Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №6/2009


Вместе с родителями

 

«Требую самостоятельности!»

Cамостоятельность — казалось бы, такое знакомое слово, а как определить, что же это на самом деле такое? Обычно самостоятельным называют человека, который сам умеет:

— ставить цели в различных жизненных сферах и добиваться их

— справляться с трудностями и принимать решения в важных ситуациях,

— определять границы своих возможностей и просить необходимую помощь.

 

Известно, что самостоятельность ребенок начинает осваивать еще с раннего детства, и первые его шаги в самостоятельность — это первые, еще не совсем уверенные движения к яркой игрушке. Но настоящий рывок самостоятельность делает в подростковом возрасте, в период кризиса, который обычно связывают с началом взросления. Это и понятно, ведь взросление опирается на растущую самостоятельность.

В этой важной «точке» мощного развития самостоятельности ребенка из благополучной семьи любящих, внимательных родителей может ждать сюрприз — подросток резко меняется. Самые хорошие, правильные родители не застрахованы от того, что дети будут «выкидывать коленца» в борьбе за самостоятельность, потому что начало ее проявления обычно связано с отрицанием чего-либо. А созидание приходит намного позже. Такое с ребенком происходит не впервые. Вспомним, когда малышу давали игрушки, он сначала их бросал и только потом постепенно учился с ними играть. Не сразу освоил и построение башни из кубиков. Взрослым для этого требовалось терпение.

В подростковом возрасте ребенок также должен иметь возможность «поразбрасывать кубики» самостоятельности, чтобы потом строить замки.

Особенно ярко самостоятельность как отрицание проявляется у тех детей, у которых по разным причинам — из-за особой занятости, состояния здоровья и др. — не было возможности в полной мере проявить самостоятельность, соответствующую возрасту. Им и их родителям труднее всего, потому что все происходит в ограниченный отрезок времени и обеим сторонам, особенно родителям, требуется больше сил и терпения.

Для создания оптимальных условий мы предлагаем работу с памяткой для родителей и учителей (см. с. 41). В ней описаны 4 этапа развития самостоятельности. В жизни эти этапы могут идти по-разному и занимать разные по длительности временные промежутки. Но существует оптимальное время для каждого периода.

Поскольку в памятке представлено описание каждого этапа типичных поведенческих проявлений, по ним родителю или учителю можно определить, на каком этапе находится подросток и оптимальную продолжительность каждого этапа.

В случаях когда наблюдается сильное отставание в развитии самостоятельности, подростку потребуется помощь психолога. Если подросток находится на этапе, соответствующем его возрасту, нужно обратить внимание на то, какие воздействия со стороны родителей или учителей необходимы, а также что ему самому надо освоить, чтобы перейти на новый уровень развития самостоятельности.

Вы можете сами оценить, на каком этапе развития самостоятельности сейчас находится ваш ребенок (ученик).

Мы использовали эту памятку на родительском собрании, на педсовете. Родителей и педагогов она заинтересовала.

Гаяна БУБНОВА,
педагог-психолог,
ГОУ «Многопрофильная гимназия № 1506»,
Москва

 


Памятка для педагогов и родителей
«Этапы развития самостоятельности в подростковом возрасте»

Этапы развития самостоятельности Типичные проявления Не проявляет Проявляет часто Уже прошел
1-й этап
«Нужна ли мне самостоятельность?»
5-й класс
• Становится непослушным и негативным
• Сопротивляется проявлению заботы и контроля
• Детские желания и поступки
     
Для успешного прохождения и оптимизации развития самостоятельности нужно:
• терпеливо проявлять внимание, участие
• акцентировать внимание на положительных качествах
• осуществлять поддержку
• повышать уверенность в себе
• обсуждать начало взросления.
2-й этап
«Требую самостоятельности, хотя не знаю, что это такое»
6–7-й классы
• Борется за свою независимость
• Закрывается в комнате, развешивает постеры
• Настаивает на правах, игнорирует обязанности
• Часто не следит за своей речью, может обидеть
     
Для успешного прохождения и оптимизации развития самостоятельности нужно:
• обсуждать необходимость равновесия прав и обязанностей (количество прав равно количеству обязанностей)
• сохранять спокойствие при эмоциональных вспышках подростка
• прощать и отделять реальные чувства от слов осуществлять поддержку
3-й этап
«Пробую быть самостоятельным,
хотя не очень умею»
8–9-й классы
• Есть свое мнение, не всегда верное
• Считает именно свое мнение истинно верным
• Не считается с мнением родителей
• Поступает так, как хочет
• Есть стремление попробовать все, что делают его сверстники и взрослые (покурить и т.д.)
• Считает, что он все может и с ним ничего не может случиться (не заботится о безопасности)
     
Для успешного прохождения и оптимизации развития самостоятельности нужно:
• аргументировать запреты
• обсуждать: если ты поступишь так, то какие будут последствия (испортишь свое здоровье, можешь попасть в плохую компанию, с тобой может случиться что-то плохое)
• считаться с мнением подростка (иначе он не научится считаться с вашим)
• не считать свою позицию на 100% правильной
• поддерживать его, хвалить (возможно, даже не совсем заслуженно, для повышения уверенности в себе)
• не ругать его друзей или тех, с кем он встречается (бесполезно, вызовет только отрицание и негатив), если только тех, с кем он уже расстался или поссорился
• в спорах пытаться договориться
4-й этап
«Проявляю самостоятельность»
9–11-й классы
• Прислушиваются к мнению родителей
• Сами просят советов
• Понимают свои реальные возможности
• Пытаются сами договориться
• Воспринимают какие-то черты, качества родителей как пример для подражания
• Действуют самостоятельно
• Переносят самостоятельность из семьи на профессиональную деятельность (учеба, работа)
     
Для успешного прохождения и оптимизации развития самостоятельности нужно:
• поддержать подростка в его начинаниях, завышать оценку его успехов (для мотивирования его к действию, еще большим успехам)
• предоставить ему право брать на себя ответственность за свои поступки, за свою жизнь
• минимизировать контроль
• быть внимательным к просьбам, самостоятельным решениям