Плакат для диагностики
По нашему мнению, работу
специалиста в сложных случаях — проблемы
взаимодействия с детьми, подростками и
старшеклассниками, не готовыми пока к открытому
диалогу, — облегчает использование серии
плакатов Г.Б. Мониной и Е.К. Лютовой-Робертс. Это
серия плакатов для диагностической,
консультативной, педагогической,
психотерапевтической индивидуальной и
групповой работы: «Как я справляюсь со своим
гневом», «Как я разрешаю конфликты», «Как я
справляюсь со своей тревогой», «Как я
преодолеваю трудности», «Как я решаю свои
проблемы».
Плакаты и прилагаемые к ним карточки могут быть
использованы в качестве самостоятельного
пособия в психологической практике с клиентом и
в комплексе с другими материалами. Работа с
плакатами, как правило, совместима с рисованием,
лепкой, элементами игровой терапии, ролевыми
играми.
Данный
психологический инструментарий эффективен в
решении ряда проблем, часто встречающихся в
работе школьного психолога: это и тревожность, и
агрессивность, и проблемы поведения в школе и
дома, проблемы в сфере общения (застенчивость,
низкая коммуникативная культура, конфликтность
и др.).
Одной из задач школьного психолога является
психологическое сопровождение учащихся 1, 5, 10-х
классов. В процессе исследования адаптационного
периода этой группы детей мы включаем в
диагностический пакет и вышеупомянутые плакаты,
так как считаем, что данная методика дополняет и
расширяет границы изучения учащихся. По нашему
мнению, она обладает большим диагностическим
потенциалом.
В нашей практике встречались случаи, когда
результаты психологической диагностики по
разным методикам были различными. Например,
эмоциональное состояние первоклассников,
исследуемое с помощью тестов Люшера, Тэммл —
Дорки — Амен, оказывалось в границах нормы, а
диагностическая проективная методика «Как я
справляюсь со своей тревогой» показывала
большое количество деструктивных выборов, что
позволяет сделать вывод о тревожном состоянии
обследуемых. Наличие эмоциональных проблем
подтверждалось и нашими наблюдениями за
поведением ребенка в классе, беседами с
педагогами, родителями, а также рисуночными
тестами. Ребенку предлагалось с закрытыми
глазами представить себе, как он изобразит свой
страх с помощью красок, линий, форм и символов (В.
Оклендер), или просто нарисовать свой страх.
С помощью плакатов Мониной и Лютовой-Робертс мы
провели исследование, в котором приняли участие
350 человек. Оно дало интересные результаты. Так,
7–8-летние дети умеют конструктивно решать
возникающие в общении с окружающей их средой
проблемы, а 12–13-летние — не умеют.
Работа с плакатами первоклассников показала,
что они демонстрируют большее количество
конструктивных выборов в вопросе «Как ты
справляешься со своей агрессией?». Дети охотно
вербализуют свои эмоции и дают определения
понятиям «злость» и «гнев», разводят понятия
«добро» и «зло», «хорошо» и «плохо». Высказывания
детей на эту тему: «злость — злой человек»,
«злость — это когда кто-то на кого-то ругается»,
«доброта помогает человеку, делает его лучше»,
«доброта — это когда заступаешься, никого не
обижаешь».
А дети в возрасте 12 лет затрудняются с ответом
на эти вопросы и не могут выразить свои эмоции. На
вопрос: «Что такое злость?» — они отвечают: «не
знаю». И в диагностической работе с плакатами
учащиеся среднего звена демонстрируют большее
количество деструктивных способов реагирования.
Во время коррекционной работы с детьми этого
возраста плакаты следует использовать чаще «с
целью расширения поведенческого репертуара и
жизненного опыта» (Г.Б.Монина,
Е.К.Лютова-Робертс. Методические рекомендации).
Учащиеся в возрасте 16–17 лет воспринимают гнев
и злость как негативные, социально отвергаемые
эмоции. На вопрос, испытывают ли они когда-либо
злобу, решительно отвечают «Нет, я добрый», в
рисунках выражают свое отрицательное отношение
к эмоции «злость» — рисуют социально одобряемые
образы, а при работе с плакатом «Как я справлюсь
со своим гневом?» учащиеся 16–17 лет показывают
большее количество конструктивных способов
реагирования. Может быть, это связано с
убежденностью старшеклассников в том, что
условием профессиональной успешности в обществе
является позитивная модель поведения.
Следующий этап работы с плакатами —
коррекционный (с использованием арт-терпии,
игровой терапии). Критерием успешности можно
считать появление новых конструктивных способов
реагирования на ситуации, вызывающие тревогу,
волнение, отказ от деструктивных способов
(плакат «Как я справляюсь со своей тревогой»).
Таким образом, благодаря легкости в обращении,
доступности и результативности работы данные
плакаты могут быть использованы не только
психологами и психотерапевтами, но и педагогами,
классными руководителями для внеклассной работы
с целью сплочения коллектива, предотвращения
конфликтных ситуаций в классе, для нахождения
контакта с семьей.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Занятие
для учащихся 5–7-х классов
по развитию эмоциональной сферы
Цель: профилактика
социально-эмоциональных проблем у учащихся,
улучшение психологического климата в классе.
Задачи: способствовать осознанию
необходимости в разных ситуациях использовать
разные стратегии поведения; актуализация опыта и
знаний, относящихся к эмоциональной сфере;
тренировка умения выражать свое эмоциональное
состояние.
