Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №8/2009


Метод в теории и на практике

Шесть граней кубика ролевых игр

Даже жизни на краю,
даже несколько за краем
мы играем роль свою
даже тем, что не играем.

Игорь Губерман

Чем дольше занимаешься ролевыми играми, тем труднее в краткой и внятной форме объяснить, что это такое. Ролевые игры — это целый сектор жизни нашего общества, представленный собственно играми (культурными практиками), ролевыми сообществами (многочисленными объединениями молодежи), текстами, дикими ролевыми играми (своего рода субкультурами) и играми, педагогически одомашненными. Что же делать? Один замечательный человек в годы моей юности объяснил мне особенности человеческого познания. Он говорил примерно так: представим модель и условимся, что мир, окружающий нас, — это шар, а наше сознание может удерживать только плоскостной образ. Отсюда самый простой образ шара — круг на бумаге, а самый сложный — многогранник, приближающийся к шару, но не ставший еще шаром. Самый стандартный образ, доступный для познания мира (шара), — куб. Вот исходя из этой метафоры и представим ролевые игры в качестве кубика-шестигранника. По крайней мере, некоторое представление, первоначальный образ этого явления постараемся нарисовать.

Грань первая

Сегодня, наверное, трудно найти человека, который бы затруднился с ответом на вопрос: что такое ролевая игра? Однако даже беглое сравнение ответов убеждает, что респонденты говорят об абсолютно разных вещах: от сюжетно-ролевых игр в «дочки-матери» до сложных современных ролевых тренингов, приближающихся к психодраме, а может быть и уже ставших психологической драматизацией ощущений человека от жизни. Особое место среди всего этого игрового многообразия занимают ролевые игры, которыми занимаются тысячи клубов ролевых игр на территории всего русскоговорящего СНГ, Израиля, США. По крайней мере, о таком положении дел свидетельствует поверхностная пробежка по Интернету.

Почти бесполезно указывать, что ролевая игра предполагает: условность (вымышленность) ситуации, наличие ролей, скрытых или открытых правил. Это можно сказать практически о любых играх. И все же в очередной раз дадим определение ролевой игре. Под ролевой игрой мы будем понимать ограниченное по месту и времени соревнование в решении коммуникативных задач участников, исполняющих строго заданные роли в условиях четко определенной ситуации.

С этим определением беда какая-то, все его ругают. За что? Оппоненты утверждают, что не все ролевые игры представляют собой соревнование, существует множество ролевых игр, связанных с глубоким вживанием в образ.

Грань вторая

Состоит в таинстве появления на свет ролевых игр. Благодатной почвой для взращивания такого экзотического фрукта стали многие вещи.

Вот один пример. Взятие снежного городка, увековеченное в известной картине В.И. Сурикова по непосредственным наблюдениям художника, бытовало преимущественно на Урале и в Сибири. «Эта сложная затея, включавшая в равной мере элементы игры, спектакля и спортивного состязания, предварялась, как и катание с ледяных гор, участием молодежи в строительстве специального сооружения... Одна партия занимала крепость. Другая — шла на приступ. Осаждающие были конными и пешими. Последние лезли на стену, срываясь под хохот зрителей со скользкой ледяной поверхности, а верховые должны были по одному прорваться в ворота. Осажденные метлами, хворостинами, нагайками хлестали лошадь, пугали ее, чтобы заставить отступить... Потом победители шли торжественно по селению...» (Громыко М.М. Мир русской деревни). Традиции военных забав нашли любопытное преломление в практике военно-полевых игр «Зарница» и «Орленок», в романтике тимуровской работы.

Еще одно педагогическое явление, думается, сыграло важную роль в возникновении ролевых игр — практика коллективно-творческой деятельности и жизнедеятельность коммунарских объединений. Нельзя не упомянуть и неформальные объединения любителей фантастики 1970–1980-х годов в Советском Союзе, благодаря которым сформировался круг людей, ставших родоначальниками ролевых игр.

Определенную роль в созревании предпосылок к зарождению ролевых игр в нашей стране сыграло ощущаемое советской интеллигенцией отчуждение личности от общества. Ролевые игры предоставляли человеку возможность стать реальным субъектом социальных и политических отношений, пусть и в мире фэнтези.

