|
Начиная с 2003 года, после присоединения России к Болонскому процессу1, переход на эту общеевропейскую систему получения образования, в том числе и психологического, принято рассматривать как гарантию его качества. Так ли это на самом деле? А главное, может ли российское высшее образование быстро (до 2010 года) перейти на ставшую привычной для большинства европейских стран систему? Этот вопрос беспокоит сейчас не только руководителей вузов, но и самих психологов, ведь это требует коренным образом изменить всю ситуацию, включая и сертификацию работающих специалистов. Латвия значительно раньше России перешла на общеевропейскую систему подготовки специалистов с высшим образованием, а теперь, став членом Евросоюза, вынуждена еще раз перестраиваться в точном соответствии с европейскими требованиями. Обо всем этом мы решили поговорить с Алексеем Васильевичем ВОРОБЬЕВЫМ — профессором, доктором психологии, доктором педагогики, директором программы «Социальная психология», председателем совета по социальной психологии Даугавпилсского университета.
Легко ли быть психологом в Латвии?Скажите, пожалуйста, соответствует ли образование в Латвии Болонской конвенции? Не совсем, на этом пути мы столкнулись с рядом проблем, которые, кстати, предстоит решать и в России, хотя нам во многом было легче. Прежде всего потому, что мы раньше вступили на этот путь, разработав собственную систему двухуровневой подготовки специалистов. Кроме того, нам вообще проще перестраиваться: в Латвии живет всего 22 миллиона человек, на которых приходится три государственных университета. А как у вас готовят психологов, в том числе школьных? Психологов готовят Латвийский государственный университет, Даугавпилсский университет, Психолого-педагогический институт и три частных вуза. Но все вузы, независимо от их принадлежности, работают по единой аккредитованной программе. Поясню это на примере подготовки студентов в Даугавпилсском университете. Сейчас у нас реализуются три программы. Первая — бакалаврская по психологии (дневное и заочное обучение). Бакалавр проходит трехлетнюю подготовку. Это неполное высшее образование, точнее сказать — общеобразовательная подготовка. Две других программы — по магистратуре. По существующей сейчас системе после бакалавриата студент может идти дальше или в академическую магистратуру, или в практическую. Обучение в академической магистратуре предполагает посещение лекций, семинаров. По окончании студенты пишут магистерскую работу (аналог вашей кандидатской диссертации) и сдают экзамен. Кроме того, они могут пойти в докторантуру. В практической магистратуре курсы могут вести психологи, работающие в той или иной области. Кроме того, если в академической магистратуре более половины преподавателей должны иметь ученую степень доктора наук, то в практической — только треть. Дугавпилсский университет раньше был педагогическим вузом, поэтому и сейчас в качестве основной специальности у нас остается педагогическая психология. Школьный психолог обязательно должен иметь дополнительную подготовку. До сих пор у нас после бакалавриата студент учился еще один год для получения квалификации «школьный психолог» или «практический психолог» — в разных учебных заведениях по-разному. Но в строгом соответствии с Болонской конвенцией мы должны перейти на другую систему, существующей сегодня системы обучения по трем программам больше не будет. Основные перемены связаны с тем, что обучение в бакалавриате и магистратуре не предполагает практической подготовки психологов. Где же психологи будут приобретать практические навыки? У нас была идея такой подготовки через профессиональные объединения. В России, очевидно, возникнет какая-то своя концепция. Ведь сейчас ваши вузы готовят специалистов для непосредственной работы в школе, что невозможно, если высшее образование будет преобразовано в строгом соответствии с Болонским процессом. Проблемы возникают еще и потому, что не проработан сам механизм соответствия получаемого образования и возможности трудоустройства. Вот я получил диплом магистра, и как мне найти работу? Меня никуда не возьмут с моим дипломом. Единственная возможность — создание ставок помощников психолога. Но это потребует дополнительных рабочих мест, поскольку таким образом, кроме ставки психолога, понадобится еще и помощник. А как у вас обстоят дела с психологами в школах? В государственных образовательных учреждениях есть ставки психологов. На каждого психолога приходится в среднем 650 детей. В больших школах может быть полторы ставки и, наоборот, на несколько маленьких школ может приходиться один психолог. Кроме того, у нас в каждом городе есть психологический центр, который ведет прием детей и родителей. Туда могут также обращаться директора школ, педагогические коллективы по тем вопросам, которые не может решить школьный психолог. Психологи центров находятся во взаимодействии со школьными психологами. Как изменится подготовка психологов для системы образования? Школьный психолог обязательно должен иметь дополнительную подготовку. До сих пор у нас после бакалавриата студент учился еще один год для получения квалификации «школьный психолог» или «практический психолог»: в разных учебных заведениях по-разному. Если образование переводится на европейскую систему бакалавр — магистр, то получить сертификат на практическую работу можно будет только через профессиональные ассоциации. Туда предоставляется пакет документов, который предполагает наличие базового психологического образования плюс два года работы в любой психологической службе в качестве помощника или консультанта. А решение может быть разным: тебе могут дать сертификат на работу, а могут и не дать. По Болонской конвенции сертификацию должны проходить даже те школьные психологи, у которых большой стаж. Им придется получать сертификат на право работы каждые пять лет. Как будет проходить сертификация? Окончательная система пока не разработана. Но при ее прохождении будет учитываться посещение специалистом определенного количества лекций, участие в конференциях, супервизорство и экзамен. За каждое действие начисляются баллы. Например, участие в практической конференции — два балла. Участие в супервизии — шесть баллов. Человеку, имеющему степень бакалавра, надо набрать двести баллов за два года стажировки и подтвердить это документально. Имея на руках эти документы, он может обратиться в профессиональную ассоциацию. Его документы рассмотрят, его проэкзаменуют и выдадут сертификат. И тогда, имея диплом бакалавра и сертификат, он получит право на практическую работу. Но при таком подходе роль университета сводится только к передаче базовых знаний. А дальше все взаимодействие идет с ассоциацией педагогических психологов, клинических, организационных, специальных и так далее. У нас в Латвии, как и во всем Евросоюзе, должен будет присваиваться не латвийский, а общеевропейский сертификат. В Европе сертификаты присуждаются только через профессиональные ассоциации. Ассоциация — это общественная организация? Профессиональная ассоциация — это полупрофессиональная-полугосударственная организация. Конечно, за ее работой должен быть контроль на уровне академии наук. Но за членство в ней специалисты должны платить членские взносы. Очевидно, для психологов будет разработана такая же система получения сертификатов, как для врачей. Например, я имею медицинское образование, но хочу работать хирургом. Для этого я должен посещать лекции, занятия, курсы повышения квалификации и получать сертификаты на этих курсах. Затем я могу обратиться в ассоциацию, сдать документы о своей практике, отчеты о принятых больных, пройти собеседование, сдать экзамен и в результате получить сертификат. В психологии введение такой системы идет очень трудно, поскольку все эти процедуры платные. Но зато, пройдя сертификацию в своей профессиональной ассоциации, магистр получает возможность повышать там свою квалификацию, хотя и платно, но со значительными скидками, имеет доступ к современным практическим разработкам. При таком подходе роль университета сводится только к передаче базовых знаний. А дальше все взаимодействие идет с ассоциацией педагогических психологов, клинических, организационных, специальных и так далее. Что делать тем психологам, которые решили заняться наукой или преподавательской деятельностью? Из магистратуры можно идти в докторантуру (аналог вашей аспирантуры). У нас сейчас существует одна научная степень: доктор. По Болонской конвенции есть три степени: бакалавр, магистр и доктор. Магистр и доктор могут работать в высшей школе, читать курсы по психологии. Я являюсь так называемым хабилитированным доктором. Это соответствует степени доктора наук в России. До 1998 года в Латвии было два уровня: промоциональный и хабилитированный доктор, как кандидат и доктор наук у вас. По Болонской конференции будет только одна степень — доктор наук. Если сравнить наши научные степени с российскими, то магистерская ближе к вашей кандидатской, а наша докторская где-то посредине между вашей кандидатской и докторской. В высшей школе у нас есть ассистент, доцент, профессор. Но, в отличие от российской системы образования, у нас профессор выбирается только для работы в конкретном вузе. Для этого существует профессорский совет, куда входят не менее пяти профессоров. Два из них обязательно должны быть из Европы или Америки. Они не приезжают на заседание совета, а голосуют заочно: им заранее посылают все документы, публикации и они, изучив их, принимают решение. Чтобы получить звание профессора, в соответствии с Болонским процессом надо иметь пять публикаций в серьезных международных журналах, выступить на пяти мировых конгрессах и каждый год писать книгу методической направленности. При переходе в другой университет придется стать соискателем звания профессора заново. Ассистент, который хочет стать профессором, должен иметь академическую нагрузку 1000 часов в год и не менее 800 часов практических занятий. Если выполнять все эти условия, надо работать 24 часа в сутки, поэтому я могу уверенно сказать: на спокойную жизнь рассчитывать не приходится. 1 Болонский процесс — движение, цель которого заключается в создании единого образовательного пространства стран Европы. Это должно позволить национальным системам образования европейских стран взять все лучшее, что есть у партнеров, укрепить связи и сотрудничество между вузами Европы. Для этого система высшего образования каждого из подписавших эту конвенцию государств должна стать максимально открытой и единообразной, что может быть достигнуто за счет широкого распространения однотипных образовательных циклов (бакалавриат — магистратура), взаимного признания академических квалификаций и т.д. В 2003 году к 33 странам — участницам Болонского процесса присоединилась и Российская Федерация, обязавшись до 2010 года воплотить в жизнь его основные принципы. Беседовала Ольга РЕШЕТНИКОВА |