еще снежинка:

Я Снегоеда обманула,
Я вовсе, дети, не уснула —
Прошу вас очень торопиться
И ровно в 10 в путь пуститься.

Упражнение «Часы»

Данное упражнение направлено на работу с числовым рядом от 1 до 12, на умение действовать в группе слаженно и синхронно.

Ведущий. Ребята, поскорее подходите ко мне — берите карточки. Мы с вами как можно быстрее должны сделать волшебные часы, умеющие говорить.

Те, кто получил карточки с цифрами от 1 до 12, образуют круглый циферблат. Смотрите не перепутайте местонахождение каждого числа. Стрелки, вставайте в центр круга: минутная стрелка — правая рука, часовая стрелка — левая рука. Свободными руками обнимите друг друга. Скажите, чтобы часы показывали ровно 10, куда должна быть направлена часовая стрелка? А минутная? Итак, часы готовы, а вот и слова, которые мы должны сказать:

Тик-так, тик-так,
Бим-бом, бим-бом,
Услышь часов волшебный звон
Ты посмотри, который час,
И хлопни ровно столько раз.

Ребята, положите карточки на пол перед собой, повторяйте слова вместе со мной. Потом мы должны прохлопать дружно, слаженно, как единый часовой механизм. Сколько раз? Правильно, десять. Каждый будет хлопать и считать про себя, чтобы не ошибиться.

Хорошо, положите свои карточки на стол.

Вот мы с вами и справились с первым заданием и отправились в путь выручать красавицу русскую Зиму. Но Снегоед может нас узнать и заколдовать. Давайте превратимся в больших и грозных существ, в ком злой волшебник нас точно не узнает.

В кого бы нам превратиться?

(Дети дают свои варианты ответов, среди которых точно будут динозавры, поскольку в этом возрасте дети обязательно интересуются этими животными.)

Точно, думаю, динозавров злой волшебник и не подумает заподозрить в том, что они пришли спасать зиму, ведь многие из них и вымерли из-за холода.

Говорим заклинание:
Покружись, повертись,
В динозавра превратись.
Покрутись. повертись,
В динозавра превратись,
Закройте глаза, откройте.

Какие мы все большие динозавры! Я буду брахиозавром, а вы? Что вы хотите рассказать про своих динозавров? Только самое главное. Смотрите, какие у нас большие сильные лапы. Давайте немного разомнемся.

Разминка: «Динозавры»

Пять огромных динозавров

(дети вытягивают вперед ладонь, растопырив пальцы)

Поднимали гири

(дети, напрягая все тело, делают вид, что они поднимают тяжелые гири).

Один устал, домой пошел,
Осталось их четыре.

Теперь четыре динозавра
Сидели у двери.
Один устал, домой пошел,
И их осталось три.

Три большущих динозавра
Резали дрова.
Один устал, домой пошел,
И их осталось два.

Два огромных динозавра
Гуляли средь равнин,
Один устал, домой пошел,
Вот динозавр один.

Один огромный динозавр,
Последний наш герой,
И он устал, домой пошел —
Вот динозавров ноль.

(Дж. Силберг, Пэм Скиллер)

Мы прошли самые опасные места равнины, где нас могли увидеть, превращаемся назад в ребят.

Покружись, повертись
И в ребенка превратись.

Эта разминка дает возможность детям подвигаться, почувствовать свое то напрягающееся, то расслабляющееся тело; поднимает настроение; закрепляет счет в обратном порядке от 5 до 0.

Молодцы! А дальше написано вот что: пусть ваша группа разделится на две равные команды. (Если дети разделятся сами — хорошо, если нет, психолог им помогает.)

Ребята, сделаем так: вы свободно гуляете, а как только я хлопну в ладоши, вы быстро встаете в пары. А теперь встаньте парами друг за другом, отпустите руки и повернитесь друг к другу лицом. Вот у нас и получилось две команды. (Если команды равны — отметить это, если разница в одного человека — тоже отметить.)

Посмотрите внимательно друг на друга, потому что сейчас вам нужно будет ненадолго расстаться. Команде, которая стоит справа от меня, нужно отвернуться. (Дети из одной команды отворачиваются. Детей из другой команды педагог накрывает тканью.)

Черной кучей
Набежали тучи,
Деток в стайку сбили,
В капли превратили.
Оглянитесь, посмотрите,
И товарищей спасите.

Ребята, ваша задача — назвать сначала, сколько детей спрятано в туче.

А теперь вам нужно назвать всех спрятанных по именам.

Когда названы все дети, они выбираются из тучи. Психолог, убирая ткань, находит последнее письмо.

Ребята, тут еще одна записка! Кажется, загадка:

Мы привыкли к нему.
А ведь он чародей,
Он со мной говорит
Голосами друзей.

(Н. Пикулева)

Что же это может быть?

Если дети долго не могут догадаться, можно провести разминку, выполняя массажные движения головы ладонями рук.

Думай, думай голова,
Думай день и думай два
Если надо, думай три,
А в отгадку не смотри.

(Н. Пикулева)

После того как дети отгадали, что это телефон, психолог читает дальше записку: «Вам нужно превратиться в живой телефон и набрать указанный номер. Если справитесь — вы выполните все условия и Зима придет».

Упражнение «Телефон»

Психолог предлагает детям взять карточки с цифрами от 0 до 9, остальные дети — помощники: один из них берет схему клавиатуры и помогает детям правильно встать, другой держит номер телефона.

Ведущий. Ребята, сейчас вы — кнопки нашего волшебного телефона, у каждого — своя цифра. Внимательно читая номер нужного нам телефона, кнопка присаживается и называет себя. Постарайтесь внимательно следить за набором номера, чтобы не пропустить свою очередность. Если номер будет набран правильно, прозвенит звонок. Дети набирают номер. Например, 8-905-136-24-70.

1 2 3
4 5 6
7 8 9
  0  

Если не получилось с первого раза, дети повторяют попытку. Звенит звонок, звучит запись: «Дорогие ребята, спасибо вам большое, вы избавили меня от чар злого волшебника. Я обязательно приду со снегом, санками, коньками и лыжами. До встречи.

Русская зима.

P.S. Посылаю вам календарь на новый год».