Имеются свидетельства, что такие предпосылки созрели в 1978 году, когда на экраны вышел советский музыкальный фильм «Д’Артаньян и три мушкетера» и во дворах появились подростки, играющие в мушкетеров. Однако массового распространения ролевые игры не получили, видимо, материал был недостаточно «игропригоден».

Настоящий фурор произвели книги английского писателя Джона Рональда Роуэла Толкиена. Можно много говорить о соответствии этих произведений потребностям человека:

— в мифологическом отражении действительности,

— в деятельном выходе за рамки обыденного,

— в восстановлении, избавлении, утешении (С.А. Шмаков),

— в выходе рефлексии на уровень бытийных вопросов и ценностей: добро и зло, власть, ответственность и долг, справедливость и милосердие и др. (Н.Ю. Гаврилова).

Так или иначе, точкой отсчета следует считать проведение в Красноярске в 1990 году первых «Хоббитских игр».

Грань третья

Многообразие (классификация) ролевых игр. В любой классификации проявляется божественная ирония по отношению к человеческому познанию. Действительно, оснований для разделения ролевых игр на группы немало. Мы не будем предлагать четкие критерии, просто назовем несколько видов ролевых игр.

На первом месте малые игры (МИГи, павильонки, кабинетки) — ролевые игры высокой степени интенсивности, в которых участвуют от 11 до 25 человек. Проходят они в кабинете (павильоне), то есть в помещении — вузовской аудитории, школьном классе и др. Их продолжительность — от одного до трех часов. Одной из самых распространенных кабинеток является «Яхта», которую мы описали в 1994 году (Куприянов Б.В., Илика А.А. Коммуникативная ситуационно-ролевая игра «Яхта»: Методическая разработка. — Кострома: Вариант, 1995).

Есть БРИГи — большие ролевые игры, моделирующие большие социальные процессы (войны, революции, походы, эпохи). В этой разновидности игр участвуют сотни человек, местом проведения являются значительные пространства (еще одно название этого вида ролевых игр — полигонные). Полигон может занимать более десятка квадратных километров, длительность составляет от одного до пяти дней. Чаще всего полигонные игры связаны с фехтованием, преобладающая тематика — Средневековье или фэнтези, близкое контекстуально к рыцарским временам. Для БРИГов характерно моделирование экономики: сельского хозяйства, ремесла, малого производства.

Имеется целый ряд игр, занимающих как бы промежуточное положение между МИГом и БРИГом, — кратковременные, нередко военизированные игры на местности (ВРИГи — военные ролевые игры), имеют много общего с упоминавшимися «Зарницей» и «Орленком».

Не так давно появились так называемые городские игры, длящиеся не одну неделю и разворачивающиеся на всей территории города, конечно, отдельные площадки обговариваются. Выглядит это действо так: группы молодежи носятся по городу и время от времени устраивают поединки то на пустыре, то в метро. Со стороны это выглядит неоднозначно, но впечатление производит сильное.

Особое место занимают комплексные ролевые игры — игры-эпопеи, метаигры, включающие в себя собственно МИГи, он-лайн игру в Интернете, игру в городе. Метаигры проводит замечательная компания специалистов из московского агентства «Соллинг».

Грань четвертая

На любое педагогическое средство, думается, следует смотреть диалектически, следует понимать, что самое замечательное средство не является панацеей, то есть даже для решения вполне конкретной задачи имеются ограничения.

Остановимся на возможностях ролевых игр в воспитании (образовании) учащихся. Прежде всего, ролевые игры способны транслировать участникам ценности, причем процесс этот скрыт от глаз. Можно выделить две ценностные платформы, которые «работают» через ролевые игры. Для лучшего понимания воспользуемся условными названиями: «эффективный коммуникатор» и «благородный рыцарь — благородная дама».

Надо отметить, что платформы эти если и не взаимоисключающие, то достаточно непохожие. Для «эффективного коммуникатора» характерны: нацеленность на результат, достигаемый «здесь и теперь»; детальное видение ситуации взаимодействия, активность, инициативность, предприимчивость, мобильность участника, терпимость к чужой мировоззренческой позиции, самостоятельность и ответственность при принятии решений, ориентированность на поиск и привлечение внешних ресурсов.

Ценностная платформа «благородный рыцарь» в своей крайней форме выражается в бегстве от социальных реалий в свой вымышленный мир. Некоторые молодые люди, имеющие проблемы в сфере социального взаимодействия, замыкаются мысленно в образе «прекрасного эльфа», «брутального супергероя с двуручным мечом в одной руке и щитом — бронедверью в другой». Я нередко слышал упреки к педагогам, использующим ролевые игры, что есть риск для детей заиграться.

