Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2009


Личный опыт

Плакат для диагностики

По нашему мнению, работу специалиста в сложных случаях — проблемы взаимодействия с детьми, подростками и старшеклассниками, не готовыми пока к открытому диалогу, — облегчает использование серии плакатов Г.Б. Мониной и Е.К. Лютовой-Робертс. Это серия плакатов для диагностической, консультативной, педагогической, психотерапевтической индивидуальной и групповой работы: «Как я справляюсь со своим гневом», «Как я разрешаю конфликты», «Как я справляюсь со своей тревогой», «Как я преодолеваю трудности», «Как я решаю свои проблемы».

Плакаты и прилагаемые к ним карточки могут быть использованы в качестве самостоятельного пособия в психологической практике с клиентом и в комплексе с другими материалами. Работа с плакатами, как правило, совместима с рисованием, лепкой, элементами игровой терапии, ролевыми играми.

Данный психологический инструментарий эффективен в решении ряда проблем, часто встречающихся в работе школьного психолога: это и тревожность, и агрессивность, и проблемы поведения в школе и дома, проблемы в сфере общения (застенчивость, низкая коммуникативная культура, конфликтность и др.).

Одной из задач школьного психолога является психологическое сопровождение учащихся 1, 5, 10-х классов. В процессе исследования адаптационного периода этой группы детей мы включаем в диагностический пакет и вышеупомянутые плакаты, так как считаем, что данная методика дополняет и расширяет границы изучения учащихся. По нашему мнению, она обладает большим диагностическим потенциалом.

В нашей практике встречались случаи, когда результаты психологической диагностики по разным методикам были различными. Например, эмоциональное состояние первоклассников, исследуемое с помощью тестов Люшера, Тэммл — Дорки — Амен, оказывалось в границах нормы, а диагностическая проективная методика «Как я справляюсь со своей тревогой» показывала большое количество деструктивных выборов, что позволяет сделать вывод о тревожном состоянии обследуемых. Наличие эмоциональных проблем подтверждалось и нашими наблюдениями за поведением ребенка в классе, беседами с педагогами, родителями, а также рисуночными тестами. Ребенку предлагалось с закрытыми глазами представить себе, как он изобразит свой страх с помощью красок, линий, форм и символов (В. Оклендер), или просто нарисовать свой страх.

С помощью плакатов Мониной и Лютовой-Робертс мы провели исследование, в котором приняли участие 350 человек. Оно дало интересные результаты. Так, 7–8-летние дети умеют конструктивно решать возникающие в общении с окружающей их средой проблемы, а 12–13-летние — не умеют.

Работа с плакатами первоклассников показала, что они демонстрируют большее количество конструктивных выборов в вопросе «Как ты справляешься со своей агрессией?». Дети охотно вербализуют свои эмоции и дают определения понятиям «злость» и «гнев», разводят понятия «добро» и «зло», «хорошо» и «плохо». Высказывания детей на эту тему: «злость — злой человек», «злость — это когда кто-то на кого-то ругается», «доброта помогает человеку, делает его лучше», «доброта — это когда заступаешься, никого не обижаешь».

А дети в возрасте 12 лет затрудняются с ответом на эти вопросы и не могут выразить свои эмоции. На вопрос: «Что такое злость?» — они отвечают: «не знаю». И в диагностической работе с плакатами учащиеся среднего звена демонстрируют большее количество деструктивных способов реагирования. Во время коррекционной работы с детьми этого возраста плакаты следует использовать чаще «с целью расширения поведенческого репертуара и жизненного опыта» (Г.Б.Монина, Е.К.Лютова-Робертс. Методические рекомендации).

Учащиеся в возрасте 16–17 лет воспринимают гнев и злость как негативные, социально отвергаемые эмоции. На вопрос, испытывают ли они когда-либо злобу, решительно отвечают «Нет, я добрый», в рисунках выражают свое отрицательное отношение к эмоции «злость» — рисуют социально одобряемые образы, а при работе с плакатом «Как я справлюсь со своим гневом?» учащиеся 16–17 лет показывают большее количество конструктивных способов реагирования. Может быть, это связано с убежденностью старшеклассников в том, что условием профессиональной успешности в обществе является позитивная модель поведения.

Следующий этап работы с плакатами — коррекционный (с использованием арт-терпии, игровой терапии). Критерием успешности можно считать появление новых конструктивных способов реагирования на ситуации, вызывающие тревогу, волнение, отказ от деструктивных способов (плакат «Как я справляюсь со своей тревогой»).

Таким образом, благодаря легкости в обращении, доступности и результативности работы данные плакаты могут быть использованы не только психологами и психотерапевтами, но и педагогами, классными руководителями для внеклассной работы с целью сплочения коллектива, предотвращения конфликтных ситуаций в классе, для нахождения контакта с семьей.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Занятие
для учащихся 5–7-х классов
по развитию эмоциональной сферы

Цель: профилактика социально-эмоциональных проблем у учащихся, улучшение психологического климата в классе.

Задачи: способствовать осознанию необходимости в разных ситуациях использовать разные стратегии поведения; актуализация опыта и знаний, относящихся к эмоциональной сфере; тренировка умения выражать свое эмоциональное состояние.

Оборудование: листы формата А4, цветные краски, карандаши, глина, цветная бумага, клей, ножницы, мяч, колокольчик, плакат с изображением различных эмоций, плакат «Как я справлюсь со своим гневом?».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Разминка: «Как тебя зовут?»

