|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тренинг на все временаВ последние годы в России появилось огромное количество книг, посвященных психологическому тренингу. Нашим читателям хорошо известно, что многие из этих книг удивительным образом похожи между собой и содержат описание одних и тех же тренинговых упражнений. Но есть и среди российских психологов авторы самобытные, яркие, неординарные. Именно к таким относится знаменитый тренер и автор бестселлеров о групповой работе Иннокентий Тренерский. Многочисленные книги этого специалиста резко выделяются на фоне психологического ширпотреба нестандартными размерами, яркими обложками и наличием на последних его фамилии. Самого автора отличает не только высочайший профессионализм, но и потрясающая личная скромность, о чем он любит регулярно напоминать. Сегодня мы публикуем выдержки из новой работы Иннокентия Тренерского «Групповая работа как способ самореализации ведущего». ВВЕДЕНИЕ Однажды один человек задал другому вопрос, а тот не ответил. Эта известная притча, на наш взгляд, хорошо отражает ситуацию во многих науках, а в некоторых — в особенности. Самый яркий пример такой науки — психология. В данной книге вы встретитесь с новыми понятиями — «группология» и «группование», а также их производными. Несмотря на кажущееся сходство названных понятий оно действительно существует. Группология — новая научная дисциплина, родственная групповедению и группознанию, но, в отличие от них, содержащая в названии букву «л». Объектом группологии выступают основные проявления группизма, а предметом — основные особенности этих проявлений. Теоретическая группология пока еще недостаточно развита, в том числе в силу недостаточного развития ее отца-основателя (скромного автора данной работы), тогда как прикладная и практическая группология давно и успешно реализуются в групповой работе, проводимой в психологических тренингах. Группованием же именуют особую область заработка посредством так называемых психологических дрянингов, в ходе чего в основном и проявляется группизм, доступный объективному и субъективному наблюдению и исследованию. Многие стороны группологии отражены в научных и иных публикациях автора, для которых в настоящее время строится дополнительный отдел Ленинской библиотеки на базе площадей освобождающегося здания аэропорта Шереметьево-2. Хочется надеяться, что предлагаемая вашему вниманию книга окажется нужной и полезной не только для автора, очередной раз удовлетворившего свои эгоистические потребности, но и для кого-нибудь еще. С уважением к себе
Часть 1.
|
№ п/п | Наименование черты или части тела |
Количество (согласно инвентарной ведомости) |
Характе- ристика |
1 | Руки | 2 | загребущие |
2 | Ноги | 2 | разные |
3 | Туловище | 1 | Выделяется п. 4 |
4 | Живот | 1 | Заметный |
5 | Подбородок | 1 (пока что) | Обычно прячет под бородой |
6 | Лицо | Кол-во точно не установлено | Милое |
7 | Голова | 1 | Не дает покоя п. 2 |
8 | Рост | 1 | Средний |
9 | Интеллект | 1 | Не определим |
10 | Талант | Много | Растет |
11 | Продуктивность | Очень много | Нарастает |
3. Психологические особенности ведущего как группового субъекта.
Цели — отдаленные и неосмысленные, за исключением обогащения и мировой славы
Нормы — манипуляция, многословие, принцип Я.
Часть 2.
Психологические игры и упражнения для тренинга
Баранья голова, надувная кукла, шестерка. Участники группы по очереди называют так ведущего. Порядок значения не имеет. Игра направлена на получение удовольствия участниками группы.
Коллективный счет слов-паразитов в речи ведущего. Участники по очереди называют известные им числа натурального ряда. Побеждает тот, кто знает число, большее 250.
«Пойми меня». Участники, разбившись на пары, стараются при помощи мимики и жестов передать друг другу фразу: «Фрустрационная толерантность развивается у субъекта как способность противостоять фрустрации — такому психическому состоянию человека, которое вызывается объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи; переживание неудачи». Продолжительность игры — не более 12 часов. Цель — развитие фрустрационной толерантности.
«Черное и белое». Каждому участнику игры дается взятка и пара шаров — черный и белый. Задача каждого — найти урну (или ведущего) и бросить в нее (в него) один из двух шаров. Вместе с тем, поскольку игра групповая, каждый участник должен постараться угадать, какой шар выберет большинство, и бросить именно такой. Результаты оцениваются следующим образом:
Шар участника | Шары, выбранные большинством | Оценка участника |
белый | черные | Вы (участник) — выдающийся ученый, они — идиоты. Но это, увы, неважно, хотя денег жаль |
черный | белые | Ты очень нехороший человек. Но это, слава богу, неважно, хотя денег жаль |
черный | черные | Все остальное неважно, хотя денег жаль |
белый | белые | Денег тем более жаль |
По результатам игры и по усмотрению ведущего участникам раздаются улыбки и подзатыльники.
