Добросовестность и общительность —
залог успеха
По прошествии десяти лет после
окончания школы те учащиеся, которых их учителя
оценивали как наиболее добросовестных и
общительных, значительно превзошли в своих
социальных успехах (в частности, размером
заработка) своих ровесников, которые уступали им
по этим параметрам, но демонстрировали
интеллектуальные способности того же уровня.
Такую закономерность выявила группа
исследователей из Университета штата Иллинойс
(США) под руководством профессора Кристи Льерас.
Ученые проанализировали данные
общенационального лонгитюдного исследования,
которое длилось 10 лет и охватило свыше 11 тысяч
школьников. В школьные годы у всех детей
фиксировались результаты тестирования
способностей, которые издавна принято считать
надежным основанием для прогноза будущих
успехов.
Помимо этого в ходе опроса учителей собирались
оценки таких качеств и особенностей, как
добросовестность и усидчивость при выполнении
учебных задач, а также наличие навыков
сотрудничества, умения ладить со взрослыми и
сверстниками. Особо отмечалось участие в
различных формах внеклассной активности,
требующих кооперации.
Оказалось, что последние не менее, а то и более,
чем тестовые баллы, коррелируют с тем местом,
которое повзрослевшим школьникам удалось занять
в жизни, в частности — на рынке труда.
Иными словами, оказалось, что участие в
художественной самодеятельности, различных
кружках и клубах по интересам является не просто
формой заполнения досуга, но и настоящей школой
жизни, культивирующей ценные социальные
качества.
«Не следует недооценивать фактор
способностей, — подчеркивает профессор
Льерас, — однако его до сих пор, наоборот, скорее
переоценивали. В современном мире традиционные
тесты перестают выполнять свои прогностические
функции. Школе следует больше внимания уделять
личности учеников».
Эти данные перекликаются с результатами
другого исследования, выполненного двумя годами
ранее в Университете штата Пенсильвания. Там
профессора Эльза Санчес и Ричард Крэйг
сопоставили успеваемость студентов с формами
учебных занятий, в которых те принимали участие.
Оказалось, что при прочих равных условиях лучшие
результаты по освоению конкретного учебного
курса показывают студенты, которые участвовали в
командных формах учебной активности, — по
сравнению с теми, кто обучался традиционными
методами.
«Групповые формы учебной работы стимулируют
мыслительную деятельность на более высоком
уровне, — отмечают Санчес и Крейг. — Кроме
того, взаимодействие в команде способствует
формированию коммуникативных навыков, приемов
разрешения конфликтов, планирования и
кооперации — тех ценных достоинств, которые не
менее академических успехов важны для
последующей профессиональной карьеры».
В свете полученных результатов не вызывает
сомнений, что задачей современной школы
становится не просто борьба за высокую
академическую успеваемость, но скорее
формирование у учащихся широкой социальной
компетентности. Особую роль в этом призвана
сыграть такая организация познавательной
деятельности школьников, которая способствует
их активному взаимодействию и сотрудничеству.
По материалам
Social Science Research, 2008, № 9