Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №8/2009


Метод в теории и на практике

Символическая деятельность

Словосочетание «теория и методология игры» для многих практиков звучит страшновато и надуманно. Ведь по умолчанию мы все знаем, что такое игра. Действительно, как не знать! Как бывшие дети и будущие или настоящие родители, мы все знаем, как играют. И складывается обманчивое ощущение легкости и понятности. Уж что-то, а игру я проведу. И придумаю, если надо. Игра — это так просто…

Свобода, но в рамках

Хорошая игра — это действительно просто. Как все хорошо и качественно сделанное. Каждое действие, каждое слово и движение в такой игре естественны, как дыхание. Переход от одного действия к другому не вызывает никакого протеста или сопротивления. Правила логичны и справедливы. Результат понятен, хотя и трудно достижим, но тем интереснее его добиваться.

Хорошая игра творит чудеса со своими участниками. Ленивый ребенок в игре оказывается настойчивым. Импульсивный и раздражительный — последовательным и спокойным. Неловкий — осторожным и аккуратным, рассеянный — внимательным. Эгоцентрик начинает замечать других.

Хорошая игра — результат «шлифовки» многими поколениями игроков. Не год и не два ушли у разных поколений на создание таких шедевров, как «классики», «казаки-разбойники», «лапта». Современные дети продолжают творить игры, несмотря на «гибель» дворовых и сезонных дачных сообществ. Пока живы в человеке потребности в творчестве, свободе, самовыражении, будет жить и развиваться игра как особая форма индивидуального и коллективного бытия и со-бытия. А философы, педагоги и психологи будут изучать игру, пытаться ей подражать, искусственно выращивать, приспосабливая ее как инструмент к решению своих задач. И им не обойтись без всего того, что тяжеловесно называется «теория и методология игры».

Что такое игра? Чем она нам интересна? По каким законам должна создаваться? Чем специально созданная игра отличается от естественной, спонтанной? Наши ответы не претендуют на универсальность, но они помогли нам создать собственный подход, авторский метод, а значит, за ними стоит определенная правда.

Игра существовала задолго до того, как психологи и педагоги решили воспользоваться ее богатейшим потенциалом. Многое в ней говорит о том, что изначально она несла определенную педагогическую функцию: научить, передать опыт, сформировать ориентировочную основу будущего практического действия, подготовить. Однако эта функция оказалась «упакованной» в удивительную оболочку. Трудно придумать более «жизнесообразный» вид деятельности. Игра — яркий пример того, как иногда людям удается уложить процесс решения серьезных, сложных задач в привлекательную, «воздушную», человечную форму. На этом примере есть чему поучиться и педагогам, и психологам.

Вслед за Й. Хейзингой Ирина Телегина дает следующее лаконичное и понятное определение игры как особой деятельности людей: «Игра — символическая деятельность, моделирующая и преображающая реальность, отличающаяся высокой степенью спонтанности и свободы, но протекающая в рамках четко заданных правил и реализующаяся как в группе, так и индивидуально».

Игра как метод

Наш профессиональный интерес к игре понятен: в самом ее устройстве таится множество возможностей для организации грамотного воздействия на психологические процессы и состояния. Судите сами.

• Игра — целостная, самодостаточная деятельность человека. Как следствие: решение проблем мотивации; усвоение знаний и умений в ситуации деятельности, их востребующей; развитие навыков целеполагания.

• Игра выстроена на четких правилах и нормах. Как следствие: развитие навыков саморегуляции, усвоение моделей поведения.

• Игра — пространство «как бы». Как следствие: развитие образного мышления, воображения.

• Игра — целостное, естественное психофизиологическое состояние человека. Как следствие: возможность поддержания здоровья в процессе обучения, развитие эмоционально-чувственной сферы человека.

• Игра основана на инструкции, сюжете, требующих удержания на всем протяжении игры. Как следствие: развитие логического мышления и социального интеллекта, прогностических способностей, рефлексии.

• Игра во многих своих формах — интерактивная деятельность. Как следствие: развитие коммуникативных навыков, моделей сотрудничающего поведения, толерантности.

В ряде случаев педагоги и психологи просто копируют естественные игры, включая их в пространство своей работы с детьми и взрослыми. И тогда в качестве игровой разминки на развивающем занятии, а то и в качестве центрального упражнения занятия проводятся «Колечко», «Съедобное — несъедобное», «Штангер — стоп!» и другие. Но чаще, оттолкнувшись от исторического опыта человечества и воспоминаний собственного детства, они создают особые продукты — игровые методики.

Игровая методика — очень хитрая штука, этакая «игра с двойным дном». На поверхности — всё как в игре: сюжет и/или задача, интрига, правила и игровые действия, антураж, санкции… Но в самой глубине — некоторое профессиональное лукавство. То есть — развивающая задача, ради решения которой все и затевается. То, что в «просто» игре делается ради удовольствия, просто так, в игровой методике служит решению некоторой внешней задачи: формирующей, развивающей, корректирующей, обучающей и др.

В целом, игра как метод — символическая деятельность, обладающая всеми признаками Игры (см. выше), но при этом специально разработанная или модифицированная для решения профессиональной задачи.

