|
Волшебная сказка о мечтеУрок психологии для младших подростковЦель: развитие у учащихся коммуникативных навыков. Задачи: развитие творческих способностей; отработка навыков совместной бесконфликтной работы в малых группах; развитие навыков активного слушания. Оборудование: магнитная (или рабочая) доска, магнитофон, МР3-диски с музыкой для релаксации (например, «Relax Classic», «Звуки природы», «Чайная коллекция»), бумага (рабочий фон), простые карандаши, кисточки, краски. План урока 1. Приветствие. 2. Ознакомление с темой занятия. 3. Выбор рабочего фона (рабочий фон — подготовленный заранее лист А4, который полностью разрисован гуашью, редко однотонный. Как правило, он готовится самими детьми на предыдущем занятии при рисовании своего настроения или психологом). 4. «Волшебная гимнастика мозга» (настрой на работу). 5. Итоговый выбор рабочего фона. 6. Арт-терапевтическое упражнение «Рисуем свою мечту». 7. Демонстрация работ с комментариями авторов. 8. Создание «Волшебной сказки о мечте». Работа в малых группах. 9. Прослушивание созданных сказок. 10. Подведение итогов. 11. Упражнение «Накопительные аплодисменты». 12. Прощание. ХОД УРОКА Дети сидят за партами, которые расположены в центре кабинета (парты стоят овалом). Ведущий. Здравствуйте, ребята! Очень рада вновь увидеть вас. Такие веселые, нарядные. Наверное, у вас уже сказочное настроение, а раз так, то пусть и наша сегодняшняя встреча будет посвящена сказке. Волшебной сказке. А чтобы получилась сказка, как вы думаете, кто обязательно нужен? (Сказочник.) Посмотрите на рабочие фоны, которые разложены на ваших столах. Наверняка каждый из вас уже присмотрел что-то из предложенного. Но мы с вами пока не будем их брать в руки, а настроимся на работу с помощью нашей «Волшебной гимнастики мозга». «Волшебная гимнастика мозга»Это комплекс упражнений из программы «Школа без стресса», проект Центра развития русского языка (авторы Светлана Смирнова, Ольга Гутман, Татьяна Исакова, Галина Горина под руководством О.И. Троицкой. Информация на сайте: http://www.ruscenter.ru/1650.html). 1. Пьем воду — обязательное условие перед началом занятий. 2. Активируем «Кнопки мозга» — выполняется стоя или сидя. • Ноги стоят удобно, параллельно друг другу. Если вы стоите, то колени расслабленны. Одна рука кладется на пупок. Пальцы другой руки прикасаются к двум точкам, расположенным под ключицами между первым и вторым ребром, таким образом, что большой палец оказывается на одной точке, а средний — на другой. • Далее слегка массируем эти точки пальцами. Рука на пупке просто спокойно лежит. • Меняем руки и повторяем упражнение. Выполнение упражнения «Кнопки мозга» способствует обогащению мозга кислородом, за счет этого улучшается восприятие информации. Как мы говорим детям при выполнении этого задания, «мозг просыпается». 3. «Перекрестные шаги» — выполняются сидя или стоя. • Локтем левой руки нужно тянуться к поднимающемуся навстречу колену правой ноги. • Потом локтем правой руки тянуться к поднимающемуся навстречу колену левой ноги. Перекрестные шаги активизируют работу обоих полушарий головного мозга. Упражнение помогает настроиться на любую деятельность, способствует более быстрому включению в ситуацию, усвоению информации. Также помогает развитию способности быстрого чтения, активного понимающего слушания. 4. «Крюки Деннисона» — выполняется сидя или стоя. • Ноги перекрещиваем (ножка ножку обнимает). • Вытягиваем руки вперед, складываем пальцы рук в замок и прижимаем к груди (пальцы не отпускаем). • Рот закрыт, язычок упирается в нёбо (чтобы не проболтался про мечту!). • Закрытые глаза «смотрят вверх» (на мечту, которая, как всегда, витает в облаках!). Важно! Только закрытые глаза «смотрят вверх», голова при этом вверх не поднимается! «Крюки Деннисона» способствуют снижению уровня напряжения, стресса, тревожности. Это упражнение помогает объединить потребности головы и тела (например, когда ребенок точно знает: надо делать уроки или что-то очень срочное и важное, а его неудержимо тянет бегать, прыгать, куда-то лезть и т.д.). Помогает сосредоточиться. Ведущий. А теперь, мои дорогие сказочники, не торопитесь, подумайте: тот фон, который вы выбрали до гимнастики, действительно подходит для вас или вы хотите его поменять? Теперь, когда вы сделали свой выбор мысленно, можете взять тот рабочий фон, который действительно вам подходит. Арт-терапевтическое упражнение «Рисуем свою мечту»Ведущий. А сейчас, когда все готово, давайте попробуем поселить наши сокровенные мечты в новой, сказочной вселенной. Для этого возьмите краски, кисточки и постарайтесь нарисовать свои мечты. Рисуйте так, как вы можете. Сейчас нам важно, чтобы каждый выразил на бумаге то, что он хочет. Работаем, пока звучит музыка (время работы зависит от возраста детей и колеблется от 5 до 10 минут). За минуту до окончания работы я предупрежу вас. Начинаем! Когда будете готовы, положите свои рисунки в центр стола. Далее проводится презентация рисунков, где каждый автор рассказывает о своем произведении. Ведущий. Посмотрите, какая у нас с вами получилась замечательная, волшебная вселенная! Давайте возьмемся за руки и пройдем по кругу, полюбуемся нашими творениями. (Дети, взявшись за руки, медленно идут вокруг парт, за которыми работали. Сделав круг, подходят к своим местам и садятся.) Наши мечты такие разные, такие неповторимые, и, как оказалось, у каждой есть свой характер. Создание «Волшебной сказки мечты».
|