Каждый держащий мяч в руке называет свое имя, при этом называя свое эмоциональное состояние (например, Таня — веселая), и бросает мяч следующему участнику. Получивший мяч продолжает игру таким же образом. На стене висит плакат с изображением различных эмоций в помощь учащимся, которые затрудняются назвать свое эмоциональное состояние.

Работа с плакатом
«Как я справлюсь со своим гневом?»

Задание 1.

Работа над способом реагирования на гнев

Предварительный этап

Краткая беседа с детьми «Что такое гнев, злость?», выяснение ситуаций, которые вызывают у детей подобные реакции

Знакомство с плакатом

Ведущий предлагает познакомиться с плакатом, рассмотреть его, обсудить возникшие у детей вопросы, затем сам задает вопросы:

— Как вы думаете, имеет ли этот плакат отношение к вам?

— Может ли этот плакат помочь вам? Каким образом?

Обсуждение

Ведущий обсуждает с детьми способы реагирования на ситуации, вызывающие гнев, задает участникам вопрос, как они в реальной обстановке (в школе, дома, на улице) реагируют на травмирующие ситуации.

После того как желающие высказались, ведущий зачитывает возможные варианты реагирования и просит каждого участника выбрать только один, который тот привык использовать чаще всего. Этот вариант (у каждого свой) участники записывают на выданной каждому карточке.

Затем все участники подходят к плакату и размещают на нем свои карточки с ответами. Ведущий обобщает предложенные варианты и делает вывод, какие способы реагирования характерны для данной конкретной группы.

Выбор ответа

Ведущий вместе с участниками выбирает один, наиболее эффективный, по мнению данной группы, и привлекательный ответ.

Задание 2. Чтение притчи

ЯРОСТЬ

Однажды лис сказал мыши:

— Я — царь зверей!

— Конечно, ты, — сказала испуганная мышь.

Затем лис увидел котенка.

— Не я ли царь зверей? — прорычал он.

— Конечно, ты, — пролепетал испуганный котенок.

Затем лис схватил кролика, потом куропатку и, наконец, крота. Все безропотно соглашались, что царь зверей — лис. Внезапно увидев льва, лежащего на лужайке, лис подбежал к нему, выкрикивая, что он царь зверей. Не говоря ни слова лев оглушил его ударом лапы и зарычал. С трудом поднявшись на ноги, лис сказал:

— Знаешь, сила — не ответ на обращение. Я задел твои чувства, и все, что ты мог, — прийти в ярость. — С этими словами лис заковылял прочь.

После чтения притчи ведущий предлагает учащимся обсудить следующие вопросы:

— Согласны ли вы с названием притчи, могли бы вы назвать ее по-другому?

— Какие качества были присущи лису?

— Какие преимущества были у льва, какие недостатки?

— Что почувствовал лис, когда повстречался со львом?

— В каких ситуациях можно испытывать те же чувства, какие испытывали лев, лис?

Задание 3. Творческая работа

После дискуссии ведущий раздает учащимся листы, цветные карандаши, краску, глину, цветную бумагу, клей, ножницы и предлагает разделиться на группы и выполнить задание, в котором они должны придумать эмблему добра (можно сделать рисунок, аппликацию или фигурный знак, придумать стихотворение). Затем каждая группа представляет свой вариант в виде маленькой сценки.

Задание 4. Игра «Узнай чувство»

Учащимся раздаются карточки с различными эмоциональными состояниями. Каждому нужно прочитать свою карточку и изобразить это состояние. Остальные должны понять, какое чувство испытывает участник. Желающие могут использовать краски, цветную бумагу для обозначения своих чувств.

Например:

—Я сильно радуюсь.

— Я приобретаю новых друзей.

— Я волнуюсь, испытываю тревогу.

— Я одинок.

Анализ упражнения:

— С кем вы говорите о своих чувствах?

— О каком чувстве говорить труднее?

— Почему важно, чтобы мы могли говорить о своих чувствах?

Задание 5. Игра «Мой друг»

(Модификация игры «Рукопожатие»).

Ведущий. Разбейтесь на пары и встаньте друг напротив друга.

Задание следующее: поприветствуйте друг друга рукопожатием и закройте после этого глаза. Теперь осторожно разъедините руки, но оставьте свою руку в том положении, в котором она была в момент рукопожатия.

Сделайте три шага назад (очень медленно и осторожно) и замрите на минуту. А теперь по звонку колокольчика двигайтесь в сторону партнера — с закрытыми глазами, медленно и осторожно — и попытайтесь найти его руку, чтобы еще раз пожать ее и сказать ему комплимент.

Итог занятия

Учащиеся становятся в круг. Перебрасывая мяч друг другу, говорят, что им больше всего запомнилось (или понравилось) на занятии.

Юлия ПАВЛЮК,
педагог-психолог МОУ «СОШ № 13»
Татьяна МАЗУРЕНКО,
педагог-психолог МОУ «СОШ № 43»,
г. Норильск,
Красноярский край

 

ЛИТЕРАТУРА

Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Как я справляюсь со своим гневом. Как я справляюсь со своей тревогой. Методические рекомендации. — СПб: Речь, 2005.

Оклендер В. Окна в мир ребенка. — М.: Класс, 2005.