Три источника

Создание игровой методики — особое искусство, заманчивое и очень непростое. Игровая методика должна органично сочетать игру и процесс решения задачи. Удивительно, насколько капризной и требовательной сразу становится игра в этой ситуации! Нам бы нужно вот здесь, по ходу, остановиться и обсудить… а сюжет не позволяет! Или вот такие нам нужны игровые действия, потому что с их помощью хорошо развивать тонкую моторику или произвольность… а сюжет не складывается! Или все придумали — сюжет, действия, правила, да непонятно, ради чего это всё дети будет делать… Как-то заумно и неинтересно получается. Какая же это игра!

Творческие муки создания касаются и маленькой «одноактной» игры, и большого развернутого игрового действа. Нам это хорошо известно по ситуациям разработки Больших психологических игр.

Большая психологическая игра (БПИ) — наш, авторский жанр игровой методики. БПИ — это игра-история, проживая которую участники получают опыт осознания, эмоционально-ценностного осмысления и практического преобразования своей жизни. Опыт, который может быть в виде метафоры, знания, способа действия, модели поведения, перенесен в реальную жизнь.

В своей методологии этот жанр восходит к трем источникам:

В БПИ всегда есть сюжет, в логику которого участники встраиваются в определенной роли, с определенной игровой задачей. Сюжет представляет собой позитивную историю, проживая которую участники получают опыт решения проблемных жизненных ситуаций. Очень многое в том, как развернется игра, зависит от самих участников, их личных и коллективных выборов. Это если очень кратко.

Принципы БПИ

В целом влияние этих источников воплотилось в принципах БПИ, которые, в свою очередь, подчиняют себе весь процесс создания и реализации.

1. Наличие идеи, ценностного постулата, ради осмысления которого задумана и реализована игра. Игра — способ восхождения к этой идее, живому, прожитому знанию. В логику игры заложена логика постижения идеи, восхождения к ценности, знанию.

2. Принцип проживания и осознавания. Игра выстроена как целостная неразрывная история, которую невозможно безопасно остановить, прервать, разорвать рефлексией.

3. Принцип со-бытийности. История, которая разворачивается в игре, даже если она сообщается всем и для всех звучит одинаково, обращена к каждому персонально: это его жизнь, его событие. Присутствие других, взаимодействие с другими позволяет сравнить свой выбор с выборами других людей, получить поддержку и обратную связь, увидеть альтернативы.

4. Принцип позитивной истории (нарратива). В сюжетной канве БПИ заложена некоторая позитивная история, которая может быть использована участником как эталон, модель, способ действия или основание для совершения выбора в его собственной реальной жизни.

5. Принцип ресурсности. Здесь важны два аспекта. С одной стороны, игра — ресурс саморазвития, творческой поддержки; с другой — сюжет (история) игры является отражением реальных возрастных или социокультурных задач и потребностей участников.

6. Принцип подобия. Игровая история подобна реальной жизни, может быть понята и интерпретирована в ее контексте.

В процессе создания такой игры важно понимать, что она по-разному разворачивается для участника и создателя (мастера игры). При проектировании игрового процесса очень важно учесть обе логики.

Развивающие задачи Инструментальные:
развитие навыков, умений, способностей, присвоение «живого» знания
Ценностно-смысловые:
формирование ценностных ориентаций, эмоционально-смысловой сферы личности
Типы БПИ «Игровые оболочки» Деловые и проектные игры Игры-«проживания» Игры-«драмы»

Развивающий эффект БПИ может быть достигнут только при проживании ее как целостного, завершенного в смысловом и эмоциональном плане процесса, проведенного по определенной схеме, с определенными акцентами до конца (до получения игрового результата и осознания идеи игры).

Типология БПИ

Потенциал БПИ огромен. Ее можно развернуть на решение ценностных задач: проблемы самоопределения, выбора, поведения в ситуациях ценностной недоопределенности. Она может служить инструментом самопознания и обучения техникам самоконтроля и саморегуляции. Игру как инструмент можно настроить на коммуникативные задачи, обучение навыкам проектной деятельности, логики размышления над проблемой. И так далее.

Трудно представить себе сюжет — непротиворечивый, обозримый по времени и пространству, с едиными правилами, — в который можно было бы вложить решение таких разных задач. Отсюда — необходимость создания типологии, разработки игровых моделей для решения различных развивающих задач.

Для нас размышления на эту тему вылились в следующую типологию БПИ.

Участник игры Знакомство с сюжетом-историей Погружение в историю, движение по логике сюжета Достижение игрового результата Перенесение игрового опыта в жизнь
Мастер игры Формулирование идеи игры, создание истории Развертка истории в последовательность игровых действий (событий игры) Воплощение идеи в игровом результате Формулировка идеи на языке реальной жизни участников

Конечно, в одной статье не расскажешь все то, что было предметом осмысления и творческой деятельности в течение многих лет… Но мне хотелось показать, что словосочетание «теория и методология игры» не такое уж страшное, что заниматься этим: а) интересно б) совершенно необходимо, если уж у нас хватило решимости взять на себя ответственность за создание игры.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук