|
Соперничество сиблингов
В середине октября мне поступила жалоба от мамы 4-летнего мальчика Дениса, который не принимает участия в групповых занятиях, а сидит весь урок на стуле и наблюдает за остальными детьми со стороны, часто замыкается в себе, в детском саду предпочитает играть один. Дома стал вести себя более агрессивно, чем раньше, особенно по отношению к младшему брату. Обычно начало занятий в нашем центре приходится на середину сентября, и занятия для разных групп проходят два или три раза в неделю, длительность одного занятия 25 минут, поэтому была вероятность, что ребенок на данный момент просто не адаптировался к новым условиям (на момент обращения он занимался только месяц, то есть присутствовал на занятиях в центре всего восемь раз). Было решено дать ребенку время на адаптацию, в течение месяца я наблюдала за его поведением на занятиях. Вот что я отметила: 1. Ребенок держится обособленно. Сидит в углу на стуле и не идет в общий круг, даже если его приглашает педагог, но внимательно наблюдает за тем, как проходит занятие, и практически не отвлекается на посторонние предметы. 2. В контакт с педагогами вступает плохо, на все вопросы отвечает односложно или не отвечает совсем. Если с ним начинает общаться кто-нибудь из детей, то он в контакт вступает, поддерживает разговор, может даже поиграть, но с одним-двумя, в общей игре участия не принимает. 3. Малоэмоционален, не любит, когда к нему привлекают внимание; если на нем происходит фиксация общего внимания, он сразу замыкается в себе, не агрессивен. Положительной динамики не наблюдалось и спустя месяц, тогда было принято решение, что ребенку необходимы индивидуальные коррекционные занятия с психологом. На первой консультации с мамой была проведена клиническая беседа и собраны основные анамнестические данные. В ходе беседы с мамой выяснилось, что в возрасте 3,5 лет у Дениса родился младший брат, и спустя некоторое время после рождения младшего брата Денис замкнулся, почти перестал общаться в детском саду со сверстниками, принимать участие в общих играх как в садике, так и в центре образования. Стал более агрессивно реагировать на младшего брата, пытался запереть его в комнате, не пускал в детскую комнату маму, часто плакал, выдавал истерические реакции, если ему что-то не нравилось. С рождения и до 3,5 лет Денис воспитывался мамой и бабушкой. Папа практически не принимает участия в воспитании детей. На просьбы ребенка поиграть с ним отец отвечает отказом, мотивируя это усталостью. Также стоит отметить, что в семье часто происходят конфликты, свидетелем которых становится Денис. Моя гипотеза состояла в том, что отказ от занятий, замкнутость, повышенная агрессивность, тревожность были вызваны появлением в семье второго ребенка. Дополнительным фактором, оказывающим негативное влияние на развитие мальчика, является отказ отца обращать внимание на сына и заниматься с ним. Я провела диагностику Дениса, в которой использовала следующие методики: — «Рисунок семьи»; — «Метаморфозы»; — «Какие предметы спрятаны на картинках?» (зашумленные и наложенные изображения, а также выделение фигуры из фона); — «Мисочки»; — «Самое непохожее»; — «10 слов», с учетом возраста я давала для запоминания 6 слов; — «Времена года»: — «Четвертый лишний»; — «Кактус»; — «Нелепицы»; — методика Рене Жиля; — разрезные картинки; — кубики (4 шт. и 9 шт.). По результатам диагностики сделано следующее заключение. Общая оценка в ситуации обследованияВ контакт вступает плохо, практически не разговаривает, на все вопросы отвечает односложно или не отвечает совсем. Все задания выполняет спокойно, негативных и агрессивных реакций не проявляет. Инструкцию понимает и удерживает. Если не задать сильной мотивации и не подкреплять положительно его действия, то быстро переключается на другую деятельность. К отсутствию мамы в кабинете относится спокойно. — Уровень зрительного восприятия соответствует возрасту. — Низкий уровень произвольного внимания, в основном фиксирует внимание на играх и предметах, которые вызывают у него интерес. — Объем и скорость слухоречевого запоминания высокие. — Наблюдаются трудности в установлении причинно-следственных связей. Высокий уровень сформированности конструктивного пространственного мышления, возможности пространственного анализа и синтеза, конструктивного праксиса. Уровень понятийного мышления (сформированность абстрактных обобщений, вычленение существенных признаков) соответствует возрасту. — Объем оперативной памяти, скорость запоминания и воспроизведения соответствуют возрасту. — Повышенный уровень тревожности, агрессивности. — Низкий уровень самооценки, неуверенность, замкнутость. — В контакт с новыми людьми вступает плохо, говорит шепотом, либо не говорит совсем. — Не любит, когда к нему привлекают внимание, сразу же замыкается в себе. В основном агрессивные реакции проявляет в семье (на групповых занятиях в центре и в детском саду при общении со сверстниками агрессии не проявляет), как правило, они направлены на младшего брата. В течение последних пяти месяцев стал «выдавать» истерические реакции на мамины просьбы. Наблюдается нарушение сна: — перестал засыпать