|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ДОШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ
|
№ | Характеристика | Отметка |
1 | Любознательность | |
2 | Сверхчувствительность к проблемам | |
3 | Способность к прогнозированию | |
4 | Словарный запас | |
5 | Способность к оценке | |
6 | Избирательность | |
7 | Способность рассуждать и мыслить логически | |
8 | Настойчивость | |
9 | Требовательность к результатам собственной деятельности |
ХОД ВСТРЕЧИ
Ведущий. Добрый вечер, папы и мамы! Сегодня наша встреча называется «Чудо-чадо, или Вундеркинд».
Упражнение «Визитки»
Ведущий. В начале нашей встречи мы с вами изготовим визитки для того, чтобы нам было проще общаться. Пусть каждый из вас напишет на визитке свое имя так, как он хотел бы чтобы его называли в группе.
(Родители изготавливают визитки в течение 3 минут.)
А сейчас я попрошу каждого из вас представиться и высказать свои ожидания по поводу нашей встречи.
Упражнение «Расшифруем свое имя»
Ведущий. Сейчас пусть каждый из вас расшифрует свое имя (то имя, которое написано у вас на визитке), например:
А — активная,
Л — ласковая,
Е — единственная,
Н — надежная,
А — артистичная.
Ведущий дает участникам группы 2–3 минуты, затем каждый зачитывает «расшифровку» своего имени.
Упражнение «Близкая мне картина»
На полу раскладываются сюжетные картинки с различными изображениями (количество картинок больше, чем количество участников встречи). Каждый из участников выбирает себе одну картинку и рассказывает, почему он ее выбрал, чем она ему близка.
Ведущий. Как вы помните, тема нашей встречи — вундеркинд. Кто это?
(После того, как участники высказывают свое мнение, психолог проводит информирование.)
Вундеркинд — от немецкого «вундер» — чудо и «кинд» — ребенок, дитя, то есть чудо-ребенок. Как вы думаете, все ли взрослые одинаково относятся к тому, что их ребенок одаренный?
Что же такое «одаренность»? (Зачитывается определение из «Психологического словаря».) Как одаренность проявляется в ребенке?
Упражнение «Портрет одаренного ребенка»
Участники делятся на три группы (примерно равного количества). Каждая подгруппа в течение 5 минут обсуждает и записывает свои мнения по поводу проблемы, которой озаглавлен лист:
1-я — «Портрет одаренного ребенка»;
2-я — «Как надо взаимодействовать с одаренным ребенком»;
3-я — «Как не надо вести себя с одаренным ребенком».
Ведущий предлагает заслушать представителя от первой группы и подводит итог, озвучивая информацию с плаката «Портрет одаренного ребенка» (приложение 8). Для подведения итогов работы остальных групп участникам предлагаются памятки (приложения 9, 10).
Ведущий. Как вы считаете, ваш ребенок одаренный? (Обсуждение результатов анкеты «Оценка общей одаренности».)
Какой позиции нужно придерживаться родителям, чтобы развить одаренность ребенка?
Упражнение «Стили взаимодействия»
Выбираются два человека (по желанию), которым ведущий предлагает выйти за дверь и придумать, какой предмет они изобразят жестами перед аудиторией. Задания для участников группы: первого «художника» поддерживать, второго — критиковать, высмеивать, подшучивать над его действиями.
Обсуждение
• Как себя чувствовали «художники»?
• Что хотелось делать, как поступить, когда слышались реплики со стороны зрителей?
• Как менялись действия в процессе работы?
• Хотелось ли продолжать показ?
Ведущий благодарит участников за «картины» и предлагает участникам сказать второму «художнику» слова поддержки и одобрения.
Ведущий. Мы должны помнить о роли родительских установок и их влиянии на развитие творческого потенциала ребенка (плакат, приложение 8).
И в заключение хочется сказать о том, что проявляющиеся в дошкольном возрасте склонности и задатки могут со временем угаснуть, а другие, наоборот, проявиться. У тех детей, которые не проявляли способностей в дошкольном возрасте, способности могут появиться. Широко известны случаи, когда склонности и способности проявляются у людей даже в зрелом возрасте. Об этом надо помнить.
Обратная связь «Закончи фразу» (приложение 6, вариант 1)
Ведущий предлагает участникам сказать о своих впечатлениях от встречи.
Прощание
Участники встают в круг. Каждый по очереди поворачивается к своему соседу слева и говорит: «Я желаю тебе…» (нужно закончить фразу).
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Примерные правила общения в группе
1. Каждый из присутствующих находится здесь только потому, что он этого хочет.
2. Для каждого понятие истины определяется тем, что он собой представляет, что чувствует, как оценивает происходящее.
