Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №8/2009


Первая полоса

Кто из нас не помнит из своего детства магическую формулу: «А давайте поиграем...», после которой скамейка возле подъезда вдруг мгновенно превращалась в пиратский фрегат, низкорослые заросли кустов непостижимым образом приобретали очертания крепостных стен, а лохматый Петька с восьмого этажа, поглаживая очевидную для него и для нас бороду, водил эфесом шпаги по морской карте?

Игра имеет много таких свойств, которые позволили ей шагнуть из обычной детской жизни в мир психологии и стать эффективнейшим инструментом работы специалистов. Благодаря игре интенсифицируется процесс обучения, закрепляются новые поведенческие навыки, обретаются казавшиеся недоступными ранее способы оптимального взаимодействия с другими людьми, тренируются и закрепляются вербальные и невербальные коммуникативные умения. Но ведь игра не только для детей! Она способна создать условия для самораскрытия, обнаружения творческого потенциала взрослого человека, для проявления искренности и открытости, образуя психологическую связь человека с его детством.

Игра, применяемая психологом, позволяет взрослому человеку снять оковы внешне благопристойных и привычных социальных норм со своего внутреннего ребенка. Выскочивший «чертик из табакерки» оказывается вовсе не страшилищем, которого надо держать взаперти, а очень даже симпатичным созданием, обладающим таким забытым, но таким очаровательным достоинством, как спонтанность (читай — подлинность). Отброшенная маска взрослой разумности осознается в этот момент атрибутом надуманного мира, девиз которого «Как бы чего не вышло». И человек испытывает непередаваемое удовольствие погружения в процесс проявления своего детского Я — живого, искреннего, увлеченного. Для многих это удивительно: оказывается, детство-то не осталось в прошлом, оно живет в нас и в игре празднует освобождение.

Игорь ВАЧКОВ,
главный редактор