|
|
«Дети любят играть, но у них не получается!»
Елена Олеговна, давайте поговорим о том, что такое игра. Термин «игра» употребляется и в широком значении — как непродуктивная деятельность, направленная не на результат, а на получение удовольствия. Ребенок играет «в лошадки», играет с кубиками, играет с мозаикой. В более строгом, научном смысле — это создание воображаемого пространства, действие в придуманном, фантазийном плане. Главный признак игры — расхождение реального и мнимого действия, когда ребенок подразумевает одно, а делает другое. Для игры характерны принятие роли, действия с предметами-заместителями. Именно такая игра является главной развивающей деятельностью дошкольника. Она ведет за собой развитие, и в ее недрах, в ее рамках складываются главные компоненты его психической жизни: образный план и представления, возможность управлять собой, сознание и самосознание. Любая игра развивает ребенка? Что касается развития детей, то, конечно же, все игры полезны для них. Прежде всего потому, что это свободная деятельность, которая должна доставлять ребенку удовольствие. Здесь познавательные и поведенческие аспекты обязательно связаны с радостью, с эмоциями. Именно соединение эмоционального и деятельностного плана делает игру развивающей. Этим игра отличается от обучения, которое очень часто бывает бессмысленным для ребенка и не затрагивает его мотивационную и эмоциональную сферы. Любая настоящая игра всегда интересна, всегда увлекательна для ребенка, и поэтому она является для него развивающей. Изменился ли характер игр у современных детей? К сожалению, ведущая деятельность ребенка переживает кризис. Для нее просто не остается времени ни в семье, ни в детском учреждении. Кроме того, к игре надо готовиться, надо учить ребенка играть. А вначале и руководить ею. Ведь игра не возникает спонтанно. Нужно, чтобы кто-то владел ее навыками, способами и содержанием и передавал их ребенку. Сейчас этим мало кто занимается. Проблема усугубляется еще и тем, что сегодня практически распались разновозрастные детские сообщества. Раньше игра естественным образом передавалась от старших детей к младшим, и никаких усилий взрослых не требовалось. А сейчас очень часто дети растут по одному в семье, нет дворов с их массовыми играми, нет свободного детского общения, поэтому естественный канал трансляции игры нарушен. И соответственно, чтобы дети играли, нужно, чтобы роль старшего ребенка взял на себя взрослый. А это значительно труднее, чем заниматься с детьми учебной деятельностью. Игра требует от взрослого творческих способностей, эмоциональной раскрепощенности, определенных усилий — и душевных, и физических. Взрослым это непросто. Поэтому и нет должного внимания к игре, обучения игре, точнее, специального приобщения к ней и, в конце концов, времени на игру. В детских садах на игру остается максимум 40 минут во второй половине дня. И даже в это время детей часто забирают на секции, кружки. Дети стремятся играть изо всех сил, а у них не получается! Являются ли компьютерные игры настоящей игрой? Наш анализ показывает, что в компьютерных играх ничего от игры как таковой нет. И хотя компьютерные игры бывают самые разные: существует даже типовая классификация этих игр, но ни в одной нет места для детской фантазии. Садясь за компьютер, ребенок должен лишь нажимать на определенные кнопки и выполнять команды, которые заложены в программе. Момент придумывания, фантазирования сведен к минимуму, а момент выполнения инструкции и правил — развернут. Поэтому для дошкольников это вообще лишено всякого смысла. Для первичного сенсорного развития малышу необходим реальный, а не виртуальный опыт. Мир должен быть сначала понят сенсорно, а образ предмета или явления должен быть выстроен самостоятельно, в собственном опыте. Только тогда это будет настоящий мир. Пассивное постижение виртуального пространства ведет к искажению не только восприятия и мышления, но и собственного бытия ребенка. Рассматривая натуральный объект, предмет, картинку, ребенок свободен — он может смотреть, может отвернуться, приблизиться или