самостоятельно; — сон стал более тревожным; — часто посреди ночи прибегал спать к родителям в комнату. ВыводУровень познавательного развития и интеллектуальной сферы соответствует возрасту. Четко прослеживается нарушение развития эмоционально-волевой сферы, выражающееся в бурных аффективных реакциях (истерический плач), проявляющихся внутри семейных отношений; в параллель с реакциями данного типа выступают эмоциональная холодность и равнодушие по отношению к сверстникам, а также некоторое отчуждение. Высокий уровень тревожности, наличие страхов. Была разработана программа занятий с целью коррекции негативных проявлений социально-эмоционального развития ребенка, а также развития эмоционально-волевой сферы, повышения самооценки ребенка, формирования навыка общения со взрослыми и сверстниками, коррекции страхов и снижения уровня тревожности. За основу я взяла тренинговую программу эмоционального развития дошкольников «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» С.В. Крюковой и Н.П. Слободяник, так как эмоциональное развитие является одним из важнейших условий становления психически здоровой, устойчивой и зрелой личности. Раннее нарушение формирования данной функции привело к неблагополучию в отношениях со сверстниками, взрослыми и педагогами. Ревность, нехватка внимания и заботы со стороны родителей привели к нарушению в сфере детско-родительских отношений. Особенно трудным для ребенка является период, когда в его жизни происходят существенные изменения. Требуется немало времени, чтобы малыш освоился в новой обстановке, привык к новому распорядку. Программа, представленная С.В. Крюковой, направлена на развитие эмоциональной сферы детей и адаптации к новым жизненным условиям. Также эта программа хороша тем, что можно использовать и целостный комплекс, и отдельные занятия, она легко адаптируется и под индивидуальную работу с ребенком. Задачи 1. Формирование адекватных способов реагирования в ситуациях взаимодействия со сверстниками и взрослыми. 2. Выработка умения понимать как собственное эмоциональное состояние, так и эмоции другого человека (через мимику, жесты, интонации, движения и пр.). 3. Формирование положительного образа Я (повышение самооценки). 4. Научить маму правильно взаимодействовать с детьми, а также адекватно реагировать на просьбы ребенка. ПрограммаПрограмма состоит из трех этапов: 1. Этап знакомства и диагностики. 2. Этап коррекционно-развивающих занятий. 3. Контрольный этап. Занятия продолжительностью 30–40 минут проводятся 1 раз в неделю. Программа включает в себя: — элементы арт-терапии; — словесные и подвижные игры; —беседы и проблемные ситуации; — элементы терапии с различными игрушками; — психогимнастику; — совместные занятия с мамой и ребенком; — групповые занятия; — индивидуальные консультации (с целью налаживания контакта с ребенком, объяснения особенностей развития данного ребенка и принятия его таким, какой он есть. Выработка более гибкой стратегии поведения по отношению к детям); — а также беседы с педагогами. Установить контакт с ребенком и наладить доверительные отношения оказалось довольно трудно. В течение первого месяца ребенок вел себя скованно, почти не разговаривал, все задания выполнял молча. Где-то через месяц (по прошествии четырех занятий) стал более коммуникабелен: увереннее шел на контакт, давал более развернутые ответы на вопросы, все чаще рассказывал: чем занимался дома и какие события произошли в течение недели, дифференцировал их на положительные и отрицательные для него, описывал свое настроение. На групповых занятиях иногда стал включаться в нединамические игры (например: съедобное — несъедобное). По прошествии двух месяцев на индивидуальных занятиях стал проявлять инициативу и сам предлагал поиграть в разные игры или высказывал свои пожелания, чем бы он хотел заняться в следующий раз. Появились любимые игрушки. На групповых занятиях (не психологических) стал чаще идти на контакт с педагогами, отвечать на вопросы, играть в настольные игры, а также игры, не требующие напарника. Сам по-прежнему инициативы не проявлял. В феврале было проведено совместное занятие с Денисом и его мамой. В ходе занятия было видно, что маме трудно перестроиться со свойственного ей типа поведения: она часто сравнивала Дениса с младшим братом либо с его друзьями, давала много оценочных суждений его действиям. Ребенок на присутствие мамы реагировал положительно (хотя раньше не пускал ее в кабинет психолога). Чаще всего затруднения вызывали такие ситуации, как истерические демонстрации, отказ от какой-либо деятельности, нежелание выполнять просьбы родителей, мама не знала, как правильно реагировать и действовать в такой ситуации. В течение всего времени проводились индивидуальные консультации с мамой. Всего прошло 11 консультаций. Первичные консультации были направлены на получение как можно более подробной информации о взаимоотошениях в семье, о проблемах, с которыми столкнулись родители в процессе воспитания и др. Рекомендации маме1. Постараться уделять Денису чуть больше внимания, хотя бы 15–30 минут в день играть с ним вдвоем в какою-либо игру, это должно быть время исключительно для их общения. Это поможет наладить взаимодействие между ними, а также лучше понимать друг друга. Можно не только играть, но и вместе посмотреть фотографии или мультфильмы. 