Еще одна возможность ролевых игр состоит в обучении участников деловому общению, что предполагает освоение целого ряда умений: ориентация в межличностных отношениях, в различных ситуациях, конструирование способов решения коммуникативных задач, освоение репертуара социальных ролей (подчиненный — руководитель, исполнитель, участник команды и др.). Можно сказать, что ролевые игры могут формировать у подростков опыт реализации собственных потребностей в рамках той или иной социальной роли, обобщенный образ решения ориентационной задачи в различных ситуациях взаимодействия, включающий осознание ценностей и целей, анализ ситуации, оформление альтернативы выбора, прогнозирование последствий того или иного выбора, волевую мобилизацию.

У ролевой игры есть замечательная возможность — стимулировать активность участников за счет следующих моментов:

— переживание азарта, приключения, эмоциональной напряженности, соперничества, успеха и поражения, собственной востребованности, престижности игрового статуса, занимательности мысленного и практического решения игровых задач;

— снижение тревожности и опасений за возможный неуспех во взаимодействии, возможность построения положительного образа «я» в собственном сознании, предоставление возможностей быть принятым, одобренным взрослыми или сверстниками;

— возможность проявить свои сильные стороны, индивидуальные способности, самостоятельность, получить удовольствие от процесса и результата игрового взаимодействия, реализация собственных способностей и возможностей.

Не секрет, что достижение успеха в ролевой игре зависит от сознательности участия (анализ и рефлексия собственного поведения). Отсюда возникают педагогические возможности стимулирования самопознания и самосовершенствования школьников.

Еще одна особенность ролевой игры, может и не самая главная, — это своего рода самодостаточность. Игры-эпопеи, описанные Б.В. Куприяновым, И.И. Фришман, С.А. Шмаковым, могут занимать значительную часть жизнедеятельности детско-подросткового коллектива.

Ограничения использования ролевых игр в воспитании таковы:

— процесс и результат ролевой игры создают возможности для анализа и рефлексии школьником собственного поведения, в то же время без специально организованных когнитивных выходов названный потенциал реализоваться не может;

— интенсивность процесса ролевой игры обусловлена высокой степенью эмоциональности участников, однако это обстоятельство препятствует включению воспитанников в анализ и рефлексию игры;

— в ходе ролевой игры происходит формирование социальной компетентности, но решение игровых задач требует от участника наличия соответствующего опыта, то есть овладение способами взаимодействия сопряжено с преодолением трудностей (рассогласованием между требуемым и наличным уровнями подготовленности к решению задачи);

— достижение успеха в ролевой игре обусловлено «скольжением на грани правил», поэтому ярко выраженное стремление к выигрышу приводит участника к нарушению правил игры и разрушению структуры игровых отношений.

Грань пятая

Психолого-педагогическая целесообразность использования ролевых игр:

— загородный детский центр (лагерь),

— общеобразовательная школа,

— подростково-молодежная общественная организация,

— епархиальный духовно-просветительский центр,

— центр психолого-педагогической помощи,

— учреждение дополнительного образования детей, учреждение молодежной сферы,

— учреждения профессионального образования (начального, среднего, высшего).

Существующая практика использования ролевых игр действительно обширна. Скажем, в летнем лагере это может быть одиночная ролевая игра, проведенная на заказ приехавшими специалистами, а может быть игра-эпопея, которая занимает всю смену и всех участников. Наиболее известными играми-эпопеями являются «Хоббитские игры» (Всероссийский детский центр «Орленок», 1991), «Страна Беллиора» (Нижний Новгород, 1995), нами и нашими учениками в Костромской области проведено 15 тематических смен (1994–2008): «Хроники Амбера», «Диалог культур», «Перекрестки миров». Достаточно широко используется ролевая игра в программах детского отдыха общественной организации «Коллекция приключений» (г. Москва).

В общеобразовательной школе также могут использоваться различные форматы: организация учебного и воспитательного процесса (в Москве есть такая школа — на Хавской), отдельный урок или внеклассное мероприятие (в рамках программы работы классного руководителя с ученическим коллективом), в любительском объединении. Конечно, построить весь образовательный процесс средствами ролевых игр весьма затруднительно, нужно сильно этого хотеть. Такой подход резко противостоит традиционной системе общеобразовательной школы. Что говорить, позиция учащегося кардинально меняется, когда, для того чтобы «выиграть борьбу за живучесть космического корабля», необходимо освоить основные представления об электричестве.