3. Наша первая цель — установить позитивный контакт друг с другом.
4. Мы должны быть честными, искренне выражать свое отношение к происходящему.
5. Мы должны прислушиваться к другим.
6. Необходимо, чтобы в принятии группового решения участвовали все.
7. Новые участники становятся членами нашей группы просто потому, что они садятся в общий круг и остаются.
Приложение 2
Ситуации, требующие приспособления
ребенка к смене жизненных обстоятельств
• Поступление в детский сад.
• Переход из одной группы в другую.
• Длительная болезнь.
• Длительный отпуск.
• Пребывание в детском саду санаторного типа.
• Смена педагога.
• Появление нового ребенка в группе сверстников.
Приложение 3
Психофизиологические реакции ребенка в период адаптации
• Беспокойство
• Страх
• Заторможенность (повышенная возбудимость)
• Капризность
• Раздражительность
• Упрямство
Приложение 4
Гораздо труднее и дольше адаптируются дети:
• являющиеся единственными в семье;
• чрезмерно опекаемые родителями или бабушками;
• привыкшие к тому, что их капризам потакают;
• пользующиеся исключительным вниманием взрослых;
• не имеющие элементарных навыков самообслуживания;
• неуверенные в себе;
• страдающие ночными страхами;
• эмоционально неустойчивые;
• пережившие психологическую травму;
• с ярко выраженными деффектами (в более старшем возрасте);
• чьи родители слишком сильно переживают за ребенка в связи с необходимостью отдать его в детский сад.
Приложение 5
Правила для родителей в период
адаптации ребенка к изменяющимся условиям
(памятка)
Правило 1. Учитывайте возраст и эмоциональную привязанность ребенка.
Правило 2. Выделяйте положительные моменты в посещении ребенком детского сада, чтобы он шел туда с желанием.
Правило 3. Ваши собственные детские воспоминания могут пробудить у ребенка желание посещать детский сад.
Правило 4. Подготовительный период должен начаться задолго до первого дня посещения группы детского сада.
Правило 5. Приучайте ребенка к режиму детского сада постепенно.
Правило 6. Приучайте ребенка к самостоятельности.
Правило 7. Любя, не воспитывайте эгоиста.
Правило 8. Предоставьте ребенку возможность эмоциональной разрядки.
Приложение 6
Варианты обратной связиВариант 1
Мне понравилось ………………………………………………
Мне не понравилось …………….……………………………
Я хотела бы ………………………………………………………
В следующий раз ………………………………………………
Я желаю ……………………………………………………………
Вариант 2
На листочке «солнышко» написать положительные отзывы, понравившиеся моменты. На листочке «гроза» — то, что не понравилось, на что необходимо обратить внимание.
Вариант 3. «Плакат»
Необходимо записать свои впечатления в виде одной фразы (утверждающей, провозглашающей и т.п.).
Вариант 4
Организация занятия…………………………………………
Помещение…………….………………………………………
Информация…………….……………………………………..
Демонстрационный материал…………………………….…
Общение…………….…………………………………….……
Приложение 7
Родительские установки
Позитивные | Негативные |
Постараешься и сделаешь | Опять ты лезешь! |
Все будет хорошо | Отстань! |
Не получится — попроси о помощи | Не мешай! |
Без тебя как без рук! | Не путайся под ногами! |
Ты — настоящий помощник! | Отойди |
Как здорово у тебя получилось! | Без тебя справлюсь |
У тебя золотые руки! | Сначала вырасти, а потом… |
Без тебя я бы не справился (лась) | А то я сам(а) не знаю… |
У тебя все получится! | Вот всегда ты так |
Я тебе обязательно помогу… | Тебя не спрашивают |
Любое дело тебе по плечу! | Вечно у тебя все из рук валится! |
Ты справишься | Замолчи, я сказала! |
Как ловко у тебя получилось! | Всякую ерунду сделал (а) |
Постарался и справился | С тобой беда |
Приложение 8
Портрет одаренного ребенка
(плакат)
Показатели ранней умственной или общей одаренности детей:
— самостоятельное освоение ребенком грамоты;
— формирование к 4–5 годам важнейших счетных умений (дети знают сложение, вычитание, иногда умножение, легко справляются с задачками на вычитание в пределах от нескольких десятков до сотни);
— хорошее развитие логических операций (дошкольники как бы интуитивно осваивают важнейшие логические законы и закономерности, умеют сравнивать, противопоставлять, рассуждать, предполагать, делать выводы);
— тяга к теоретическим знаниям (научившись читать, такие ребята начинают «глотать» без разбора любую литературу или прочитывают книги по выбранной тематике);
— физически хоршо развиты, редко болеют;
— без труда переносят значительные физические и интеллектуальные нагрузки;
— у одаренных детей преобладают познавательные интересы.