удалиться, спросить, исправить. С экранной картинкой дело обстоит иначе — она притягивает, не дает отвести глаз, навязывает свое мнение и лишает радости сделать открытие самому. Использование компьютерных игр и развивающих видеофильмов возможно только после того, как ребенок освоил традиционные виды детской деятельности — рисование, конструирование, восприятие и сочинение сказок. И главное — после того, как он научился самостоятельно играть в обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры). То есть можно говорить не только об игровой зависимости от компьютера, но и о зависимости экранной от смены ярких картинок? Сейчас вообще начали создавать фильмы для младенцев. У нас недавно на экспертизе была серия фильмов для детей от трех месяцев. Там перед глазами мелькают фрукты, овощи, животные, яркие краски — без всякой связи, без какого бы то ни было сюжета. И тут дело даже не в том, что это плохие фильмы, хотя они действительно плохие, а в том, что младенцев ни в коем случае нельзя сажать перед экраном. Однако такое времяпрепровождение малышей стало очень популярно, поскольку дает возможность родителям отдыхать, заниматься своими делами. А поскольку на обложках фильмов написано, что они развивают и воображение, и фантазию, и речь чуть ли не в 4–5 месяцев, то родители оставляют младенцев у экрана с легкой душой. Многие родители с восторгом утверждают: «Мой ребенок с удовольствием смотрит фильмы». Это действительно так: ребенок целиком поглощен происходящим на экране и не может от него оторваться. Но из этого отнюдь не следует, что это развивает усидчивость, внимание и сосредоточенность. Как раз наоборот. Фильмы для малышей сняты и смонтированы в режиме клипового восприятия — их завораживает мелькание сюжетов. Вот почему мы настаиваем на психологической экспертизе компьютерных игр и видеофильмов для детей. Производитель может написать все что угодно на любом изделии, а родитель доверяет производителю. Согласитесь, приятно поверить в то, что достаточно поставить ребенку диск или кассету и он будет развиваться сам по себе! Но это абсурд. Что еще недополучают современные дети, которые не играют в прятки, вышибалы, казаки-разбойники? Как раз то, что эти игры дают, — самоорганизацию. В игре дети сами должны выстроить план своих действий. Распределить роли, понять, что за чем следует, определить правила игры, жестко следить за их выполнением, согласовывать свои желания с партнерами. Все это проигрывается, тренируется, формируется в игре. И если у ребенка нет такого опыта общения со сверстниками, то всему вышеперечисленному просто неоткуда взяться. Потом, у детей в массовой игре появляется возможность выйти за рамки предметного пространства и что-то придумать, а следовательно, развивается фантазия. К сожалению, уровень воображения у современных детей гораздо ниже по сравнению с тем, что было 15–20 лет назад. Сейчас подрастает поколение молодых родителей, которые сами не приобщены к игре. Кто из взрослых может взять на себя такую функцию? Тот, кто умеет, и тот, кто понимает значение этой деятельности. Это, прежде всего, педагоги и психологи. У нас психологи в детских учреждениях выключены из педагогического процесса. Их основная задача — диагностика и коррекция. Психологическое просвещение родителей и воспитателей, восполнение тех дефицитов, которые складываются у детей, — это тоже, на мой взгляд, психологическая работа. Педагог больше ориентирован на выполнение учебной программы, а психолог должен хранить те нормы, те условия, которые способствуют нормальному развитию детей. Но для того чтобы психолог смог выступить своеобразным проводником детей в мир игры, его тоже надо этому обучать. Существует ли такая возможность? В нашем центре есть специальная двухгодичная обучающая программа «Игра и игрушка». На нее мы приглашаем всех желающих, в том числе родителей, воспитателей, гувернеров. Предусмотрена большая доля практики. То есть наряду с изучением теории там просто играют. И это очень увлекательно! Как только человек начинает играть, он ощущает радость от процесса, а это очень