Впрочем, эти три формата (системообразующее средство, элемент учебной или воспитательной работы, занятия любительского объединения) могут существовать и в учреждении дополнительного образования, и в молодежном центре, и в учреждении профессионального образования (два последних формата). Нужно оговориться, что в сузе и вузе ролевая игра может работать на формирование профессиональных компетенций, особенно для специальностей социально-гуманитарного профиля.

В нашем арсенале есть опыт проведения ролевой игры в исправительном учреждении. Надо отметить, что игра «не пошла», так как пришла в противоречие с иерархией отношений осужденных — их «ролевая игра» оказалась актуальней. Проблемы возникали и когда игроков разделял социальный статус: педагоги и учащиеся в одной ролевой игре не всегда сыгрываются, стереотипы разрушают игровое общение.

Необходимо оговориться о такой вещи, как использование ролевых игр в деятельности центров психологической помощи. Ролевую игру можно встроить в различные виды психологических тренингов, такая практика стала массовой.

В последние годы развиваются новые форматы ролевой игры:

— родители заказывают своему чаду на день рождения ролевую игру, приезжают специалисты и проводят кабинетку,

— руководители заказывают для отдела, группы сотрудников ролевую игру, общие впечатления чаще сильнее общей пьянки, да и более позитивные.

На первый взгляд — всё везде просто, однако ролевые игры достаточно трудоемкие формы организации совместной деятельности, поэтому…

Грань шестая

Эта грань — технологическая. Ролевая игра — весьма трудоемкая вещь, для ее проведения даже без ясной педагогической цели, чтобы просто «интересно провести время», требуется много усилий. Искусством создания ролевых игр владеет не такое большое число людей. Написание игры — процесс сложный и, несомненно, творческий. Следует весьма серьезно отнестись к мнению, что ролевые игры — это один из современных видов самодеятельного художественного творчества и любительского искусства. Единственное, что в этом смысле упрощает задачу организатора ролевой игры, так это появившиеся в последнее время коллекции разработок – и отдельными изданиями, и в Интернете. Однако даже получив текст игры, организатор должен потратить много усилий, чтобы адаптировать игру к той группе, с которой будет иметь дело (это и мужские, женские роли, и несоответствие количества ролей числу участников).

Иная, гораздо более сложная работа потребуется в случае использования ролевой игры как педагогического средства. Значительные усилия, которые в Костроме были потрачены на создание педагогической технологии ролевых игр, привели к следующему набору технологических задач:

— авансирование — создание позитивного ожидания ролевой игры (1),

— информирование участника о возможностях игры в плане его развития и саморазвития (2),

— опробование — тренировка перед ролевой игрой (3),

— инструментирование — погружение в мир конкретной игры (4),

— ориентирование — помощь в определении собственной неигровой задачи участия в ролевой игре (5),

— собственно ролевая игра (6),

— вербализация игровых ощущений — проговор,

— внешняя оценка успешности участия в ролевой игре (8),

— анализ игры — восстановление ее хода, действий игроков, толкование развития игры в том или другом направлении (9),

— рефлексия собственного участия в игре (чувства, мысли, действия) (10),

— упражнение — отработка тех или иных действий, вызвавших в игре наибольшие проблемы (11).

Технология предусматривает осуществление вышеописанного набора в виде трех–пяти алгоритмов, где задачи повторяются в определенной последовательности ( см. «Алгоритмы…»).

Алгоритмы педагогической технологии ролевой игры

I II III IV V
1 3 1 2 1
3 4 2 5 2
4 6 5 4 3
6 7 4 6 4
7 8 6 7 5
8 9 7 8 6
9 11 8 9 7
    9 10 8
    10   9
        10

Как известно, необходимым компонентом педагогической технологии является педагог, который должен сочетать владение сложным инструментом и реализацию игровой педагогической позиции.

Итак, шесть граней кубика ролевых игр прошли перед взором читателя. Удалось ли нам нарисовать картинку этого явления? Будем надеяться, что удалось.

Борис КУПРИЯНОВ,
кандидат педагогических наук