2. Не осуждать Дениса, давать поменьше оценочных высказываний и мнений по поводу его поведения и поступков, постараться поменьше сравнивать его с другими детьми и с младшим братом. Постараться не запрещать ему выказывать негативные чувства по отношению к младшему брату, необходимо помочь ему осознать эти чувства. Не требовать сразу проявления позитивных чувств, это лишь усиливает негатив. 3. Чаще говорить, что он любим, хвалить его за помощь. Но четко соблюдать баланс, чтобы это не стало навязчивым. 4. Необходимо научить Дениса выражать свой гнев, протест, плохое настроение безопасным способом. Например: через рисунок, лепку. Если возникнет желание, рисунок можно смять, порвать на мелкие кусочки, выбросить и т.п. 5. В случае, если произошла драка, необходимо спокойно выяснить, в чем причина недовольства, и попросить словами выразить то чувство, которое испытывает Денис. 6. Постараться как можно чаще привлекать к совместным играм папу Дениса, ведь взаимоотношения с отцом оказывают огромное влияние на развитие ребенка, формирование его эмоционально-личностной сферы. По прошествии некоторого времени мама рассказала, что по вечерам все чаще привлекала мужа к совместным играм с детьми, по выходным он стал гулять вдвоем с Денисом. На фоне таких изменений в семье на индивидуальных занятиях Денис стал часто рассказывать о папе, о том, как они проводят время и чем занимаются (до этого Денис отказывался говорить о нем). Количество агрессивных реакций и негативных проявлений по отношению к младшему брату значительно уменьшилось. На индивидуальных занятиях Денис все чаще рассказывал о любимых играх и занятиях с братом. Стоит отметить, что на коррекционных занятиях я проводила терапию с игрушками, где Денис выбирал те игрушки, которые похожи на членов его семьи. Игрушка, которая изображала брата, была маленьким монстром. Через два месяца Денис поменял ее на маленькую куколку, что свидетельствовало о том, что отношение к младшему брату изменилось. Ближе к марту уже была хорошо видна положительная динамика занятий. На групповых занятиях Денис радостно вбегал в кабинет вместе с другими детьми, стал иногда включаться в подвижные и командные игры, разными способами пытался привлечь к себе внимание педагогов. В течение апреля (это был последний месяц индивидуальных и групповых занятий) динамика осталась на прежнем уровне, существенных изменений не произошло. Ребенок принимал участие в групповых занятиях, входил в контакт с педагогами, дома стал менее агрессивен, истерические реакции демонстрировал редко. По моему мнению, за весь период коррекционно-развивающих занятий с ребенком удалось достичь следующих результатов: 1. Денис смог наладить взаимоотношения с родителями и младшим братом, научить выражать свои чувства и желания не в форме протестных и истерических реакций, а словами или с помощью рисунков, поделок. 2. Удалось включить Дениса в групповые занятия, наладить отношения со сверстниками и педагогами. К сожалению, не удалось добиться полного включения мальчика в группу. В зависимости от настроения он все же иногда отказывался играть в совместные подвижные игры. Как мне кажется, результат коррекционных занятий был бы более успешным, если бы занятия проходили хотя бы 2 раза в неделю, но, к сожалению, у мамы не было такой возможности. Наиболее успешными в коррекционно-развивающих занятиях были методы: — арт-терапия, а также все рисуночные задания; — игротерапия (с маленькими и большими мягкими игрушками); — задания, связанные с лепкой, конструированием; — игры с мячиком. В начале коррекционных занятий затруднения или отказ вызывали следующие задания: — рассказ о родителях и брате, игры на выражение чувств по отношению к ним (например, по очереди с психологом ребенок говорит ласковые слова о своих родителях); — игры, где был необходим телесный контакт (например, рисование букв или цифр пальцем на спине). Спустя некоторое время Денис уже рассказывал о своей семье, описывал каждого из членов семьи, выражал чувства по отношению к ним, хотя ему это давалось нелегко. По-прежнему настороженно, немного тревожно реагировал на телесные прикосновения. Любое неадекватное или не свойственное ребенку поведение несет в себе определенную информацию, которую не всегда правильно может понять взрослый человек. К детям, которым трудно установить контакт с взрослыми и сверстниками, выражать эмоции социально приемлемым способом, которые испытывают трудности при адаптации к новым условиям, необходим индивидуальный подход. Следует показать им, что они любимы, давать положительную оценку их действиям, обращать внимание даже на малейшие достижения, установить как можно более доверительный контакт с таким ребенком. Очень важно, чтобы психолог, педагоги и родители действовали совместно, дополняя друг друга, а не каждый сам по себе. Лишь в процессе слаженной совместной работы и при желании всех сторон помочь ребенку можно добиться положительных результатов. Светлана КОСТИНА,
|