Приложение 9
Как надо взаимодействовать с одаренным ребенком
(памятка для родителей)
• Понять ребенка и осознать его неординарность.
• Не игнорировать всю уникальность его данных.
• Не восторгаться им сверх меры.
• Не превращать всю жизнь ребенка в «скачки» для удовлетворения своих высоких родительских амбиций.
• Создать условия для поощрения таланта.
• Не проецировать на одаренного ребенка собственные увлечения и интересы.
• Не культивировать необходимость преуспеть. Не заставлять его все время делать вам приятное, используя свою незаурядность.
• Не заставлять чрезмерно увлекаться любимым делом и перегружать его.
• Создать для ребенка атмосферу творчества и не гасить возникший интерес.
• Учить терпению и поощрять старание.
• Тактично, деликатно помогать.
• Учить проигрывать и не воспринимать любую неудачу как трагедию.
• Стараться всеми способами уменьшить чрезмерную ранимость малыша.
• Учить ребенка быть как можно менее уязвимым. Спокойно относиться к эмоциональным перепадам малыша.
• Учить владеть эмоциями.
• Попытаться помочь изжить чувство неудовлетворенности собой, немного приземлив тот идеал, которому он подражает. Все делать, что от вас зависит, чтобы он не занижал свою самооценку и в то же время чтобы не выставлял сверходаренность напоказ.
• Не возвышать его над остальными детьми в семье.
• Учить налаживать отношения со сверстниками, быть дружелюбным в коллективе.
• Стараться объяснить, что некрасиво поправлять других, показывая свою образованность и превосходство.
• Как можно больше уделять внимания физической активности ребенка.
• Следить за уровнем развития моторики и помогать осваивать различные физические навыки.
• Понять, в чем суть проблемы вашего ребенка, с чем связаны его агрессия и неприятие себя, что беспокоит малыша.
• Учитывать его индивидуальность.
• Все время ободрять его.
• Тактично обращаться с ним.
• Суметь создать доброжелательную атмосферу по отношению к нему, привлекая не только близких, но и воспитателей ребенка.
• Считать себя самым счастливым из родителей.
• Не подрезать ребенку крылья, а отправляться с ним в «полет».
Приложение 10
Как не надо вести себя с одаренным ребенком
(памятка для родителей)
• Не обращать внимания на дар ребенка или специально возвышать его все время до небес.
• Воспитывать как самого обычного ребенка или создать «тепличные» условия для жизни.
• Считать в какой-то мере ненормальным или подчеркивать сверходаренность малыша.
• Все время приземлять его или считать недосягаемым для всех.
• Наказывать за любознательность или настолько поошрять ее, что это может кончиться срывом.
• Любыми способами замедлять развитие или настолько ускорять его, что это будет не по силам малышу.
• Противопоставлять специально другим детям в семье или же в детском коллективе и разжигать соперничество или ревность.
• Не обучать коммуникабельности и культивировать в ребенке чувство превосходства над ровесниками.
• Не помогать решать проблемы с воспитателями.
• Усиливать его ранимость и чувство собственной вины.
• Пытаться завышать все эталоны, которым ваш ребенок подражает.
• Драматизировать неудачи.
• Стараться выставить напоказ любые недостаткц малыша.
• Подчеркивать его физическое несовершенство и ущемлять тем самым самолюбие ребенка или не обращать внимания на то, как развит ваш малыш физически, и не стараться помогать ему усвоить физические навыки, считая, что главнее всего — интеллект.
• Не понимать проблемы малыша и не пытаться разрешить их.
• Считать, что вам просто-напросто не повезло с ребенком, упрекать его в этом.
• Чрезмерно опекать или не помогать ни в чем.
• Чтобы ваш ребенок был стандартным, подрезать ему все время крылья.
Список литературы
Ашиков В. Семейный клуб «Семицветик» // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 1.
Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
Гуров В.Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с родителями на основе интеграции семейных и общественных ценностей // Психолог в детском саду. — 2006. — № 2.
Детский сад и семья / Под ред. Т.А. Марковой. — М.: Просвещение, 1986.
Доронова Т. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 3.
Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
Корнеева Е.Н. Детские капризы. — Ярославль: Академия развития: Академия, К0: Академия Холдинг, 2000.
Корнеева Е.Н. Эти загадочные малыши. — Ярославль: Академия развития: Академия, К0, 1999.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль: Академия развития, 1997.
Росс А. Наши дети — наши проблемы. — Ростов н/Д: Феникс, 2002.