|
||
Аффективная сфера как система смыслов,
|
О.Никольская
|
Многие издания, о которых рассказывается на страницах «Школьного психолога», могут быть рекомендованы широкому кругу профессиональных психологов, совсем не обязательно занятых в образовании. Книга Никольской заметно выделяется из общего списка психолого-педагогической литературы как по своей тематике, так и по форме изложения материала.
Что касается содержания, то оно точно отражено в названии: автор предлагает рассматривать аффективное развитие как развитие системы смыслов, этапы которого отражают стадии социализации ребенка. Если характеризовать способ представления материала, то следует сказать, что книга рассчитана на читателя, готового к восприятию насыщенного информацией текста, с большим числом ссылок, в том числе и на непсихологические источники.
Монография содержит в себе обобщение многолетнего опыта изучения психического развития детей с аутизмом. Накопленный опыт выступает основанием для создания модели аффективной сферы как многоуровневой системы организации поведения и сознания человека. Эта система обеспечивает решение внешних и внутренних задач, к которым, по мнению автора, относятся взаимодействие с жизненными обстоятельствами и поддержание необходимой для этого активности и аффективной устойчивости в отношениях с миром. Каждый уровень системы обладает уникальным и жизненно важным смыслом: он направлен на решение определенного класса задач, характеризуется особым типом аффективной ориентировки и организации адаптивного поведения, вносит свой вклад в процессы саморегуляции. Эти уровни могут быть рассмотрены как последовательные шаги в усложнении взаимоотношений с миром, в то же время они дополняют друг друга.
Это второе, дополненное и переработанное издание, в котором, в частности, предлагается ввести в психологический обиход понятие аффективного возраста. Как и монография 2000 года, книга написана с нескрываемой любовью к своему делу и проникнута неиссякаемой верой в возможность оказания помощи детям с аутизмом. При этом автор в качестве практического заключения пишет: нет и не может быть магической психотехники, которая позволила бы быстро разрешать однотипные проблемы.
Сказанное не мешает автору ставить практические задачи и находить продуктивные способы их решения. Именно поэтому в книге специально подчеркивается, что предлагаемый подход открывает новые возможности для развития психологической диагностики и психологической помощи. Причем главная авторская идея о направленности психологической помощи не только на анализ отдельной трудности, но и на включение ее в смысловой контекст адаптации может быть распространена и на другие области коррекционной работы. Эффективность индивидуальных занятий с ребенком зависит от умения психолога за конкретной жалобой увидеть те особенности его личностного и познавательного развития, которые обусловили появление этой и другой проблем.