важно для эмоционального и профессионального развития. Но на такое обучение нужно время. У нас достаточно продолжительный курс: надо заниматься, тренироваться изо дня в день. В идеале такие курсы должны быть заложены в учебном плане подготовки психологов. Да, у нас подготовка специалистов в основном ориентирована на теоретические знания, хотя главное — это умение непосредственно работать с детьми, в том числе и в игровой деятельности. Здесь не важен даже уровень образования воспитателя или психолога, его знание теории, необходимо суметь обыграть ту или иную ситуацию, построить воображаемый план игры, найти материальные и психологические ресурсы для ее организации. Это настоящее искусство. Современные игрушки, такие как Барби, вряд ли открывают простор для фантазии… Игрушки — отдельная тема, про них я могу очень много рассказывать. Но поскольку мы говорим сейчас об играх, отмечу лишь, что к игрушкам очень много претензий. Выпускается масса игрушек для сюжетных игр, игр с правилами, дидактических, предметных игр, много спортивного оборудования. А нормальную куклу днем с огнем не сыщешь. Современные интерактивные куклы содержат встроенные механизмы, которые сами диктуют ребенку, что надо делать. Baby born, chou chou — самые популярные куклы. На них достаточно нажать, и они говорят ребенку: «покачай меня», «покорми меня», «поиграй со мной». И мягкие игрушки тоже кричат, мяукают, поют песенки. Понятно, что с такими игрушками играть нельзя. Можно только нажимать и слушать. А есть куклы, такие как Барби, с полным набором принадлежностей: у нее есть и туалетный столик, и помады, и расчески, и туфельки. Все это оборудование искусственно задает ребенку ограниченный спектр действий. Куклу одевают, переодевают, причесывают. Это не настоящая игра в куклы. Такие игрушки вообще не способствуют игре, а тормозят ее. Психолог в школе работает с детьми, с родителями, педагогами. Насколько возможно использование игр для психологической и психокоррекционной работы с ними? Тут много зависит от возраста. При работе с детьми, дошкольниками и младшими школьниками, а может быть, и с подростками игра — главная форма. Ребенок ведь не должен подозревать, что с ним работают. А когда ему предлагают игру, то он может органично включиться в терапевтический или коррекционный процесс. Главное, чтобы он принял эту игру, чтобы ему было интересно. Кроме того, его участие в игре должно быть мотивировано. И если он любит и умеет играть, то все принимает с удовольствием. Широко распространены дидактические, обучающие игры, где нужно усвоить определенную информацию. Дидактические игры — это игры, придуманные взрослым и организованные им для развития той или иной способности ребенка. Это могут быть коммуникативные игры, игры, воспитывающие нравственные и волевые качества, игры на развитие воображения. Они могут быть очень полезны. Главное, чтобы это оставалось игрой, чтобы в них присутствовал момент, затрагивающий интересы ребенка, соответствующий его потребностной и эмоциональной сферам. А как играть со взрослыми? Здесь самое главное, чтобы люди включались в эту игру. Взрослые, в отличие от детей, с трудом идут на контакт. Но если они начинают играть, то снимается зажатость, защитные барьеры, комплексы и общение становится более свободным и раскованным. Многое зависит от психолога, который проводит занятия: он сам должен уметь играть. Не просто давать инструкции, а создавать игровую атмосферу. И тогда любого человека можно вести за собой, давая ему игровые задания и поручения. Некоторые специалисты замечательно умеют раскрепостить человека, дать простор его внутреннему ребенку. Тогда происходят настоящие чудеса! Что бы вы посоветовали начинающим психологам? Где они могут научиться играть? К сожалению, навыки игры очень трудно передавать через книги. Заочно не научишь ни ребенка, ни взрослого. Главное — осознать, что игра очень важна. И искать тех специалистов, которые умеют это делать. А дальше — наблюдать, учиться, не бояться лишний раз задать вопрос, что-то уточнить, попробовать самому. Беседовала Ольга РЕШЕТНИКОВА |