Доверяющее падение
1-й вариант. Участник группы встает на подоконник и падает на руки других участников группы, которые в последний момент по команде ведущего разбегаются в разные стороны. Ведущий предлагает желающим повторить упражнение. Если таковые находятся, это интерпретируется как показатель высокого внутригруппового доверия.
2-й вариант. Ведущий сообщает участникам группы, что доверяет им, и публично совершает моральное падение.
Интеллектуальная угадайка
Участники игры разбиваются на группы, по одному человеку в каждой, и стараются угадать, в каком из предложенных вариантов правильно названы труды И. Тренерского.
Варианты:
• Труд «Создал человека».
• Х.К. Андерсен. Сказки и истории. (Буквы «Х» и «К» в слове «Андерсен». В соавторстве. Личный вклад — 50%).
• Записи в сберегательной книге. Личный вклад неизвестен.
• «Избранные знаки препинания» (М.: Наука. 250 п.л.).
• Большая советская энциклопедия (на правах рукописи).
• «Война и мир» (под псевд., личный вклад 0%).
• «Групповая работа как способ самореализации ведущего».
Ассоциации. Участникам предлагаются новые варианты известной игры: «Какое же я животное?» и «Какая я скотина!», позволяющие конкретизировать метафорический строй внутригрупповых коммуникаций.
Дискуссия. Участники делятся на внешний (наблюдатели) и внутренний (дискутанты) круги. Ведущий дает тему для обсуждения: «что плохо в современной власти и почему нет ничего хорошего». Наблюдающие ведут протоколы и расписываются как свидетели.
Рекламный ролик. Ведущий обращается к участникам группы: «Вам хорошо известно, что такое реклама. День и ночь СМИ рекламируют всякую чушь. Вам предлагается… прорекламировать конкретного человека — вашего любимого ведущего. Как обычно, за право дать рекламу надо платить. Деньги сдавайте ведущему».
Стул откровений. Вначале ведущий объясняет, в каком смысле используется слово «стул» и какой смысл обретает при этом слово «откровение». Ведущий должен почувствовать момент, когда группа «созревает» для принятия этого упражнения и способна на глубокое проживание такого опыта. Согласившегося предупреждают, что он не должен сдерживаться, и тогда другие ответят ему тем же.
День рождения. Ведущий произносит текст в сопровождении негромкой лирической музыки («Марш энтузиастов», «Мурка», «Семь сорок» и т.п.): «Давайте пофантазируем и представим, что сегодня у самого дорогого для вас, самого авторитетного, самого умного, красивого, любимого вами человека — вашего ведущего — день рождения. В такой день принято дарить подарки. Внимательно посмотрите на этого человека. Что он ценит больше всего на свете? О чем мечтает? Если угадаете, деньги и спиртное кладите на стол».
Вопросы для обсуждения и групповой рефлексии:
1. Согласны ли вы, что два рубля больше, чем один? Объясните, почему.
2. Полагаете ли вы, что другие участники — хорошие люди? Если да, объясните, как такая чушь пришла вам в голову.
3. Сколько букв в слове «ведущий»? Обоснуйте ваш ответ.
4. Допустим, вы выпрыгиваете из самолета в самый центр Сахары. Что вы возьмете с собой:
• Красную Шапочку
• Хрустальную туфельку
• Синюю бороду
• Спящую красавицу
• Карту Шатурского района Московской области
• Книгу И. Тренерского
• Две книги И.Тренерского
• Еще одну книгу И.Тренерского
Ответ можно не давать. Все понятно. Вы правы.
5. На досуге поразмышляйте о сценариях следующих игр:
• Ваша первая встреча с недружественной цивилизацией.
• Ваша первая встреча с дружественной цивилизацией.
• Ваша первая встреча с цивилизацией.
Заключение,
незримо присутствующее в любой книге по
психологическому тренингу
Милый читатель!
Если ты дочитал до этого места, то потратил время зря и полный дурак. А если не дочитал, то ты умница, но об этом не узнаешь, потому что до этих слов не дочитал, дурачина ты этакий.