Оборудование: листы формата А4,
цветные краски, карандаши, глина, цветная бумага,
клей, ножницы, мяч, колокольчик, плакат с
изображением различных эмоций, плакат «Как я
справлюсь со своим гневом?».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Разминка: «Как тебя зовут?»
Каждый держащий мяч в руке называет свое имя,
при этом называя свое эмоциональное состояние
(например, Таня — веселая), и бросает мяч
следующему участнику. Получивший мяч продолжает
игру таким же образом. На стене висит плакат с
изображением различных эмоций в помощь учащимся,
которые затрудняются назвать свое эмоциональное
состояние.
Работа с плакатом
«Как я справлюсь со своим гневом?»
Задание 1.
Работа над способом реагирования на гнев
Предварительный этап
Краткая беседа с детьми «Что такое гнев,
злость?», выяснение ситуаций, которые вызывают у
детей подобные реакции
Знакомство с плакатом
Ведущий предлагает познакомиться с плакатом,
рассмотреть его, обсудить возникшие у детей
вопросы, затем сам задает вопросы:
— Как вы думаете, имеет ли этот плакат
отношение к вам?
— Может ли этот плакат помочь вам? Каким
образом?
Обсуждение
Ведущий обсуждает с детьми способы
реагирования на ситуации, вызывающие гнев,
задает участникам вопрос, как они в реальной
обстановке (в школе, дома, на улице) реагируют на
травмирующие ситуации.
После того как желающие высказались, ведущий
зачитывает возможные варианты реагирования и
просит каждого участника выбрать только один,
который тот привык использовать чаще всего. Этот
вариант (у каждого свой) участники записывают на
выданной каждому карточке.
Затем все участники подходят к плакату и
размещают на нем свои карточки с ответами.
Ведущий обобщает предложенные варианты и делает
вывод, какие способы реагирования характерны для
данной конкретной группы.
Выбор ответа
Ведущий вместе с участниками выбирает один,
наиболее эффективный, по мнению данной группы, и
привлекательный ответ.
Задание 2. Чтение притчи
ЯРОСТЬ
Однажды лис сказал мыши:
— Я — царь зверей!
— Конечно, ты, — сказала испуганная мышь.
Затем лис увидел котенка.
— Не я ли царь зверей? — прорычал он.
— Конечно, ты, — пролепетал испуганный
котенок.
Затем лис схватил кролика, потом куропатку и,
наконец, крота. Все безропотно соглашались, что
царь зверей — лис. Внезапно увидев льва, лежащего
на лужайке, лис подбежал к нему, выкрикивая, что
он царь зверей. Не говоря ни слова лев оглушил его
ударом лапы и зарычал. С трудом поднявшись на
ноги, лис сказал:
— Знаешь, сила — не ответ на обращение. Я
задел твои чувства, и все, что ты мог, — прийти в
ярость. — С этими словами лис заковылял прочь.
После чтения притчи ведущий предлагает
учащимся обсудить следующие вопросы:
— Согласны ли вы с названием притчи, могли бы вы
назвать ее по-другому?
— Какие качества были присущи лису?
— Какие преимущества были у льва, какие
недостатки?
— Что почувствовал лис, когда повстречался со
львом?
— В каких ситуациях можно испытывать те же
чувства, какие испытывали лев, лис?
Задание 3. Творческая работа
После дискуссии ведущий раздает учащимся
листы, цветные карандаши, краску, глину, цветную
бумагу, клей, ножницы и предлагает разделиться на
группы и выполнить задание, в котором они должны
придумать эмблему добра (можно сделать рисунок,
аппликацию или фигурный знак, придумать
стихотворение). Затем каждая группа представляет
свой вариант в виде маленькой сценки.
Задание 4. Игра «Узнай чувство»
Учащимся раздаются карточки с различными
эмоциональными состояниями. Каждому нужно
прочитать свою карточку и изобразить это
состояние. Остальные должны понять, какое
чувство испытывает участник. Желающие могут
использовать краски, цветную бумагу для
обозначения своих чувств.
Например:
—Я сильно радуюсь.
— Я приобретаю новых друзей.
— Я волнуюсь, испытываю тревогу.
— Я одинок.
Анализ упражнения:
— С кем вы говорите о своих чувствах?
— О каком чувстве говорить труднее?
— Почему важно, чтобы мы могли говорить о своих
чувствах?
Задание 5. Игра «Мой друг»
(Модификация игры «Рукопожатие»).
Ведущий. Разбейтесь на пары и
встаньте друг напротив друга.
Задание следующее: поприветствуйте друг
друга рукопожатием и закройте после этого глаза.
Теперь осторожно разъедините руки, но оставьте
свою руку в том положении, в котором она была в
момент рукопожатия.
Сделайте три шага назад (очень медленно и
осторожно) и замрите на минуту. А теперь по звонку
колокольчика двигайтесь в сторону партнера — с
закрытыми глазами, медленно и осторожно — и
попытайтесь найти его руку, чтобы еще раз пожать
ее и сказать ему комплимент.
Итог занятия
Учащиеся становятся в круг. Перебрасывая мяч
друг другу, говорят, что им больше всего
запомнилось (или понравилось) на занятии.
Юлия ПАВЛЮК,
педагог-психолог МОУ «СОШ № 13»
Татьяна МАЗУРЕНКО,
педагог-психолог МОУ «СОШ № 43»,
г. Норильск,
Красноярский край
ЛИТЕРАТУРА
Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Как я
справляюсь со своим гневом. Как я справляюсь со
своей тревогой. Методические рекомендации. —
СПб: Речь, 2005.
Оклендер В. Окна в мир ребенка. — М.: Класс,
2005.