Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №6/2009


Книжный шкаф

Резонансное консультирование
(консультант-центрированный подход)

С. Петрушин
М.: Академический проект;
Альма Матер, 2008

Работ по теоретическим и технологическим аспектам психологического консультирования существует немало. А вот тех, что «зацепили» бы, стали бы настольными и беззвучно требовали бы к ним возвращаться, — таких мне практически не попадалось. Но сейчас такая книга есть. «Резонансное консультирование» — так назвал новый оригинальный метод его создатель Сергей Петрушин. В этом методе интегрированы лучшие элементы современной практической психологии и психотерапии и методы духовной практики. Не стоит пугаться последнего: автор отнюдь не эзотерик или оккультист. Он подлинный профессионал-психолог, способный к здравым оценкам, глубокому анализу реализуемых технологий и тонкому вчувствованию в нюансы психологической работы.

Сущность резонансного консультирования состоит в том, чтобы построить совершенно особые отношения между психологом и клиентом, в которых важнейшую роль играет эмоционально-чувственная сфера консультанта. Сам он при этом выступает как инструмент, актер, образ-маска. Автор пишет об этом следующим образом: «Так кто же такой Р-консультант? Это человек, который есть, но которого нет. Он всего лишь зеркальное отражение проблемной части клиента. Большая часть его внимания сосредоточена на себе, потому что он является основным инструментом диагностики и решения проблем. Он всегда находится между двумя мирами. Он — пространство…»

Резонансное консультирование представляется методом очень человечным, искренним, одухотворяющим. В нем сплавляются гуманистические идеи западной психологии и психотерапии (кстати, не особо чуравшейся различных духовных традиций) и восточных учений, помогающих людям.

Книга содержит три логически связанные друг с другом главы: в первой автор подробно излагает теоретические и методологические основы резонансного подхода и обосновывает предлагаемый им метод; во второй — описывает требования к психологу-консультанту, работающему в рамках этого метода, и систему его подготовки; в третьей — предлагает специальные упражнения для выработки разнообразных навыков, необходимых для ведения резонансного консультирования. Так что тот психолог, который заинтересуется оригинальным подходом Сергея Петрушина, получит не только представление об этом подходе, но и способы операционализации его идей.

Однако меня тревожат сомнения: удастся ли читателям освоить новый метод, только читая книгу? Ведь автор сам пишет, что овладел приемами работы «мастера традиции», ставшими основой для разработки резонансного консультирования, в результате десяти лет обучения! И хотя автор очень старается донести сущность реализуемого способа взаимодействия с клиентами, используя разные уровни объяснения, психологу далеко не просто реализовать все это на практике. Но будем считать, что чтение книги — всего лишь первый шаг в освоении нового метода.

Олег ЗЕМСКОВ